Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Индустриальная цивилизация презентация. Индустриальная цивилизация: характеристика, черты. Взрыв социальной мобильности

Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 27. Мир человека индустриальной цивилизации

Изменения в материальном мире

В конце XVIII в., на заре индустриальной цивилизации, у положившего ей начало промышленного переворота было немало противников. Некоторые учёные даже утверждали, что быстрый экономический рост вызовет конфликт человека с природой: истощится земля, иссякнут запасы полезных ископаемых, меньше станет скота, рыбы, птиц. Ведь в ту пору земля казалась единственным средством получения пропитания и сырья, а главными источниками энергии считались уголь и дерево, ресурсы которых были огромны, но отнюдь не беспредельны.

Однако в XIX в. человечество нашло новые возможности, предвидеть которые в начале промышленного переворота, естественно, никто не мог. Были, в частности, открыты новые источники энергии и более экономичные способы её использования. К концу XIX в. резко возрастает значение нефтяной промышленности. Ещё одну новую энергетическую базу позволило создать освоение электрической энергии. Был изобретён и двигатель внутреннего сгорания, в дальнейшем совершивший подлинный переворот в транспорте, сельском хозяйстве и военной технике. Возникли электрохимия и электрометаллургия, изменился и городской транспорт – на смену конным экипажам пришли трамваи, а затем и автомобили и автобусы.

Американский изобретатель То?мас Э?дисон

В XIX – начале XX в. было сделано множество открытий и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации: телеграф, электрическое освещение, радио, телефон, воздухоплавание, автомобиль, кинематограф и пр. Совершенно преобразились труд и быт человека, что было связано с активным внедрением машин в производство. Правда, порой говорили, будто бы механизация труда ведёт к превращению работника в придаток машины, безличное существо, «винтик». Но время средневековых мастеров, которые любовно и неторопливо создавали штучные изделия, несущие на себе печать индивидуальности «автора», безвозвратно уходило в прошлое. Преимущества, которые давал человечеству технический и научный прогресс, год от года становились всё очевиднее.

Что привело к быстрому развитию научно-технического прогресса? Как он повлиял на окружающую среду и человеческое общество?

Взрыв социальной мобильности

В XVII–XVIII вв. значительно повысилась мобильность общества, т. е. у людей появилась возможность переезжать в другие города и страны, а также значительно изменять своё общественное положение. Социальная мобильность стала одной из важнейших примет индустриальной цивилизации. Она, в частности, сделала возможным появление в Северной Америке совершенно нового государства – США. В определённой мере это можно сказать и о странах Латинской Америки, завоевавших независимость в первые десятилетия XIX в. Ведь их население также во многом состояло из потомков европейских завоевателей (испанцев и португальцев) и насильно перевезённых из Африки негров.

Таким образом, европейское общество уже в XVII–XVIII вв. утратило былую стати?чность (т. е. неподвижность), в буквальном смысле слова придя в движение. Но в XIX в. происходит поистине взрыв социальной мобильности. Меняется и её содержание: мобильность становится менее стихийной, т. е. перестаёт зависеть от многих случайных обстоятельств. Так, в XVII в. многие протестанты, вероятно, предпочли бы остаться на европейской родине, если бы там они не страдали от религиозных гонений. А негров, массами вывозимых из Африки в трюмах кораблей, и вовсе никто не спрашивал, хотят ли они ехать в неведомую им Америку.

Основной поток переселенцев в XIX – начале XX в., как и прежде, направлялся в США. С 1820 г. и до начала Первой мировой войны, т. е. за 94 года, в США прибыло (главным образом из Европы) около 32 млн. человек. Среди них были англичане и французы, немцы и итальянцы, к концу XIX в. заметно возрос приток иммигрантов из Южной и Восточной Европы, в том числе и из России. Немало европейцев переселилось и в колонии – в Алжир и Индию, Канаду и Австралию и т. д. А на юге Африки возникли бурские республики со значительным белым населением. Белые колонисты охотно переселялись туда и после завоевания этих республик Великобританией.

На телефонной станции

Значительно выросла в XIX в. социальная мобильность и в среде тех, кто продолжал искать счастья на родине. Окончательная ликвидация сословных ограничений, расширение и укрепление круга буржуазно-демократических свобод, не очень быстрый, но стабильный подъём уровня жизни создавали благоприятные условия, при которых энергичные и предприимчивые люди могли принципиально изменить своё имущественное и социальное положение. Конечно, рабочему или крестьянину было гораздо сложнее попасть в верхи общества, чем тем, кому это практически гарантировалось родством или солидным капиталом.

Почему взрыв социальной мобильности произошёл в XIX в.? К каким изменениям в экономике и обществе он привёл?

Перемены в сознании людей

Серьёзные политические и экономические изменения в жизни общества, произошедшие к началу XX в., не могли не отразиться и на сознании человека индустриальной эпохи. Он всё яснее стал понимать свою ответственность не только за собственную жизнь, но и за судьбы общества. Развитие транспорта и различных систем связи способствовало восприятию человеком мира как единого организма.

Этому же помогало и постоянное расширение и углубление потока информации. К началу XX в. широкие массы населения могли получать сведения об интересующих их событиях (например, о ходе Англо-бурской войны или о результатах президентских выборов в США) едва ли не одновременно с очевидцами этих событий. Владельцы газет торопились как можно быстрее, опережая конкурентов, донести все важные известия до своих читателей.

