Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Сумма рыночных цен всех конечных продуктов. Экономическая деятельность и ее измерители. Основные вопросы экономики

Что такое макроэкономические показатели?
Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, её объектов, экономических процессов.

Макроэкономические показатели – сводные, обобщающие, усреднённые по экономике в целом показатели объёмов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста, инфляции.

Система национальных счетов – это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.

Макроэкономические показатели позволяют: 1) измерять объём производства в каждый конкретный момент времени; 2) определять факторы, непосредственно влияющие на функционирование; 3) путём сравнения факторов в течение нескольких лет прослеживать динамику и делать прогнозы дальнейшего развития экономики; 4) разрабатывать государственную экономическую политику.

Экономические величины и показатели можно разделить на 1) объёмные (количество продукта) и 2) качественные (отношение двух величин).

В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП). Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом. Не все товары, произведённые в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, поскольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП. ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна. В ВНП включаются продажи!!! только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных продуктов, т.е. используемых при изготовлении конечного продукта. Это позволяет исключить двойной счёт и завышенную оценку ВНП.

Конечная продукция – это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Чистый национальный продукт (ЧНП) – это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определённый период.
ЧНП = ВНП – стоимость потреблённого капитала = амортизация (от лат. amortisatio - погашение, уплата долгов).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.
Различают два показателя: 1) реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; 2) номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.
При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.
Методы подсчёта ВВП:
1) по расходам: суммирование всех произведённых в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны);
2) по доходам: суммирование всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи;
3) по добавленной стоимости: по стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль; суммирование добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике.
Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) – отражает производственный потенциал экономики и включает только чистые инвестиции и не включает стоимость потреблённого капитала (амортизацию).
ЧВП = ВВП – амортизация.

Национальный доход – это 1) исчисленная в денежном выражении стоимость созданного в стране в течение года совокупного продута; 2) вновь созданная стоимость за определённый период; 3) совокупный доход в рамках экономики определённого государства, заработанный (созданный) всеми владельцами экономических ресурсов (факторов производства).
Национальный доход = ВНП – (амортизационные исчисления + косвенные налоги).
Национальный доход = ЧНП – косвенные налоги.
Национальный доход = все факторные доходы = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.

Личный доход (ЛД) – это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).

Располагаемый личный доход (РЛД) – это доход используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств.
РЛД = ЛД – индивидуальные подоходные налоги (ИПН).

Кроме базовых макроэкономических показателей используют: объём ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике; объём инвестиций в национальную экономику; объём национального экспорта и импорта и др.

Экономический рост.
Что такое экономический рост?
Сочетание двух факторов – относительной безграничности человеческих потребностей и роста числа жителей в большинстве стран мира – заставляет человечество постоянно наращивать масштабы производства благ и услуг. Этот процесс получил название экономического роста. Об экономическом росте можно говорить только тогда, когда увеличение производства различных благ и услуг достигается не ценой аврального перенапряжения всех сил (например, во время войны), а стабильно – в ходе обычной, нормальной хозяйственной деятельности.
Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.
1) Надо иметь в виду только реальный ВВП, потому что номинальный ВВП может расти, но инфляция, а значит, и цены могут расти ещё быстрее, и в результате реальный ВВП может даже уменьшаться. 2) Подсчитывать ВВП нужно не только в абсолютных значениях, но и на душу населения, так как население может вырасти, и тогда на душу каждого жителя даже при росте абсолютных размеров ВВП будет приходиться меньше. 3) Только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

Факторы экономического роста: 1) земля (природные ресурсы); 2) труд; 3) капитал.

Типы экономического роста: 1) интенсивный (увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности); 2) экстенсивный (увеличение ВВП за счёт количественного увеличения использования ресурсов; в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы).

Факторы интенсивного экономического роста: 1) научно-технический прогресс (НТП); 2) повышение капиталовооружённости труда; 3) повышение квалификации и образовательного уровня работников (человеческий капитал); 4) рациональное распределение ограниченных ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные); 5) проявление эффекта масштаба производства (укрупнение производства повышает его эффективность).

Человеческий капитал – оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.
Эффект масштаба – снижение удельных затрат на выпуск продукции при укрупнении производства, определяет нелинейность зависимости затрат от объёма выпуска; характерен для обрабатывающей промышленности.

Самый важный фактор интенсивного роста – научно-технический прогресс (НТП). В 80-е гг. XX в. произошла т.н. электронная революция, сравнимая с промышленным переворотом XVIII-XIX вв. и электрической революцией. НТП оказывает огромное воздействие на все факторы производства (производительность труда в сельском хозяйстве, высокотехнологичные средства производства).

