Инжинерные боеприпасы стр.16

2.7. МИННЫЕ ВЗРЫВАТЕЛИ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Взрыватели замедленного действия предназначаются для инициирования подрывных зарядов и. инженерных мин по истечении установленного времени замедления.

Для обеспечения безотказности взрыва подрывных зарядов, установленных для разрушения важных объектов, в каждый заряд устанавливается не менее двух взрывателей замедленного действия.

В данном разделе описаны взрыватели замедленного действия: часовые ЧМ'В-16, ЧМВ-60, ЧМВ-120 и электрохимический ЭХВ-7.

2.7.1. Взрыватель ЧМВ-16

Основные технические характеристики

 

Механический, часовой

 

0,6 кг

 

50 мм

 

115 мм

 

От 6 ч до 16 суток

 

1 сутки

 

2 ч

Точность срабатывания при установке на за-

 

медление:

 
 

±2,5 ч

 

±4 ч

Температурный диапазон применения,

±40° С

Устройство

Взрыватель ЧМВ-16 (рис. 20) состоит из латунного или пластмассового футляра, часового механизма, спускового механизма, ударного механизма и запала МД-2 (МД-5М).

Футляр 15 закрыт сверху крышкой 17 с резиновой прокладкой 16, а снизу (в неснаряженном взрывателе) — металлической пробкой 12 с прокладкой 13, которые поджимаются накидной гайкой 14. При снаряжении взрывателя на место пробки устанавливается запал МД-2 или МД-5М.

Часовой механизм заключен в корпус /, а его заводная пружина находится в барабане 2. Часовой механизм имеет анкерный ход. Зубчатое колесо 3 и лимб 4 жестко посажены на общей оси. Лимб имеет форму диска, на окружности - которого нанесено шестнадцать больших суточных делений, обозначенных числами от 1 до 16. Каждое большое деление разбито на двенадцать малых двухчасовых делений. Корпус часового механизма имеет три окна: два боковых для поворота лимба рукой и одно центральное с установочной риской 5 на его верхней рамке.

Спусковой механизм состоит из спусковой шайбы 6, посаженной на о:бщую ось с лимбом, спускового рычага 7 и пружины 8. Спусковая шайба имеет радиальную прорезь, в которую входит верхний конец спускового рычага в момент срабатывания взрывателя.

Ударный механизм состоит из втулки 9, ударника 10 и боевой пружины //. Ударник во взведенном положении удерживается зубом на нижнем конце спускового рычага, верхний конец которого упирается в спусковую шайбу.

Во взрывателях ЧМВ-16 более раннего выпуска (рис. 21) спусковой механизм рычажно-кулачкового типа. Запал ввинчивается непосредственно в резьбовое отверстие в нижнем конце футляра. Отверстие в неснаряженном взрывателе закрыто пробкой.

Взрыватель ЧМВ-16 хранится с незаведенной пружиной часового механизма и невзведенным ударником.

Принцип действия

Усилие заводной пружины через ряд пар зубчатых колес передается анкерному ходу, обеспечивающему равномерную работу часового механизма, и колесу 3 (ом. рис. 20), на одной оси с которым находятся лимб 4 и спусковая шайба 6. При работе часового

Инжинерные боеприпасы

Рис. 20. Взрыватель ЧМВ-16:

а — разрез взрывателя'; б — крепление запала МД-2; о — общий вид механизма взрывателя (ударник взведен); г — крепление запала МД-5М; 1 — корпус; 2 — барабан; 3 — зубчатое колесо; 4 — лимб; 5 — установочная риска; 6 — спусковая шайба с прорезью; 7 — спусковой рычаг; в —пружина спускового рычага; 9 — втулка; 10 — ударник; // — боевая пружина; 12 — пробка; 13 — прокладка; 14 — накидная гайка; 15 — футляр; 16 — прокладка; 17 — крышка; 18 — запал МД-2; 19 — запал МД-5М механизма колесо 3, лимб 4 и спусковая шайба 6 поворачиваются, делая один оборот за 16 суток. Спусковой рычаг 7 своим верхним концом упирается в ободок спусковой шайбы и скользит по нему, удерживая ударник 10 во взведенном положении. Когда лимб повернется 'настолько, что нуль шкалы совпадет с установочной риской 5 на рамке центрального окна корпуса, верхний конец спускового рычага под действием пружины 8 войдет в подошедшую к нему радиальную прорезь спусковой шайбы. Спусковой рычаг при этом повернется на оси и зуб на его нижнем конце выйдет из зацепления с ударником. Освобожденный ударник под действием пружины накалывает капсюль-воспламенитель запала и вызывает его взрыв.


⇐ вернуться назад| |читать дальше ⇒