Статуя Свободы в Нью-Йорке. Дар Франции американскому народу. Скульптор Ф. Бартольди

Вместе с расширением кругозора у человека эпохи индустриальной цивилизации менялось и качество его сознания: оно становилось более гибким, более чутким к «чужим» точкам зрения, позициям, теориям, о которых примерно до середины XIX в. знал лишь весьма узкий круг лиц. Прежнее безразличие значительной части общества к важнейшим явлениям жизни (политике, идеологии и пр.) создавало своего рода пропасть между основной массой населения и теми, от кого в той или иной степени зависели судьбы десятков, а порой и сотен миллионов людей. И это нередко позволяло властям государств действовать (а мыслителям – творить) вопреки интересам общества.

В течение XIX в. это положение последовательно изменялось. Государство шаг за шагом как бы передавало свои полномочия обществу, которое всё в большей мере становилось гражданским, т. е. способным к самостоятельной активности. Конечно, для этого были необходимы достаточно высокая зрелость и сознательность общества, его готовность взять на себя часть той ответственности, которая прежде лежала на государстве, на профессиональных политиках.

Разумеется, в каждой стране, в каждом обществе этот процесс развивался по-разному. Там, где демократические права и свободы появились и укрепились раньше, население быстрее реагировало на изменения в конкретной стране и в мире в целом. В тех же государствах, где права и свободы народа ограничивались либо им не уделялось должного внимания, возникал раскол между властью и значительной частью общества. Уровень общественного сознания в таких странах, как правило, был недостаточно развитым, оно нередко подвергалось воздействию примитивной радикальной пропаганды.

В каких странах в XIX– начале XX в. сложились наиболее благоприятные условия для возникновения зрелого гражданского общества? С чем это было связано?

Новое в мире идей

Духовный мир человека в условиях индустриальной цивилизации в течение XIX в. стал неизмеримо богаче. Изменения в сознании людей, о которых мы только что говорили, вызывали у них желание получать больше информации и активнее участвовать в жизни общества. Эти изменения привели и к тому, что всё больше людей стремилось приобщиться к новым философским и научным идеям, сопоставить их с собственными взглядами, которые становились более зрелыми и осмысленными. Этому способствовали реформы в области образования, проводившиеся во многих странах.

В то же время и сами идеи, теории и учения становились понятнее и доступнее людям. Современники были буквально потрясены работами английского естествоиспытателя Чарлза Да?рвина (1809–1882): ведь из них следовало, что человек вовсе не был сотворен Богом по своему образу и подобию. Дарвин, о теории которого продолжают спорить и в наши дни, утверждал, что человек был создан силами природы и произошёл от высокоразвитого животного – обезьяны. Конечно, многие современники приняли новую теорию в штыки: кому же захочется признать мохнатое сгорбленное существо своим «родственником»!

Чарлз Дарвин

Ещё большее неприятие вызвали труды Зи?гмунда Фре?йда (1856–1939). Этот австрийский врач-психиатр создал теорию психоанализа, позволяющую заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души. К возмущению многих, Фрейд увидел там примитивные страсти, вновь напомнившие о родстве человека с животным миром. Основываясь на многочисленных опытах, Фрейд показал, что в глубине человеческого разума скрыто подсознание – «кипящий котёл инстинктов», – которое подчиняется только стремлению к бесхитростным удовольствиям. И поэтому в сознании человека идёт постоянная борьба между разумным началом и животными инстинктами.

Исследования Дарвина, Фрейда и других учёных, казалось бы, развенчивали все прежние ценности. Но они помогали людям по-новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы сдерживать и контролировать их. На рубеже XIX–XX вв. это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества. Довольно широкое распространение получили неверие в разум и прогресс, эгоизм и даже нигили?зм (т. е. отрицание всего, всех культурных, моральных и прочих ценностей).

Некоторые мыслители в той или иной форме давали понять, что к началу XX в. европейская цивилизация, добившись предельных успехов, переживала тяжёлую болезнь, подобно тому как в конце даже самой яркой жизни всё равно наступает смерть. Именно такую картину рисовал в своём главном труде «Закат Европы» видный немецкий философ О?свальд Шпе?нглер (1880-1936). Но время показало, что «закат» был только кажущимся. Кризисные явления в политике и экономике, в настроениях общества не стали определяющими для его развития и в целом успешно преодолевались.

Подведём итоги

Значительные изменения в материальном и духовном мире человека эпохи индустриальной цивилизации постепенно меняли и его сознание. В ряде стран возникло зрелое гражданское общество, которое в союзе с государством стремилось содействовать прогрессу, росту благосостояния населения. Зрелость и растущая гражданская ответственность общества помогали преодолевать различного рода кризисы. И всё же серьёзнейший политический кризис привёл человечество к мировой войне.

1*. Какие научные открытия и изобретения, появившиеся к началу XX в… создавали угрозу для природы, человека и общества? Можно ли избежать негативных последствий, запретив «вредные» научные исследования?

2. Какие страны получили преимущество от массовой иммиграции? Каким она принесла вред? Почему?

3. В чём состояло преимущество стран, в которых сложилось гражданское общество? Почему им удавалось быстрее продвигаться по пути прогресса?

4. Что именно порождало у ряда мыслителей на рубеже XIX–XX вв. опасения тяжёлого кризиса цивилизации? Были ли для таких опасений объективные основания?