Экономическое развитие.
Понятие «экономический рост» используется для описания положения дел в экономиках наиболее богатых стран мира (т.е. стран с наивысшими уровнями валового продукта на душу населения). Для описания ситуации в остальных странах применяется термин «экономическое развитие». Причина, по которой экономическая наука ввела для обозначения процессов в менее богатых странах мира термин «развитие», состоит в том, что эти страны вынуждены решать в период роста несколько иные задачи, чем богатейшие страны мира:
1) создание промышленности (индустриализация);
2) развитие городов и переселение в них значительной части сельского населения (урбанизация);
3) повышение культурного и образовательного уровня населения;
4) создание экономической инфраструктуры;
5) развитие хозяйственных механизмов страны;
6) формирование среднего класса в лице предпринимателей;
7) создание системы правовой защиты бизнеса.
Первые три проблемы в России уже решены. Решение остальных четырёх в нашей стране происходит очень медленно. При этом мы начинаем терять даже те предпосылки экономического развития, которыми обладали раньше: разрушаются промышленность и объекты инфраструктуры, деградирует система образования, подготовка кадров и наука. Россия всё отчётливее начинает вращаться в «порочном круге бедности, слаборазвитости».
«Порочный круг бедности» - проблема, характерная для развивающихся стран, состоящая в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а следовательно, инвестиции в масштабах, необходимых для развития производства, увеличения доходов. В итоге бедность порождает бедность. Чтобы вырваться из этого круга бедности, необходимы внешние или внутренние источники инвестиций в экономику.
!!! Экономический рост? экономическое развитие. Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития. В процессе экономического развития экономика проходит не только фазы роста, но и фазы спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.
!!! Экономическое развитие = экономический рост + спад.

Экономические циклы.
Циклы (от греч. kyklos – круг) – регулярно повторяющиеся периоды в развитии природы и общества.
Различают природные, производственные, научно-технические, экономические, экологические циклы. Экономические циклы – помимо циклов экономической активности – включают циклы демографические, инновационные, структурные, управленческие.
Экономический цикл – это попеременное чередование подъёмов и спадов в движении реального ВВП, период развития от одного кризиса до другого.

Фазы экономического цикла:
Версия № 1: 1) подъём, 2) кризис, спад, или рецессия, 3) депрессия, 4) оживление.

1) Экономический подъём: почти полная занятость активного населения; постоянное расширение производства всех товаров и услуг.
В какой-то момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.

2) Экономический кризис, спад, или рецессия: сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение ВВП.
Рецессия (лат. recessus – отступление) – спад производства или замедление темпов его роста.
Экономический кризис – нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др.

3) Депрессия: экономика, достигнув дна, топчется на месте, потому что нужно время, чтобы она стала понемногу набирать обороты.
Депрессия (лат. depressio – подавление) – застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъёма производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей; обычно возникает после и в результате экономического кризиса.
Депрессия после кризиса свидетельствует, что экономический кризис перешёл в завершающую фазу и следует ожидать оживления, а затем и подъёма экономики.

4) Оживление: растёт спрос; промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу; торговля заказывает всё больше товаров; растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Версия № 2: 1) подъём (оживление) – когда масштабы производства расширяются; 2) пик – когда расширение масштабов производства сменяется спадом; 3) спад (депрессия) – когда масштабы производства сужаются; 4) низшая точка (кризис) – когда спад сменяется подъёмом.

Кризис – греч. поворотный пункт. Кризис (как и пик) с этой точки зрения представляют собой поворотные точки цикла, которые, как правило, относительно непродолжительны и знаменуют собой изменение направления движения; такие же фазы как депрессия и оживление, носят более длительный характер и оказывают определяющее влияние на состояние экономики, и потому признаются основными.

История экономических циклов.
Первый экономический кризис произошёл в Англии в 1825 г., а циклический кризис 1857 г. стал мировым. Самый продолжительный кризис (Великая депрессия) произошёл в 1929 – 1933 гг. В США реальный ВВП упал на 40%. Современные кризисы не такие глубокие: падение производства продолжается в среднем 10-12 месяцев, а сокращение реального производства составляет от 1,5 до 5% (данные по США). В США экономические спады имели место в 1973-1975, 1979-1980, 1981-1982, 1990-1991. Однако последний кризис, начавшийся в сентябре 2008 г., заставляет вспомнить о временах «Великой депрессии».
Стагнация (от лат. stagno – делаю неподвижным) – 1) застой в экономике, производстве, торговле, предшествующий спаду, сопровождающий спад; 2) длительный застой в экономическом процессе.

Типы экономических циклов:
1) циклы Н.Д. Кондратьева (50 – 60 лет), получившие название «длинных волн»:
2) циклы С. Кузнеца (18 – 25 лет), или «средние волны»;
3) циклы К. Жуглара (7 – 12 лет);
4) короткие циклы Дж. Китчина (2 – 4 года).
Циклы эти взаимодействуют. Каждый цикл Кондратьева содержит несколько циклов Жуглара, а каждый цикл Жуглара – несколько циклов Китчина.

