Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Несогласие с оценкой недвижимости. Можно ли и как изменить кадастровую стоимость недвижимости? Порядок обжалования и пересмотра цены на объект. Как оспорить результаты

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, и Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:

1. Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375 , , Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости ( Закона об оценочной деятельности).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссия).

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ утратила силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в кадастр недвижимости, являющийся реестром Единого государственного реестра недвижимости.

С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; с 15 сентября 2015 года по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Закона об оценочной деятельности, глава 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Федерального закона от 8 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

2. Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);

об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

3. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пункта 15 статьи 20 КАС РФ подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 28 ГПК РФ, часть 2 статьи 24 КАС РФ).

В силу взаимосвязанных положений части 1 статьи 154 и части 1 статьи 246 ГПК РФ споры о пересмотре кадастровой стоимости разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд по правилам главы 23 ГПК РФ.

С учетом того, что целью обращения в Комиссию является пересмотр кадастровой стоимости, решение, действие (бездействие) Комиссии могут быть оспорены с соблюдением правил подсудности, установленных пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пунктом 15 статьи 20 КАС РФ, в порядке и сроки, предусмотренные соответственно главой 25 ГПК РФ, главой 22 КАС РФ.

5. В целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей (пункт 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ, пункт 15 статьи 20 КАС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

В связи с тем, что правила производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлены главой 24 ГПК РФ, главой 21 КАС РФ, требование о признании нормативного правового акта недействующим также не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

При этом следует учитывать, что при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.

6. С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373 , , НК РФ).

В отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы государственной власти, органы местного самоуправления, действующие от имени соответствующего публично-правового образования, вправе обратиться в суд по месту нахождения такого объекта недвижимости с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости.

В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. С учетом этого указанные органы вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости соответствующих земельных участков.

Бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.

Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Если арендная плата за пользование имуществом, находящимся в собственности граждан и (или) юридических лиц, рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, арендатор вправе оспорить указанную стоимость, когда согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости ( ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2 , пункты 2 , 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Прокурор в случаях, предусмотренных статьей 45 ГПК РФ и статьей 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

7. В силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 г. на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости ( и часть 3 статьи 247 КАС РФ).

8. Согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в срок, установленный частью 1 статьи 256 ГПК РФ, частью 1 статьи 219 КАС РФ.

Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

10. В силу абзаца первого статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в Комиссии и в суде.

Для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным (абзац третий статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

В силу главы 3 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 11 НК РФ индивидуальный предприниматель - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В связи с этим на него не распространяются требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах);

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ с 10 августа 2017 года признан утратившим силу пункт 5 части 2 статьи 246 КАС РФ. Из перечня документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, исключено положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

При подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в силу взаимосвязанных положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 136 ГПК РФ, статьей 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 246 КАС РФ).

Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ оставляет заявление без рассмотрения.

12. Необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.

Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

13. При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

14. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению, производство по делу прекращается на основании пункта 1 части 1 статьи 134 и статьи 220 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 128 и части 2 статьи 194 КАС РФ.

15. Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2 , пункт 1 статьи 391 , пункт 2 статьи 403 НК РФ, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

16. Необходимо учитывать, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, части 1 статьи 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.

В таком случае заявитель вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это установлено законом, и представления соответствующих доказательств.

17. При разрешении дела по заявлению участника долевой собственности суд пересматривает кадастровую стоимость объекта недвижимости в целом. Если участники долевой собственности, вступившие в дело в качестве заинтересованных лиц, возражают относительно установления иного размера кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд оценивает эти возражения наряду с другими доказательствами по делу. При этом несогласие других сособственников с пересмотром кадастровой стоимости само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

18. При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки.

Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах ( НК РФ).

Например, нормативный правовой акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, опубликованный 15 декабря 2014 года, для целей налогообложения подлежит применению с 1 января 2016 года.

19. По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца) эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо (административный ответчик) на них не ссылалось (статья 56 ГПК РФ, КАС РФ).

Стороны также вправе урегулировать спор о пересмотре кадастровой стоимости, заключив соглашение о примирении, основанное на имеющихся в деле доказательствах (например, на одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости), которое должно содержать условия примирения, а также порядок распределения судебных расходов (часть 4 статьи 46 , КАС РФ).

20. Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1 , Закона об оценочной деятельности).

При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам. В частности, исходя из положений абзаца первого статьи 4 , статьи 15 , абзаца четвертого статьи 15.1 , статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствует о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство (статья 60 ГПК РФ, КАС РФ).

В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ, статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.

21. Суд вправе привлечь к участию в деле специалиста для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, в том числе для решения вопроса о необходимости проведения экспертизы (статья 188 ГПК РФ, статьи 50 , КАС РФ).

Следует иметь в виду, что в качестве специалиста не может быть привлечено лицо, находящееся в служебной или иной зависимости от лиц, участвующих в деле, например, член комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 18 ГПК РФ, КАС РФ).

22. В целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет (статья 69 ГПК РФ, КАС РФ).

По смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).

23. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79 , 80 ГПК РФ, статьи 77 , КАС РФ).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (

Последнее изменение: Сентябрь 2019

В соответствии со ст. 402 НК РФ для расчета налога на имущество граждан применяется такая величина, которая называется кадастровой стоимостью. Иногда, по мнению собственников, данная оценка является слишком большой, иногда даже превышающей рыночную. Если она действительно неоправданно завышена, человек должен знать, как снизить кадастровую стоимость недвижимости законно. В статье рассмотрим, каким образом провести данную процедуру поэтапно, а также что для нее понадобится.

Законодательная база

Любое юридически значимое действие основывается на нормативно-правовых актах, действующих в государстве. Поэтому для уменьшения величины кадастровой оценки важно знать, какими законами данный вопрос регулируется. К ним относятся:

  • ФЗ № 237 от 03.07.2016 г., устанавливающий процедуру и принципы проведения оценки;
  • ФЗ № 221 от 24.07.2007 г., разъясняющий возможные ошибки и неточности, которые могут повлиять на величину кадастровой стоимости;
  • ФЗ № 135 от 29.07.98 г., закрепляющий порядок производства оценочных работ в РФ.

Не менее важным является и Постановление Верховного Суда № 28 от 30.06.2015 г. В нем рассматриваются некоторые отдельные случаи, которые возникали при судебных разбирательствах, связанных с пересмотром кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости можно оспорить в суде или путем обращения в комиссию по рассмотрению подобных конфликтов. Подать на пересмотр цены разрешается тем, чьи законные интересы, права и обязанности затронуты, а именно:

  • физическим лицам;
  • организациям;
  • органам государственной власти или МСУ, если недвижимость находится в их владении.

Пошаговая инструкция по снижению кадастровой стоимости

Основываясь на требований приведенных выше законодательных актов, можно определить порядок действий при желании собственника квартиры или дома оспорить величину кадастровой стоимости. Пошаговая инструкция в такой ситуации будет выглядеть так:

  1. Подбор основания для пересмотра стоимости.
  2. Обращение к профессиональному оценщику.
  3. Сбор всех необходимых документов.
  4. Подача заявления в комиссию при Росреестре (можно пропустить).
  5. Обращение в суд (если человек не удовлетворен результатами рассмотрения ходатайства комиссией, либо если хочет сразу решить дело в процессе судебного разбирательства).

Подробная схема процедуры уменьшения кадастровой стоимости недвижимости

Поиск оснований (шаг 1)

Сначала нужно уточнить, действительно ли кадастровая цена была необоснованно завышена. Обычно человека вообще начинает это интересовать после ознакомления с величиной налога на имущество физических лиц, поскольку его размер напрямую связан с кадастровой стоимостью. Указанные сведения содержатся в ЕГРН, следовательно, нужно запросить выписку оттуда. Сделать это можно несколькими способами:

  • путем личного обращения в Росреестр или на официальном сайте данного органа;
  • подачей запроса через МФЦ;
  • отправкой заявки с помощью портала Госуслуг;
  • направление заявления почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении).

Предварительно кадастровую стоимость можно уточнить в онлайн-режиме бесплатно. За бумажную выписку же нужно будет внести госпошлину в любом банке или путем перечисления через интернет-банкинг. После ее получения необходимо сравнить указанную цену и примерную стоимость подобных квартир на рынке недвижимости. Если кадастровая стоимость выше рыночной на 30% и больше, это считается серьезным основанием для запроса о переоценке.

Важно! Заявление о переоценке недвижимого имущества разрешается подать не позднее пяти лет после даты изменения. Установлен именно такой порядок, поскольку спустя этот период проходит плановый пересмотр цены. Однако и новую стоимость дается возможность оспорить при наличии весомых оснований.

Обращение в оценочную компанию (шаг 2)

На следующем этапе потребуется обратиться в специализированную компанию, потому что без заключения профессионального оценщика доказать разницу между кадастровой и рыночной стоимостью не получится. Специалист должен провести анализ имеющейся документации, а также проконсультирует собственника по поводу целесообразности оспаривания и вероятности положительного исхода.

Услуги оценщик оказывает платно , поэтому необходимо рассчитывать на дополнительные траты, размер которых зависит от региона проживания. В среднем они составляют от 7000 до 10000 рублей .

В ситуации, когда специалист подтверждает, что кадастровая стоимость завышена, необходимо заключить с ним соглашение на проведение работ. В случае выявления недостоверных цен нужно будет получить экспертное заключение. Его также делает оценщик, а стоимость услуги может достигать 20000 рублей . Цены достаточно высокие, однако иногда это помогает сэкономить на перечислении в бюджет налога на имущество.

Сбор необходимых документов (шаг 3)

Для начала процесса потребуется приготовить ряд определенных бумаг. Среди них основными считаются:

  • выписка из ЕГРН, в которой указана кадастровая цена квартиры или дома;
  • копия документа, подтверждающего право собственности на недвижимое имущество, которая должна быть заверена нотариусом;
  • на бумажном носителе или в электронной форме отчет об оценке, подготовленный специализированной организацией, либо заключение о недостоверности сведений, внесенных в Росреестр;
  • документ, удостоверяющий личность (чаще – паспорт РФ).