1*. К концу XIX в. увеличилась эмиграция из России в США. На основании того, что вам известно о США и о России конца XIX – начала XX в. (из учебника, другой литературы, кинофильмов и т. д.), составьте небольшой рассказ «от имени» русского эмигранта. Его профессию и социальное положение можете выбрать сами. Помимо того, что вам захочется «рассказать», обязательно вкратце осветите следующие вопросы: причины выезда из России; цели, которых эмигрант хотел добиться; его первые впечатления и отзывы о США.

2. Немецкий философ XIX в. Ф. Ницше в книге «Антихристианин» писал: «…больше силы, больше власти! Не мир, а война, не добродетель, а доблесть… Пусть гибнут слабые и уродливые – вот первая заповедь нашего человеколюбия! Надо ещё помогать им гибнуть».

Выскажите своё отношение к этим словам. Представители каких направлений общественной мысли XIX в. поддержали эти идеи, а каких – осудили бы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 6 На заре индустриальной цивилизации «К концу XVIII в. ранний капитализм и его промышленные организации, в которые впервые победоносно проникла новая техника, дали первый толчок росту общества. Появился новый социальный класс, численностью и силой превосходивший

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Формирование индустриальной инфраструктуры в России. Складывание системы монополистического капитализма Транспорт. Успешное функционирование сельского хозяйства и промышленности в условиях капитализма невозможно без развитой индустриальной инфраструктуры,

автора

Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина

Из книги История мировых цивилизаций автора Фортунатов Владимир Валентинович

§ 2. Начало индустриальной революции С наступлением Нового времени связывают начало формирования индустриальной цивилизации, которую обычно противопоставляют традиционной цивилизации. Само использование характеристик «цивилизация», «цивилизованный»,

Из книги История России. XX век автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Народ и власть в годы индустриальной революции Социальные отношения. В конце 20-х - 30-е гг. советское политическое руководство столкнулось с крайне сложной ситуацией. С одной стороны, ускоренный индустриальный рост являлся жизненной («стратегической») необходимостью

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

4. Создание индустриальной структуры экономики СССР В итоге социалистических преобразований и быстрых темпов роста промышленности в период строительства фундамента социалистической экономики складывалась новая прогрессивная структура народного хозяйства СССР с

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

VI. Аграрии у власти и эпоха индустриальной революции (1867–1905) Период господства аграриев: проблемы обороны и налогов (1867–1885) /197/ Парламентская реформа была проведена усилиями либерального среднего класса, но по иронии судьбы политическую власть в новом риксдаге

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

Идущий из Африки поток информации о различных формах ископаемого человека заставляет по-новому взглянуть на процесс выделения древнейших предков человека из животного мира и на основные этапы становления человечества. Прояснению многих проблем способствует и

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

Раздел VII Эпоха Великих революций. Новое время. Становление индустриальной

Из книги Никита Хрущев автора Лавриненко Наталья Евгеньевна

КАК МОСКВА СИТЦЕВАЯ СТАЛА МОСКВОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ Хрущёв, в отличие от многих тогдашних руководителей, предпочитал не засиживаться в кабинетах, а работать с людьми на местах. Настойчивый и энергичный, общительный и любознательный, он словно бы «вываривался» в людской

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

39. РОЖДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ К середине XVIII в. в Англии совокупность происходивших в обществе изменений привела к зарождению новой индустриальной цивилизации. Ее название связано с одним из важнейших факторов тех лет – индустриализацией. Под

Из книги Русский Холокост. Истоки и этапы демографической катастрофы в России автора Матосов Михаил Васильевич

2.3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ – ГЛАВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОГРЕССА Среди разных источников энергии есть один, который занимает в мире людей особое положение, – это сам человек. Обладание и управление этим источником энергии является целью любого

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 6 На заре индустриальной цивилизации «К концу XVIII в. ранний капитализм и его промышленные организации – в которые впервые победоносно проникла новая техника – дали первый толчок росту общества. Появился новый социальный класс, численностью и силой превосходивший

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 27. Мир человека индустриальной цивилизации Изменения в материальном миреПериод, о котором пойдет речь, не так уж велик для истории человечества – всего 125 лет (1789–1914). Известны даже люди, которым удавалось дожить до такого возраста. И если представить себе человека,

Из книги Освобождение России. Программа политической партии автора Именитов Евгений Львович

Медицина: гармония человека в природе, профилактика, раннее диагностирование и лечение человека Говоря о медицине, надо начинать со следующего. Медицина – это не совокупность и не система клиник и поликлиник, лечебных учреждений и медиков, научных институтов и

Из книги Форд и Сталин: О том, как жить по-человечески автора СССР Внутренний Предиктор

Индустриальная цивилизация Характеристики передовых стран: Быстрое развитие индустрии. Экономика управлялась классом капиталистов. Машинное производство. Разделение труда. Рост потребления природных ресурсов. Резкий рост населения. Индустриальное общество: часть Европы и Сев. Америка.


Империализм Нефтяной король Д. Рокфеллер поглощает мировой рынок. В н. 20 века у капитализма появились новые черты. Новый этап развития капиталистических государств получил название ИМПЕРИАЛИЗМ- «стремление к власти, к господству». В основе империализма лежало стремление к мировому господству, на основе не военного, а экономического могущества.












Технологический рывок Александр Попов передал первую радиограмму.


Братья Райт подняли в небо первый самолет, управляемый двигателем внутреннего сгорания.


Альберт Эйнштейн разработал частную теорию относительности.