Причины экономических кризисов.
1. Внешние (экзогенные) причины: 1) войны, из-за которых экономика перестраивается на производство военной продукции, привлекаются дополнительные ресурсы и рабочая сила, а по окончании войны наступает спад; 2) воздействие других внешних факторов, например т.н. нефтяных шоков, когда нефтедобывающие страны объединились в один картель – ОПЕК – и резко подняли цены на нефть, чем вызвали самый большой за послевоенное время мировой кризис 1973-1975 гг.; 3) крупные нововведения (железные дороги, автомобили, электроника), оказывающие большое влияние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен; 4) пятна на солнце, которые влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, а неурожаи могут привести к кризису всей экономики.

2. Внутренние (эндогенные) причины: 1) монетарная (денежная) политика правительства (большое количество денег порождает инфляционный бум, а недостаточное их количество сокращает инвестиции и ведёт к спаду производства); 2) изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса (появляются кардинально новые товары, а производителям старых товаров приходится закрывать производство и перебрасывать ресурсы в другие отрасли); 3) сокращение производства, вызванное накоплением больших запасов из-за низкого спроса или высоких цен = совокупное предложение превышает совокупный спрос.

Виды кризисов (в зависимости от причины):
Версия № 1: 1) кризис перепроизводства (порождён перепроизводством товаров и ростом производственных мощностей); 2) структурный кризис (связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых); 3) конъюнктурный кризис (связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке); 4) сезонный кризис (порождён технологической спецификой некоторых отраслей производства).

Экономические кризисы XIX в. (кризисы перепроизводства) возникали, когда предложение превышало платёжеспособный спрос и начиналось перенакопление капитальных ресурсов.
Виды перенакопления: 1) товарное перенакопление (образуются излишки нереализованной продукции, товарной массы); 2) перенакопление капитала (избыток производственных мощностей); 3) денежное перенакопление.

Важнейшей особенностью кризиса 1929-1933 гг. было совпадение кризиса перепроизводства, вызванного массовым производством, со структурным кризисом.

Версия № 2: 1) кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т. п.); 2) кризис перепроизводства.

Современные кризисы.
Особенность современных кризисов – с ростом открытости национальных экономик и процессами глобализации мирового хозяйства национальные кризисы перерастают в мировые (кризисы 1948-1949 гг., 1957-1958 гг., 1969-1971 гг., 1974-1975 гг., 1980-1982 гг., начала 90-х гг. XX в., 2008-??? гг.).

Карл Маркс и Николай Кондратьев.
В XIX в. европейские экономисты подметили волнообразные колебания экономической активности с периодом в 7-11 лет («торгово-промышленные циклы» Жуглара).
Карл Маркс (1818 – 1883) в «Капитале» раскрыл природу этих колебаний, связав их с особенностями капиталистической экономики, периодически приводящим к кризисам перепроизводства.
Николай Кондратьев (1892-1938) раскрыл более продолжительные циклические процессы в экономике – волны длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева). Такие циклы начинаются с конца 80-х – начала 90-х гг. XVIII в. С того времени страны Запада пережили четыре «длинные волны», каждая из которых в первой половине имеет повышательную фазу и затем понижательную фазу экономической конъюнктуры. На стыки повышательной и и понижательной фаз и смены большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн, революций, крупных социальных конфликтов). Примерные границы больших циклов («длинных волн»): 1) 1780-1790 – 1810-1817 – 1844-1851; 2) 1844-1851 – 1870-1875 – 1890-1895; 3) 1890-1895 – 1914-1920 – 1933-1938; 4) 1933-1938 – 1945-1955 – 1975-1985; 5) 1975-1985 – 2000-2010 – ???-????. В основании «длинных волн» Кондратьева, по-видимому, лежит происходящая с полувековым интервалом смена технической и технологической базы экономики индустриального общества и распространение её на все отрасли хозяйства в главных экономических зонах капиталистической цивилизации.

Описание: тесты составлены к учебникам под редакцией Боголюбова, Городецкой. Предназначены для учителей и учащихся 8-11 классов. Тесты имеют задания разных уровней сложности, рассчитаны на среднестатистического ученика. Автор: Жданова Елена Борисовна, учитель истории и обществознания Бийской общеобразовательной школы - интерната №3.
Экономика как наука, экономическое развитие, рыночные отношения
Проверочный тест, 11 класс

1. Дайте развернутое определение понятия «экономика»
(хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания и использования необходимых жизненных благ; наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им)
2. Какой из вариантов озвучивает основные вопросы экономики?
А) занятость, торговля, рыночное хозяйство
Б) что, как и для кого производить
В) ограниченность ресурсов и экономический выбор
3. Какое понятие скрывается за определением: «Это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами»?
А) микроэкономика Б) макроэкономика В) мировая экономика
4. Проблемы безработицы, бедности и экономического роста являются предметом исследования
А) микроэкономики Б) макроэкономики В) мировой экономики
5. Какое слово пропущено в схеме процесса преобразования объектов природы в предметы потребления
Ресурсы → производство → …………………….(распределение) → потребление
6. Каким словом определяется объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат?
А) обмен Б) предложение В) производительность
7. Что из себя представляет валовой национальный продукт?
А) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных в течение года как внутри страны, так и за рубежом
Б) сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных в течение года на территории страны
В)экономический рост страны с учетом уровня инфляции и уровня жизни нации
8. Увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов называется
А) интенсивным ростом
Б) экстенсивным ростом
В) ускорением экономического развития
9. Из перечня укажите первый, самый важный фактор интенсивного роста
А) квалификация работников
Б) рациональное распределение ресурсов
В) научно – технический прогресс
Г) экономия на масштабе
10. Какая фаза пропущена в цепочке экономического цикла?
Экономический подъем → рецессия →………………….(депрессия) → оживление
11. Кто является автором высказывания: «Самый бедный – это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает»
А) П. Буаст, французский лексикограф
Б) Л.Питер, американский писатель
В) Л. Эрхард, немецкий государственный деятель
12. Перечислите не менее трех изменений, произошедших в России в результате реформ при переходе к современной рыночной экономики
(появились коммерческие банки, товарные биржи, рынок ценных бумаг, вырос частный сектор в экономике, проведена приватизация, ликвидирован дефицит потребительских товаров, развивается конкуренция, свободная экономическая деятельность)
Ключ: 2-б, 3-а, 4-б, 6-в, 7-а, 8-б, 9-в, 11-а

Проверочная работа по обществознанию. 11 класс. Экономика (§ 1-5)
1. Как называется часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику?
А) экономическая теория Б) макроэкономика В) микроэкономика
2. Что не является предметом исследования мировой (международной) экономики?
А) международная торговля товарами и услугами
Б) функционирование отдельных рынков и отраслей
В) обмен в области науки и техники
3. Экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь называется
А) торговля Б) обмен В) производство
4. Как называется сумма рыночных цен всех конечных продуктов, созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом?
А) валовой национальный продукт
Б) валовой внутренний продукт
В) бюджет государства
5. Экономический цикл включает следующие стадии: экономический подъем → экономический спад (рецессия) → оживление. Какая фаза пропущена в схеме?

6. Что из перечисленного не является фактором производства?
А) капитал Б) предпринимательские способности В) зарплата сотрудников
7. Как называется форма рынка товаров, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам?
А) валютная биржа Б) товарная биржа В) биржа труда
8. Ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента (выпускающего) в предусмотренный срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
А) акция Б) договор В) облигация
9. В последние годы международные организации признали Россию как страну с каким типом экономики?
А) командной Б) рыночной В) традиционной
10. Как называется доход, который получает предприниматель, сдавая землю в аренду?
А) дивиденды Б) проценты В) рента
11. Затраты предпринимателя на материалы, энергию, трудовые услуги относятся к какой категории издержек?
А) внешние Б) внутренние В) непредвиденные
12. Как называется разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками?
А) издержки производства Б) факторы дохода В) экономическая прибыль
13. Как называется прямой налог с фирмы?
А) налог на добавленную стоимость
Б) налог на прибыль
В) подоходный налог
14. Какова ставка налога на добавленную стоимость, установленная в России в 2004 году?
А) 10% Б)15% В)18%
15. Уставной капитал такой формы организации юридического лица должен быть не менее 100 размеров оплаты труда, капитал делится на доли, а участники несут риск только в пределах стоимости внесенных вкладов, количество участников от 1 до 50 .
А) товарищество
Б) общество с ограниченной ответственностью
В) акционерное общество
Ключ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-депрессия, 6-в, 7-б, 8-в, 9-б,10-в, 11-а, 12-в, 13-б, 14-в, 15-б
9 класс, обществознание
Проверочный тест по теме: «Политика», 9 класс

1. Как называется государство, в котором обеспечиваются права человека и гражданина, государственная власть ограничена правом?
А) демократическое Б) либеральное В) правовое
2. Кто из французских мыслителей сформулировал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную?
А) Ш.Монтескье Б) Вольтер В) Д.Дидро
3. Согласно Конституции РФ исполнительная власть в стране принадлежит:
А) Федеральному собранию
Б) Правительству РФ
В) Президенту РФ
4. Каким словосочетанием определяется скептическое, равнодушное, порой отрицательное отношение к праву?
А) правовое отрицание
Б) правовой нигилизм
В) правовая необразованность
5. Что в переводе с латинского языка означает слово «ассоциация»?
А) общество Б) партия В) объединение
6. Как вы думаете, какой ответ на вопрос «Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы в России утверждалась демократия и формировалось гражданское общество?» был самым популярным?
А) нужно, чтобы власть считалась с интересами граждан
Б) нужно, чтобы люди были избавлены от материальной нужды
В) нужно, чтобы люди чувствовали свою причастность к тому, что происходит в стране, и ответственность за это
7. Россия по форме правления является республикой. Какого типа?
А) президентской Б) смешанной В) парламентской
8. К какому политическому режиму относится данный перечень признаков? Высокая централизация власти, невмешательство в частную жизнь, не требуется преданности режиму, ограниченный и контролируемый плюрализм, незначительная роль парламента, оппозиция под контролем власти, сохраняется свобода экономической деятельности.
А) авторитарный Б) тоталитарный В) демократический
9. В гражданском обществе возникают разнообразные объединения и общественные организации. Укажите те, которые относятся к социальной сфере.
А) союзы предпринимателей, фермеров, крестьянские кооперативы, ассоциации банкиров
Б) семья, общества защиты прав потребителей, молодежные организации, страховые фонды, спортивные общества
В) союзы деятелей культуры, педагогические общества, сообщества ученых, религиозные объединения
10. Согласны ли вы со следующим утверждением: органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы и должностные лица самоуправления избираются местным населением, только ему подконтрольны и подотчетны.
А) верное Б) неверное
11. Какой возрастной ценз установлен в России для участия в выборах в государственную Думу?
А) 18 лет Б) 21 год В) 35 лет
12. Пользование свободой слова налагает особую ответственность. В каком случае за сказанное можно привлечь к судебной ответственности?
А) если распространяется ложная информация
Б) если звучит клевета
В) если идет пропаганда войны
Г) верно А,Б,В
13. В декабре 2011 года состоялись выборы в Государственную Думу, в результате которых в Думе оказались представители 4-х партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Назовите четвертую партию, члены которой представлены в Думе.
(Справедливая Россия)
Ключ: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-в, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а, 11-б, 12-г, 13- Справедливая Россия,