Гибель «непотопляемого» пассажирского корабля «Титаник»




Рабочее движение и социализм Течения в рабочем движении Социал-демократическое Анархо-синдикалистское За замену капитализма социализмом. Отмена эксплуатации человека человеком. Экономика под контролем трудящихся, а не класса эксплуататоров. За закрепление социальных гарантий для рабочих в законах. К социализму приведет революция.


Учебник. Стр По какой причине появились профессиональные союзы? В чем разница между социал- демократами и анархо- синдикалистами?




Причины Первой мировой войны Развитые страны наращивали военное производство. Усиливалось влияние военных. Рост милитаризма. Полностью оформились два враждебных блока: Антанта и Тройственный союз. Милитаризм - рост настроений в пользу войны. Пацифизм - общественное течение против войны.


Причины войны: Борьба за передел колоний и рынков сбыта. Стремление к переделу границ в Европе. Необходимость отвлечь рабочих от социальной борьбы. Различия в политическом устройстве. Борьба между Германией, Австро- Венгрией и Россией за влияние на Балканах.

  • Образовательная –расширить и углубить знания учащихся об индустриальном характере экономики, проблемах и противоречиях модернизации, определить ее место в мировом развитии, оценить различные варианты и перспективы развития, уловить связь времен.
  • Развивающая – развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.
  • Воспитательная – воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Проблема (решать в течение урока)

Влияет ли индустриализация на характер и организацию трудового процесса, на роль в нем человека, на цивилизацию в целом.

План урока.

1. Рождение индустриальной цивилизации:

1.1. важнейшие особенности индустриальной цивилизации, ее отличия от традиционной (аграрной);
1.2. преимущества и недостатки индустриальной цивилизации глазами философов и экономистов XIX в.

2. Наука и технический прогресс:

2.1. роль естественных наук в промышленном обществе;
2.2. машины в жизни человека XIX в.

3. Индустриализация и монополистический капитализм:

3.3. основные формы организации производства в XIX и XX вв.;
3.4. последствия возникновения монополий для экономической жизни капиталистических стран.

Главная задача: показать принципиально разницу между аграрной (доиндустриальной, традиционной) цивилизацией и цивилизацией индустриальной.

Начало урока – интеллектуальная разминка. После нескольких предложений учащиеся сами определяют, о чем пойдет речь на уроке. (Рабочий материал урока, на столах.)

  1. Завершение промышленного переворота. От капитализма свободной конкуренции к империализму.
  2. Технический прогресс, его влияние на жизнь общества.
  3. Новые слои населения, новые проблемы, новые ценности.
  4. Изменения в общественно-политических взглядах.
  5. Влияние процесса модернизации ена развитие государственности.

Итак, все это мы называем – индустриализация.

А теперь определим значение этого процесса. Предлагаю вам ответить на вопросы: да или нет. Давайте подискутируем.

  1. Вправе ли государство наказывать тех граждан, которые всем своим поведением демонстративно ни в грош не ставят наши моральные ценности?
  2. Вам предложили пособие по безработице $1000 в месяц. Найдется ли такая работа, на которую Вы пойдете за плату в три раза меньшую?
  3. Прилично ли быть единственным отличником в классе?
  4. Откажетесь ли Вы от помощи хорошего знакомого Вашей семьи, проректора института, при поступлении в этот институт?

Задание.

Представьте себе, что подобный опрос провели в середине XIX века; в одной стране получено 100% ответов “Да”; в другой - 80% ответов “Нет”. Какая из этих стран имела лучшие перспективы превратить свое общество в индустриальное (“построить капитализм”)? (та в которой нет, почему).

Но прежде чем говорить об индустриальной цивилизации мы должны вспомнить, в чем состоят особенности доиндустриальной цивилизации. Вам предложено два определения, принадлежащих известным западным ученым.(раздаточный материал).

В доиндустриальных цивилизациях жизнь "представляет собой главным образом взаимодействие с природой. Рабочая сила занята преимущественно в добывающей промышленности: се6льском и лесном хозяйстве, горном деле и рыболовстве. Человек использует грубую мускульную силу, действует унаследованными от предыдущих поколений методами…" (Д.Белл.)

Цивилизации "первой волны" (то есть аграрные) " получали энергию от "живых аккумуляторов" – мускульной силы человека и животных – или от солнца, ветра и воды… товары обычно производились кустарным способом, изделия изготовлялись поштучно и на заказ…" (А.Тоффлер.)

На основании этих определений, а также материала изложенного в учебнике с.364-365 давайте разберем по группам характерные черты аграрной и индустриальной цивилизации (На доске расположены листочки с записанными характерными чертами, которые необходимо разобрать по группам (текст с ошибками).

Аграрная цивилизация Индустриальная цивилизация
В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы
Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются
Используется энергия от "естественных" аккумуляторов Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)
Производство имеет штучный характер Производство имеет массовый характер
Наука и производство практически не связаны Технический прогресс определяется научными достижениями.

К чему же ведет индустриальная цивилизация? Ответ к изобретениям.

Какие же изобретения были сделаны в XIX в? Ответы учащихся о перевороте в средствах транспорта, путей сообщения, новых источниках энергии, средствах связи.

Мало было изобрести, необходимо было, и применить эти изобретения. Так например, ветряная мельница известна с древнейших времен, но использовалась в качестве игрушки. Только около 800г. она превратилась в механизм для помола зерна, а 300 лет спустя, после 1100г., стала применяться и в корабельном деле (до этого паруса действовали лишь в тех случаях, когда дул попутный ветер, теперь можно использовать энергию бокового и встречного ветра). В индустриальную эпоху изобретения стали внедрять во все отрасли промышленности и ремесла, где это было возможно, и в кратчайшие сроки. Так, Д.Уатт использовал свою паровую машину для металлургии (подача воздуха в домну), а компаньон Боултон сообразил, что паровая машина годится для любой отрасли, особенно для текстильной промышленности. Через 35 лет американец Фултон пустил по реке Гудзон первый пароход, через 20 лет появился первый паровоз. К середине XVII века паровой двигатель изменил все производство – от изготовления стекла до книгопечатания. Изменения затронули как промышленность, так и сельское хозяйство.

Но возможно ли использование машин и механизмов неограниченно? Давайте рассмотрим проблему, предложенную Т.Мальтусом, учебник с.365. (относительная ограниченность природных ресурсов и необходимость поисков новых источников энергии)+(Раздаточный материал.)

Задание: Мальтус считал, что "воспроизводительная способность населения бесконечно белее велика, нежели способность земли обеспечивать человека средствами существования". Современные ученые на основе исторического опыта двух столетий опровергает эту точку зрения. По их мнению, природные ресурсы неисчерпаемы – надо только уметь ими пользоваться, то есть владеть технологией: "с помощью технологии плевела могут превратиться в зерна, а зерна - в плевела прямо на наших глазах".

Вопрос: Какие факты подтверждают это?

Что же является главным в развитии?

Ответ уч-ся: Главное в цивилизации - человек.

Создатели индустриальной цивилизации - внутренне свободные, уверенные в себе оптимисты, люди активные, деятельные, для которых приращение богатства - не самоцель скряги-накопителя, не возможность жирно есть и сладко пить, а новые и новые возможности для творческого труда во всем, в чем Создатель дал им таланты (от науки или торговли до земледелия или хлебопечения).

Общество, которое предоставляло таким людям свободу делать то, что каждый из них считал нужным (и без чего сама жизнь им была не в радость), за исторически короткий срок преображалось неузнаваемо - оно входило (часто исподволь) в новый мир индустриальной цивилизации со всеми ее огромными возможностями и мучительными противоречиями.

Благодаря усилиям немногих (каждого в какой-либо конкретной области) изменился строй жизни всех остальных. Преимущество в новом обществе получили те, кого раньше всеобщая молва осуждала, - индивидуалисты, непокорные родовым кланам, жаждущие новизны и свободы.

Жить в этом невиданном мире индивидуализма пришлось всем - и тем, кто хотел этого, и тем, кто от всей души осуждал новые веяния. В этом мире уже не было привычного деления на старших и младших; отныне все были “взрослыми”, “совершеннолетними”.

Почему в одних странах промышленная революция шла быстрее, а в других медленнее? От чего это зависело?

Мы уже почти ответили на этот вопрос.

Люди, способные своей деятельностью создать промышленную цивилизацию, в большем или меньшем числе есть в каждой стране, живут всюду (часто даже не подозревая о своем потенциале). Таким образом, темпы вхождения той или иной страны в индустриальную цивилизацию зависят от того, в какой степени государство и, самое главное, общество предоставляют личности свободу.
Здесь речь идет не только (и не столько) о государственной политике, сколько о готовности к существенным переменам в обществе, о том, насколько глубоко в общественное сознание въелись патриархально-клановые, “роевые” традиции.

Возрастные особенности наших учеников таковы, что перемены, индивидуализация жизни a priori окрашены для них весьма положительно. Думаю, будет полезно обратить их особое внимание на то, что новый строй жизни рождался болезненно, мучительно. Это поможет старшеклассникам ощутить трагическую “правду” “отсталых” консерваторов.
Это важно еще и потому, что в современной России вопрос о вхождении в индустриальную цивилизацию по-прежнему более чем актуален.

Анализ текстов №1 и 2 (темы для семинарских занятий), с.422, вопрос с.427.

Рассмотрим проблему, предложенную в начале урока.

А как же процесс индустриализации влиял на облик городов, образ жизни людей

Закрепление:

Заполнение схемы – (каждому ученику)

Вывод: индустриализация требовала концентрации капитала и производства.

О чем мы будем рассматривать на следующих уроках.

Домашнее задание: § 1 глIX

Словарь урока

Индустриальная цивилизация.

  • урбанизация – небывалый рост городов
  • индустриализация – постоянно нарастающее использование машин в производстве
  • демократизация политических структур – предпосылки для становления правового государства
  • стремительный рост знаний о природе и обществе.
  • секуляризация – освобождение духовной и социальной жизни от влияния церкви.

Все эти процессы, неразрывно связаны друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей

Чем вызван этот переход?

Обострение отношений между классами и группами населения

Общенациональный кризис

Буржуазные революции ускорили формирование наций, способствовали становлению новой морали, нового стиля жизни т.е. формировали человека нового времени

особое отношение

  • к труду
  • религии
  • обществу
  • семье и любви
  • к самому себе

Герои нового времени - буржуа – претензия на роль новой элиты в обществе.

Б. Франклин.