11 класс, текущий контроль
Проверочный тест по теме «Религиозные организации и современные подходы к пониманию права»

1. В каком году был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
А) 1995 Б) 1997 В) 1999
2. Сколько процентов от общего количества верующих в России составляют православные христиане?
А) 50% Б) 65% В) 75%
3. Где производится государственная регистрация религиозных организаций в России?
А) в органах юстиции
Б) в местных органах самоуправления
В) в налоговой службе
4. На основании чего государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации?
А) если цели и задачи организации противоречат Конституции РФ
Б) если устав не соответствует требованиям законодательства РФ
В) если организация нарушает общественную безопасность и общественный порядок
5. Что относится к специфическим правам религиозной организации?
А) религиозная организация может осуществлять предпринимательскую деятельность
Б) религиозная организация может основывать и содержать культовые здания, сооружения и иные места, предназначенные для богослужения, молитвенных и религиозных собраний
В) религиозные организации могут иметь имущество на праве собственности за границей, а также имеют право устанавливать международные связи
6. Какое право юристы называют позитивным?
А) положительное, существующее как документальная реальность
Б) естественное право
В) решение судебного спора в пользу истца
7. Когда была принята Всеобщая декларация прав человека?
А) 1915 Б) 1948 В) 1975
8. Что является высшей ценностью права?
А) свобода Б) справедливость В) человек
9. Законодательная инициатива предполагает дальнейшее внесение законопроекта в какой орган?
А) Совет Федерации Б) Государственную Думу В) Правительство РФ
10. В течение какого времени законопроект должен быть рассмотрен в Совете Федерации?
А) 14 дней Б) 1 месяца В) 21 дня
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-б, 8-в, 9-б, 10-а
8 класс, обществознание
Текущий контроль. Проверочный тест (§ 4-6)

1. В 6 параграфе приводился интересный факт из биографии Януша Корчака. А чем занимался этот известный поляк?
А) он был министром иностранных дел Польши
Б) он был педагогом и детским врачом
В) он был организатором антифашистского движения в Польше
2. Каким словом определяется внутренний самоконтроль человека?
А) честь Б) воля В) совесть
3. Как называются все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять?
А) общественный долг
Б) моральный долг
В) личная ответственность
4. Кому принадлежит данное высказывание: «Человеку дается не только жизнь один раз, но и совесть»?
А) М. Горькому Б) Д. Лихачеву В) А. Солженицыну
5. В чем, по мнению авторов учебника, состоит уникальность русской культуры?
А) в большом количестве действующих музеев
Б) культура является многонациональной
В) русская культура способна заимствовать лучшее в мировой культуре
6. Моральная ценность, в которой выражается чувство любви к Отечеству забота о его интересах и готовность защищать от врагов
А) гражданственность Б) патриотизм В) бесстрашие
7. Мораль – это что такое?
А) ценности, признаваемые человеком в качестве важных и значимых
Б) особые духовные правила, регулирующие поведение человека
В) признание достоинства и самоценности личности
8. Что в дословном переводе с латинского языка обозначает слово «культура»?
А) «возделывание, обработка почвы»
Б) «образованность и воспитанность»
В) «особь, создающая шедевры»
9. В чем, по мнению обществоведов, выражается главное проявление любви?
А) в бескорыстном служении
Б) в умении понимать другого человека
В) в желании пожертвовать всем ради любви
10. Согласны ли вы с мнением: «Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, насилия, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно – журнальной продукции. Все эти «произведения» отнюдь не способствуют развитию духовности. Отсутствие цензуры кое-кто принял как сигнал к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами»?
А) да Б) нет
11. Перечислите качества по – настоящему интеллигентного человека. Каким он должен быть?
Ключ: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-б, 7-б, 8-а, 9-а, 10-а

Обществознание, 8 класс. Проверочная работа
1. Укажите группу примеров, которая иллюстрирует материальные потребности человека
А) труд, образование, охрана здоровья
Б) чтение книг, посещение театра, путешествия
В) еда, одежда, жилище
Г) любовь, уважение, лидерство, самоуважение
2. Закончите мысль логически правильным вариантом: «Потребности людей…»
А) ограничены Б) безграничны
В) зависят от уровня доходов Г) невозможно удовлетворить
3. Что является одной из главных экономических проблем современного общества?
А) ограниченность ресурсов Б) нехватка наличных денег
В) отставание многих стран в развитии Г) отсутствие экономии в жизни
4. Средства удовлетворения человеческих потребностей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве, принято называть:
А) предметами потребления Б) средствами потребления
В) денежными накоплениями Г) экономическими благами
5. Согласны ли вы с утверждением: «Экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребности людей»
А) верное Б) неверное
6. Какая фраза из предложенных является неточной?
А) все религии на территории нашей страны являются равноправными
Б) государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ
В) в современной России церковь является частью государственных управляющих структур
Г) российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий к получению образования
7. Какая из названных религий не относится к мировой?
А) буддизм Б) конфуцианство В) христианство Г) ислам
8. Альберт Эйнштейн был известным ученым в области:
А) физики Б) химии В) биологии Г) математики
9. Какой император своим указом от 8 февраля 1724 года учредил Российскую академию наук?
А) Алексей Михайлович Б) Екатерина II В) Петр I Г) Николай I
10. Ученик, закончивший 9 классов, получил:
А) начальное образование Б) общее основное образование
В) среднее (полное) общее образование
Г) начальное профессиональное образование
11. Каким словом определяется процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации?
А) наука Б) воспитание В) образование Г) опыт
12. Что считается «золотым правилом морали»?
А) «за любым преступлением обязательно последует наказание»
Б) «возлюби ближнего своего как самого себя»
В) «своя рубашка ближе к телу»
Г) «не делай другому того, чего себе не желаешь»
Ключ: 1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-г, 7-б, 8-а, 9-в, 10-б, 11-в, 12-г

2.11 Понятие ВВП. Измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели).
13.1 . Макроэкономические показатели – сводные, обобщающие, усреднённые по экономике в целом показатели объёмов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста, инфляции.
Система национальных счетов – это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны.
Макроэкономические показатели позволяют :

1) измерять объём производства в каждый конкретный момент времени;

2) определять факторы, непосредственно влияющие на функционирование;

3) путём сравнения факторов в течение нескольких лет прослеживать динамику и делать прогнозы дальнейшего развития экономики;

4) разрабатывать государственную экономическую политику .
Виды экономических величин и показателей: объёмные (количество продукта) и качественные (отношение двух величин).
В большинстве стран объём годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (с 1988 г. и в России).
13.2 . Валовой национальный продукт (ВНП ) – это сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом .
Не все товары, произведённые в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, поскольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП.
ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна.
В ВНП включаются продажи !!! только конечных продуктов, исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта. Это позволяет исключить двойной счёт и завышенную оценку ВНП.
Конечная продукция – это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.
ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведённых в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитывается ещё несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход .
13.3 . Чистый национальный продукт (ЧНП ) – это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определённый период.
ЧНП = ВНП – стоимость потреблённого капитала (амортизация ).
13.4 . Валовой внутренний продукт (ВВП ) – сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведённых за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.
Различают два показателя: реальный ВВП, тогда его объём выражен в неизменных ценах произведённых продуктов; номинальный ВВП, когда его объём измеряется в текущих ценах.
При расчёте реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.
Методы подсчёта ВВП :
1) по расходам : суммирование всех произведённых в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны);

2) по доходам : суммирование всех доходов в обществе: косвенные налоги , заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи;

3) по добавленной стоимости : по стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль; суммирование добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике.
!!! Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения .
13.5 . Чистый внутренний продукт (ЧВП ) – отражает производственный потенциал экономики и включает только чистые инвестиции и не включает стоимость потреблённого капитала (амортизацию).
ЧВП = ВВП амортизация .
13.6 . Национальный доход – это исчисленная в денежном выражении стоимость созданного в стране в течение года совокупного продута.
Национальный доход = ВНП – (амортизационные исчисления + косвенные налоги).
Национальный доход = ЧНП – косвенные налоги.
Национальный доход = все факторные доходы = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций.
13.7 . Личный доход (ЛД) – это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).
13.8 . Располагаемый личный доход (РЛД) – это доход используемый, т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств.
РЛД = ЛД – индивидуальные подоходные налоги (ИПН).

Экономический цикл, рост и развитие.

14.1 . Экономический рост .

14.1.1. Что такое экономический рост ?

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны.