  • человек должен быть всем обязан самому себе, создать себя как личность.
  • деньги – критерий успеха, путь к независимости , к свободе личности от жестоких законов общества.
  • стань обеспеченным человеком – “и независимость будем твоим щитом и твоей защитой, твоим шлемом и короной”.
  • богатство накладывает на человека обязательства: нельзя, чтобы оно лежало праздно.
  • главные добродетели буржуа : воздержанность в еде и питье, немногословность, порядок, неукоснительное выполнение задуманного, бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность, опрятность, спокойствие, целомудрие, скромность.
  • методы достижения богатства должны быть нравственными.

Нравится ли вам образ буржуа – джентльмена, созданный Б. Франклином? Обоснуйте свой ответ.

Конспект открытого урока по истории для 8 класса.

Тема урока «Человек индустриальной цивилизации»(8 класс) .

Разработала и провела

учитель истории и обществознания

второй квалификационной категории

ГБОУ СОШ №667 г. Москвы

Апухтина Наталья Сергеевна

    Образовательная - расширить и углубить знания учащихся о мире человека индустриальной цивилизации, изменения материального мира человека, изменения сознания человека, представление о социальной мобильности, гражданском обществе, новое в мире идей.

    Развивающая - развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные умения и творческие способности, персонифицированное мышление.

    Воспитательная - воспитывать - чувство коллективизма и ответственности; в дискуссии - культуру полемики, терпимое отношение к иной точке зрения.

Тип урока - Комбинированный урок.

Приложение:тесты, листы самоконтроля, тексты с ошибками, презентация.

План урока.

1.Изменения в материальном мире

2.Взрыв социальной мобильности.

3.Перемены в сознании людей.

4.Новое в мире идей.

I.Организационный момент

II.Проверка домашнего задания

I вариант.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

2.Антанта б)Австро-Венгрия

ж)Франция

II вариант

I.Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

II.Соотнеси союз и государства в него входившие:

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

ж)Австро-Венгрия

III.Объяснение нового материала

Актуализация темы.

Мы с вами изучаем историю. А кто играет главную роль в становлении истории?(Человек).Сегодня на уроке нас будет интересовать человек.А в каком плане нас на уроке истории может интересовать человек?(Материальный мир, быт,сознание, его положение в обществе...)Мы с вами знаем что историю делят на различные уровни,ступени общественного развития, материальной и духовной культуры -то есть цивилизации. Мы с вами пока что знаем два типа цивилизации. Какие?(аграрная, индустриальная)Человек какой цивилизации нас сегодня будет интересовать?(Индустриальной)

Тема нашего урока «Мир человека индустриальной цивилизации.»

Запись в тетради темы.

Сегодня на уроке мы с вами изучим какие изменения произошли в материальном мире человека, в сознание людей, в социальной мобильности, что появилось нового в мире идей в индустриальной цивилизации.

Сегодня на уроке вы будете работать с листами самоконтроля.На листах самоконтроля у вас задания по сегодняшней теме,то есть вы сами будете проверять как вы поняли сегодняшнюю тему. В конце урока в соответствие с выполненными заданиями вы сами себе поставите оценки.

1.Для того чтобы выяснить какие изменения произошли в мире человека индустриальной цивилизации вам необходимо вспомнить каковы характерные черты индустриальной цивилизации. Возьмите листы самоконтроля, подпишите их, найдите задание 1 и выполните его.(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами, которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

3.Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных, солнца, ветра,воды..)

10.Наука и производство практически не связаны

    Аграрная цивилизация

    Индустриальная цивилизация

    В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

    В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы

    Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными

    Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

    Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных, солнца, ветра,воды..)

    Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

    Производство имеет штучный характер

    Производство имеет массовый характер

    Наука и производство практически не связаны.

    Технический прогресс определяется научными достижениями.

Проверка.

Ответ:2,5,7,8,9. Характерных черт(сколько):5

Запишите, к какой цивилизации относятся остальные черты.

Ответ: аграрная(традиционная) цивилизация

2Изменения в материальном мире.

В 19- начале 20 веке было сделано множество открытий и изобретений, полностью изменивших облик цивилизации. А вот что это были за открытия и изобретения вы сейчас увидете на доске и запишите себе в тетради.

Презентация.

Как человек воспользовался плодами технического прогресса?(Его жизнь стала значительно комфортнее, он мог пользоваться новыми средствами транспорта и связи)

3.Взрыв социальной мобильности.

Что такое социальная мобильность?

Возможность переезжать в другие города и страны, а также изменять своё общественное положение.

Почему именно в это время происходит взрыв социальной мобильности?(Появление новых государств, появление новых видов транспорта, появление новых городов, промышленный переворот, аграрная революция)

Выполнение задания на листе самоконтроля: Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства. Какого?

Ответ: (США)

Почему именно в США устремились большие потоки эмигрантов?(США были бурно развивающейся и вместе с тем сравнительно малонаселенной страной. Они чрезвычайно нуждались в дешёвой рабочей силе,поставляемой эмигрантами.)

Возможность изменять своё общественное положение Экономический рост, основанный на внедрении технологических инноваций, и политическая демократизация привели к расшатыванию старой социальной структуры, в которой место человека в обществе определялось его принадлежностью к определенной группе (как правило, наследственной). Но этот процесс имел двойственные последствия: по социальной лестнице можно было не только подняться, но и спуститься, выпав на социальное дно. Одним из негативных социальных последствий индустриализации стала принимающая массовый характер безработица. Все большее количество людей, по мере распространения промышленного перехода на аграрные регионы, теряли старую область приложения трудовых усилий и не могли найти новую. В поисках средств к существованию они, как правило, скапливались в больших городах, организуя деятельность в техногенной среде.