1) Надо иметь в виду только реальный ВВП, потому что номинальный ВВП может расти, но инфляция, а значит, и цены могут расти ещё быстрее, и в результате реальный ВВП может даже уменьшаться.

2) Подсчитывать ВВП нужно не только в абсолютных значениях, но и на душу населения, так как население может вырасти, и тогда на душу каждого жителя даже при росте абсолютных размеров ВВП будет приходиться меньше.

3) Только долгосрочное увеличение ВВП можно считать экономическим ростом.

14.1.2. Факторы экономического роста :

1) земля (природные ресурсы);

3) капитал.

14.1.3. Типы экономического роста :

1) интенсивный (увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности);

2) экстенсивный (увеличение ВВП за счёт количественного увеличения использования ресурсов; в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы).

14.1.4. Факторы интенсивного экономического роста :

1) научно-технический прогресс (НТП);

2) повышение капиталовооружённости труда;

3) повышение квалификации и образовательного уровня работников (человеческий капитал);

4) рациональное распределение ограниченных ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные);

5) проявление эффекта масштаба производства (укрупнение производства повышает его эффективность).

Человеческий капитал – оценка воплощенной в индивидууме потенциальной способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и таланты, а также образование и приобретенную квалификацию.

Эффект масштаба – снижение удельных затрат на выпуск продукции при укрупнении производства, определяет нелинейность зависимости затрат от объёма выпуска; характерен для обрабатывающей промышленности.

14.2 . Экономичесое развитие .

Для описания ситуации в бедных странах применяется понятие экономическое развитие. Причина, по которой экономическая наука ввела для обозначения процессов в менее богатых странах мира термин «развитие », состоит в том, что эти страны вынуждены решать в период роста несколько иные задачи, чем богатейшие страны мира :

1) создание промышленности (индустриализация);

2) развитие городов и переселение в них значительной части сельского населения (урбанизация);

3) повышение культурного и образовательного уровня населения;

4) создание экономической инфраструктуры;

5) развитие хозяйственных механизмов страны;

6) формирование среднего класса;

7) создание системы правовой защиты бизнеса.

«Порочный круг бедности » - проблема, характерная для развивающихся стран, состоящая в том, что низкий доход не позволяет осуществлять сбережения, а следовательно, инвестиции в масштабах, необходимых для развития производства, увеличения доходов. В итоге бедность порождает бедность.

!!! Экономический рост ≠ экономическое развитие. Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития. В процессе экономического развития экономика проходит не только фазы роста, но и фазы спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.

Экономическое развитие = экономический рост + спад.

14.3 . Экономические циклы .

14.3.1. Циклы – регулярно повторяющиеся периоды в развитии природы и общества. Различают природные, производственные, научно-технические, экономические, экологические циклы. Экономические циклы – помимо циклов экономической активности – включают циклы демографические, инновационные, структурные, управленческие. Экологические циклы являются результатом взаимодействия природных и экономических циклов.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъёмов и спадов в движении реального ВВП. Период развития от одного кризиса до другого.

14.3.2. Фазы экономического цикла :

1) подъём, 2) кризис, спад, или рецессия, 3) депрессия, 4) оживление.

1) Экономический подъём : почти полная занятость активного населения; постоянное расширение производства всех товаров и услуг. В какой-то момент совокупное предложение начинает превышать совокупный спрос.

2) Экономический спад , или рецессия: сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение ВВП.

Рецессия – спад производства или замедление темпов его роста.

Экономический кризис – нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы , нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др.

3) Депрессия : экономика, достигнув дна, топчется на месте, потому что нужно время, чтобы она стала понемногу набирать обороты.

Депрессия – застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъёма производства и деловой активности , низким спросом на товары и услуги, безработицей; обычно возникает после и в результате экономического кризиса; депрессия после кризиса свидетельствует, что экономический кризис перешёл в завершающую фазу и следует ожидать оживления, а затем и подъёма экономики.

4) Оживление : растёт спрос; промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу; торговля заказывает всё больше товаров; растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Стагнация – застой в экономике, производстве, торговле, предшествующий спаду, сопровождающий спад.

14.4 . Причины экономических кризисов .

14.4.1. Внешние (экзогенные) причины :

1) войны, из-за которых экономика перестраивается на производство военной продукции, привлекаются дополнительные ресурсы и рабочая сила, а по окончании войны наступает спад;

2) воздействие других внешних факторов, например т. н. нефтяных шоков, когда нефтедобывающие страны объединились в один картель – ОПЕК – и резко подняли цены на нефть, чем вызвали самый большой за послевоенное время мировой кризис гг.;

3) крупные нововведения (железные дороги, автомобили, электроника), оказывающие большое влияние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен;

4) пятна на солнце, которые влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, а неурожаи могут привести к кризису всей экономики.