Но не все устремились в другие страны, многие продолжали искать счастье на родине. Окончательно ликвидировались сословные ограничения, расширение и укрепление круга буржуазно демократических свобод, не очень быстрый но стабильный подъём уровня жизни создавали благоприятные условия,при которых люди могли принципиально изменить своё имущественное и социальное положение. Конечно, это было нелегко, но вполне возможным. Таким образом, изменяется структура общества. Теперь общество состояло уже не из замкнутых групп, представители которых имели определённые права и обязанности, передаваемые по наследству, а из групп людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В индустриальном обществе вчерашние крестьяне и ремесленники становились торговцами и предпринимателями, делали военную, а порой даже политическую карьеру. Поначалу совершить такое восхождение, сделать карьеру удавалось единицам, затем - десяткам, сотням, тысячам.

Выполнение задания на листе самоконтроля. Задание 3

На какие группы делилось общество в индустриальной цивилизации?

Ответ: классы

Основные группы сформировавшиеся в 19 веке?

Ответ: пролетариат, буржуазия

4.Перемены в сознание людей.

Как вы думаете те изменения которые произошли в политической, экономической жизни, в быту человека как могли отразиться на сознание человека?(Человек стал понимать ответственность не только за собственную жизнь, но и за судьбу общества, взаимосвязь всего мира, благодаря развитию транспорта и развитию систем связи. С расширением кругозора сознание становиться более гибким,более восприимчивым к чужим точкам зрения. Становиться не равнодушным к различным явлениям жизни.

Именно благодаря этим изменениям в сознание людей общество становиться гражданским.

Что такое гражданское общество посмотрим на доску.

Гражданское общество-это общество способное к самостоятельной активности,основанной на инициативе не государства, а самого общества.

Выполнение задание на листе самоконтроля.Задание4.

Ответ:Англия.

Почему гражданское общество начало складываться в Англии раньше, чем в других странах?(Появляются различные объединения (партии, союзы, группировки, клубы и т. д.), которые независимо от государства защищают те или иные интересы населения.)

В Англии значительно раньше, чем в других странах начало складываться гражданское общество, потому что в Англии переход от феодального строя к буржуазному осуществлялся более мирным, эволюционным путем. В этом случае результаты имели большой эффект, поскольку переход был более или менее плавным и не подвергался хаотическому революционному воздействию. (во многих странах переход сопровождался кровопролитными и разрушительными революциями) промышленный переворот произошел в Англии быстрее остальных государств.

Подтвердите фактами, что в Англии в первой половине XIX в. складывается гражданское общество. То есть благодаря тому что общество в это время становиться более сознательным и зрелым возникает возможность переложить часть ответственности государства на общество.

5.Новое в мире идей.(Выступление ученика с сообщением «Новое в мире идей»)

Одним словом, человек становился цивилизован­ным, и это все больше отделяло его и от далеких пред­ков, и от природы. В XVIII-XIX вв. цивилизация ма­нер достигла своего апогея. Поэтому неудивительно, что книги Ч. Дарвина (1809-1882) «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871), в которых излагалась теория эволюции, произвели та­кое глубокое впечатление на современников. Это было своего рода потрясением основ: Дарвин показал связь человека с грубыми животными(обезьяной), с силами природы. Это была уже не та поэтичная и таинственная приро­да, к слиянию с которой призывали романтики. Это была природа, в которой царствуют инстинкты и идет безжалостная борьба за существование.

Как вы думаете как восприняло эту теорию общество, с восторгом?(Нет. Многие восприняли эту теорию в штыки. Кому захочется признавать обезьяну своим родственником.)

Как вы думаете, какая версия их устраивала больше? (Человека создал бог)

Человек конца XIX в. стал открывать в себе «зве­ря». Теория Дарвина была лишь первым шагом на этом пути. Вторым - и еще более решительным - стали открытия австрийского ученого Зигмунда Фрей­да (1856-1939) в области психоанализа. Фрейд загля­нул в тайная тайных души человека и под покровом цивилизованности увидел темную бездну, в которой кипят первобытные необузданные страсти. Фрейд впервые в истории науки доказал, что личность много­слойна. Он выделил в ней область сознания («окно», через которое мы воспринимаем мир), подсознания, которое представляет собой «кипящий котел инстинк­тов» и подчиняется только принципу удовольствия, и предсознания, которое и является разумным началом в человеке, осуществляет «цензуру» над страстями, переводит их в другую, более высокую область.

Открытия Фрейда, сделавшие переворот в медици­не, вышли далеко за пределы психиатрии, так как в его работах были сделаны глобальные выводы, касаю­щиеся не только больных людей, но и человека вооб­ще, а также роли культуры и цивилизации в истории человечества.

Впервые Фрейд показал обратную сторону цивили­зации манер: победа сознания над бессознательным обходится человеку дорого. Подавленные и вытеснен­ные желания выливаются в психические расстройст­ва, комплексы вины и неполноценности, необоснован­ные страхи.

Фрейд не утверждал, что цивилизация - это зло, но он описал цивилизацию как насилие над человече­ской личностью, которое осуществляется через слож­ную и разветвленную сеть запретов - запретов, столь прочно закрепившихся в сознании, что человек уже давно перестал понимать, каков он на самом деле.

Исследования Дарвина, Фрейда,других ученых, казалось бы,развенчали все прежние ценности. Но они помогали людям по новому осмыслить привычные понятия, критически взглянуть на свои страсти и инстинкты, чтобы более последовательно сдерживать и контролировать их. На рубеже 19-20 веков это стало особенно важным, так как изменения в сознании человека не всегда оборачивались пользой для общества.

Вот таким был мир человека индустриальной цивилизации.

IV.Закрепление.

Я хочу вам представить сочинение ученика 8 класс на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации.».В этом сочинение допущено несколько ошибок.Я предлагаю вам их найти.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации. »

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился, к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом восприняли,появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

Подведение итогов.Выставление оценок.

10-11 балов 5.

7-9 балов 4.

4-6 баллов 3.

меньше 4 2

V.Домашнее задание.

Какое бы вы могли предложить домашнее задание по данной теме. (Предложить написать сочинение на тему «Мир человека индустриальной цивили­зации»)

Приложение

I вариант. Фамилия имя______________________

I.Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а)июнь 1881г.

г)июнь 1993г.

II.Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Россия

2.Антанта б)Австро-Венгрия

3.Тройственный союз в)Германия

ж)Франция

II вариант Фамилия имя______________________

I.Соотнесите союз и дату его создания.

1.Антанта а) июнь 1993г

3. Союз трёх императоров в)июнь 1881г.

II.Соотнеси союз и государства в него входившие:

1.Союз трёх императоров а)Италия

2 Тройственный союз б)Франция

3. .Антанта в)Германия

ж)Австро-Венгрия

Лист самоконтроля.

Фамилия имя______________________

(Задание 1.Найдите характерные черты индустриальной цивилизации. Ответ запишите цифрами которыми обозначены характерные черты индустриальной цивилизации.

1.В процессе труда человек имеет дело в основном с природой, подчиняется природному циклу

2.Орудия труда и сам трудовой процесс непрерывно обновляются

3.Используется энергия от "естественных" аккумуляторов(мускульной силы человека и животных,солнца,ветра,воды..)

4.Производство имеет штучный характер

5.В процессе труда человек имеет дело в основном с машинами, подчиняется ритму их работы.

6.Орудия труда и сам трудовой процесс остаются практически неизменными.

7.Используется энергия от искусственных источников (пар, электричество)

8.Технический прогресс определяется научными достижениями.

9.Производство имеет массовый характер

10.Наука и производство практически не связаны.

    Характерных черт(сколько):

    Запишите к какой цивилизации относятся остальные черты.

Задание 2:Социальная мобильность сделала возможным образование совершенно нового государства.Какого?

Задание 3

На какие группы делилось общество в индустриальном обществе?

Основные группы, сформировавшиеся в 19 веке?

Задание 4.

В каком государстве раньше, чем других сложилось гражданское общество?

Найди ошибки, и исправьте их. Ошибки подчеркните и внизу напишите правильно, при этом не забудьте написать номер ошибки.

Сочинение на тему: «Мир человека индустриальной цивилизации.»

Быт человека индустриальной цивилизации мало изменился, по сравнению с бытом человека аграрной цивилизации. Труд человека стал более тяжелым, потому что машины были заменены ручным трудом. Социальная мобильность в 19 -20 вв. понижается. Это было связано с тем, что средством передвижения были конные экипажи. Каждый человек относился к какому либо сословию, и не мог изменить своё имущественное и социальное положение. Изменяется сознание человека. Он начинает понимать, что его судьба зависит от Бога. Общество в это время становится гражданским, то есть способным к самостоятельной активности, основанной на инициативе государства. Современники с восторгом воспринял, появившуюся в это время, теорию Дарвина, что человек был сотворён Богом. Таким образом, мир человека эпохи индустриальной цивилизации незначительно изменился.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Индустриальное общество» - Урбанизация. Что стало причиной появления новых городов? Какие изменения произошли со старыми городами? Индустриализация. Урбанизация (от лат. urbanus - городской) - процесс повышения роли городов в развитии общества. Социальный вопрос. Упадок ремесел вызвал приток рабочей силы Низкая заработная плата Безработица Демографический рост.

«Цивилизация и общество» - Государство. Цивилизации обновляющиеся, модернизирующиеся, вырабатывающие новый культурный опыт. Традиционализм характерен для народов Востока, модернизм - для народов Запада. Культура. «Брошенный камень». Культовые постройки. Повторим. Цивилизации синтетические, соединяющие несколько цивилизаций, развивающие культуру группы народов.

«Культура и цивилизация» - Понятия следуют из конструктивных моделей, а не конструктивные модели следуют из понятий. Горизонты конструктивной цивилизации. Онтология и транзитология следующего этапа цивилизации. Опыт успехов и неудач рациональных цивилизаций. Теоретическое различие культуры и цивилизации. Необходимы представления о новых горизонтах цивилизации (новая транзитология).

«Цивилизация Японии» - Тема: Цивилизация Японии. Своё и чужое в цивилизации Японии Восток и Запад в истории Японии. Основные события истории Японии в средние века.

«Черты характера» - Размышлялки. Итог занятия. Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? Тест - рассуждение. Анкета. Твои черты характера. Разминка. Спасибо Добрый день Спасибо Здравствуйте Прости, пожалуйста До свидания. Что такое –хорошо? Размышлялка. Что такое плохо? 1. Завистливость 2. Хвастовство 3. Доброта и заботливость 4. Практичность 5. Жадность.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...