14.4.2. Внутренние (эндогенные) причины :

1) монетарная (денежная) политика правительства (большое количество денег порождает инфляционный бум, а недостаточное их количество сокращает инвестиции и ведёт к спаду производства);

2) изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса (появляются кардинально новые товары, а производителям старых товаров приходится закрывать производство и перебрасывать ресурсы в другие отрасли);

3) сокращение производства, вызванное накоплением больших запасов из-за низкого спроса или высоких цен = совокупное предложение превышает совокупный спрос.

14.5 . Виды кризисов (в зависимости от причины ):

2) структурный кризис (связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых);

3) конъюнктурный кризис (связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке);

4) сезонный кризис (порождён технологической спецификой некоторых отраслей производства).

Экономические кризисы XIX в. (кризисы перепроизводства) возникали, когда предложение превышало платёжеспособный спрос и начиналось перенакопление капитальных ресурсов.

Виды перенакопления :

1) товарное перенакопление (образуются излишки нереализованной продукции, товарной массы);

2) перенакопление капитала (избыток производственных мощностей); 3) денежное перенакопление.

Важнейшей особенностью кризиса гг. было совпадение кризиса перепроизводства, вызванного массовым производством , со структурным кризисом.

14.5.2. Современные кризисы .

Особенность современных кризисов – с ростом открытости национальных экономик и процессами глобализации мирового хозяйства национальные кризисы перерастают в мировые (кризисы гг., гг., гг., гг., гг., начала 90-х гг. XX в., 2008-??? гг.).

14.6. В XIX в. европейские экономисты подметили волнообразные колебания экономической активности с периодом в 7-11 лет («торгово-промышленные циклы» Жуглара). Карл Маркс (1818 – 1883) в «Капитале» раскрыл природу этих колебаний, связав их с особенностями капиталистической экономики, периодически приводящим к кризисам перепроизводства.

Николай Кондратьев () раскрыл более продолжительные циклические процессы в экономике – волны длительностью в 48-55 лет («длинные волны» Кондратьева).

Примерные границы больших циклов («длинных волн») .

Удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

С понятием «экономика» вы познакомились еще в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве , способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как же работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля , экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей , всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика . Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает са-мостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство .

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьезное влияние на рост объемов производства, развитие тех или иных его отраслей.

Еще одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен .

Обмен - экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ,входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие еще выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

Успех решения главной проблемы экономики - определения наиболее эффективных способов использования ограниченных^ресурсов - во многом зависит от правил, принципов" организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов - принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов , т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

Производительность - это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продает на мировом рынке 130 млн тонн угля - перед вами пример объемного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример качественного показателя.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) . Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идет только о конечных продуктах? Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов - от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае - книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае - бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель о"бъема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

При расчете реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остается неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объеме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

В заключение необходимо отметить, что главными действующими лицами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбрежения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовым и потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

2 Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия .

3 Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 С чем связан о появлени е экономическо й науки?
2. Каковы основны е проблем ы экономическо й науки? Назовит е и охарактеризуйте их.
3 Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
4 Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт ?
6 Какими способами можно увеличить объем производимо й продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 . ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основани и сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

2 Заполните таблицу «Разделы экономическо й науки» .


1. Экономическая деятельность.
2. Измерители экономической деятельности.

1. Экономическая деятельность
В широком понимании экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни. При этом выбирать способы удовлетворения потребностей необходимо, учитывая ограниченность ресурсов. Общественная наука - экономика описывает, как люди совершают этот выбор.
Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные для человека экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:
РЕСУРСЫ - ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ПОТРЕБЛЕНИЕ
Собственно экономическая деятельность включает производство и распределение. Эти две составляющие неразрывно связаны, так как произведённые блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя.
Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ, охватываются понятием «экономическая сфера общества».
Успех решения главной проблемы экономики - определение наиболее эффективных способов использования ограниченных ресурсов - во многом зависит от правил, принципов организации деятельности. Так, уже не одно столетие миром экономики управляет один из основных принципов - принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.
Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механиз¬мами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)
Общество получает товары и услуги либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше товаров лучшего качества производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.
Производительность - это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства,- земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

2. Измерители экономической деятельности.
Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, экономических процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.
Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете данные о том, что Россия, например, продает на мировом рынке 130 млн. тонн угля или что сегодня 70% российской международной торговли приходится на страны с развитой рыночной экономикой. Перед вами пример объемных показателей. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему или расходы на продукты питания российской семьи составляют 50% семейного бюджета, это примеры качественных показателей.
Для оценки уровня производства и развития экономики страны используется ряд показателей. В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП ). Этот показатель используется с 1988 г. и в России.
ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса до того, как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.
В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.
ВНП считается измерителем экономики как целого , потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.
Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Это показатель объема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных за год непосредственно внутри страны и только национальными производителями.
Например, продукция совместного российско-шведского предприятия в России учитывается в ВВП российской экономи¬ки только в той части, которая принадлежит российской стороне. Продажи на внутреннем российском рынке товаров зарубежных фирм, расположенных на территории России, тоже не включаются в ВВП нашей экономики.
Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран.
Полученная с помощью различных измерителей экономи¬ческая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...