Также следует заполнить заявление определенного образца, в котором лицо требует снижения кадастровой цены объекта недвижимости.

Примечание! В случае отсутствия каких-либо документов ходатайство не будет принято в работу уполномоченными органами. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные бумаги.

После этого можно обратиться либо в специально созданную при Росреестре комиссию, либо напрямую в суд. Далее рассмотрим особенности обоих вариантов.

Разбирательство в комиссии (шаг 4)

Данные комиссии создаются и функционируют в управлениях Росреестра каждого субъекта РФ. При обращении туда собственнику недвижимости выдается бланк заявления, где он должен будет указать личные данные (ФИО, паспорт), а также контактную информацию для связи. Ею может быть номер телефона, адрес электронной почты. Также важно не забыть изложить обоснованные причины пересмотра кадастровой стоимости.

Иногда заявление не принимается к рассмотрению. Произойти это может по следующим причинам:

  • нехватка каких-либо документов;
  • нарушение установленных сроков подачи на пересмотр;
  • равенство кадастровой и рыночной стоимости.

На рассмотрение ходатайства комиссии отводится один месяц. После всестороннего анализа предоставленных документов и фактов она выносит обоснованное решение и сообщает о нем заявителю. Кроме того, собственник вправе лично присутствовать на заседании.

Результатом может быть как положительное, так и отрицательное решение. При этом члены комиссии в течение 5 дней обязаны самостоятельно уведомить об итогах рассмотрения ходатайства непосредственно Росреестр. В случае, если владельцу жилья (или нежилого помещения) отказано в удовлетворении запроса, он вправе обратиться в суд. На оспаривание данного решения комиссии отводится десятидневный срок.

Судебный процесс (шаг 5)

С января 2017 года граждане и юридические лица вправе, минуя обращение в комиссию, подавать ходатайство и пытаться уменьшить кадастровую стоимость сразу через суд. Зачастую данный метод считается более затратным, поэтому к нему прибегают не всегда.

Для обращения в тот или иной судебный орган понадобится составить исковое заявление. Подается оно по месту нахождения ответчика, то есть Росреестра. В иске указывается основная цель разбирательства:

  • оспорить итоговое решение комиссии;
  • установить новую кадастровую стоимость, принимая во внимание обнаруженную недостоверную информацию.

Также обязательно в заявление вписываются наименование истца и ответчика, сведения обо всех нарушенных правах и задетых законных интересах, перечень документов, прилагаемых к делу. При подаче иска придется перечислить в бюджет государственную пошлину.

Обычно судебное заседание проходит через один-два месяца после поступления в суд заявления. В процессе разбирательства истец должен будет доказать, что кадастровая стоимость установлена неверно или безосновательно. Если решение суда будет положительным, то новая оценка будет применяться для исчисления налога с начала следующего года. Следовательно, в обязанности налоговой инспекции войдет перерасчет налога на имущество.

Снижение стоимости в зависимости от объекта

Снижение кадастровой стоимости происходит в зависимости от того, о какой именно недвижимости идет речь: квартира, частный дом или нежилое помещение.

Квартира

В основном поводом для уменьшения в данном случае является неправильность сведений, внесенных в единый реестр недвижимости. Обычно ошибки допускаются в момент анализа информации, предоставленной для оценки. Среди недостоверных данных выделяются следующие:

  • использование при оценке некорректных факторов, влияющих на итог;
  • непринятие во внимание аварийного состояния жилья;
  • неверные сведения, на основании которых проводился расчет.

К сведению! При оценке принимаются во внимание региональные правовые акты. Некоторые регионы до 2020 года при исчислении имущественного налога основываются на инвентаризационной стоимости, а не кадастровой. Тогда в переоценке точно будет отказано.

Частный дом

При расчете кадастровой стоимости отдельно стоящего дома обязательно учитываются следующие факторы:

  1. Площадь в квадратных метрах.
  2. Год возведения строения.
  3. Материалы, которые применялись при постройке.
  4. Наличие коммуникаций и удобств.

Данный перечень не является исчерпывающим, во внимание применяются и другие характеристики. Однако часто итоговый результат не является достоверным, поскольку не был учтен износ дома, а также его реальное текущее состояние.

Нежилое помещение

Уменьшение стоимости нежилых помещения обычно интересует компании и организации. Согласно судебной практике, в отдельных случаях получается снизить цену в 5 раз . Как уже было сказано выше, до 2017 года юридические лица должны были начать процесс пересмотра оценки с обращения в специальную комиссию. Однако теперь это не является обязательным требованием. Им так же, как и физическим лицам разрешается обращаться напрямую в суд для разбирательства. Впрочем, никому не помешает помощь грамотного и квалифицированного юриста, особенно, если дело слишком запутанное и сложное.

Подведем итоги

Таким образом, для снижения кадастровой стоимости организация или физическое лицо обращается в специально сформированную комиссию при Росреестре или судебный орган. Для подачи заявления придется заплатить эксперту для проведения независимой оценки. Он также устанавливает, насколько правомерно была рассчитана кадастровая стоимость. Далее необходимо собрать все документы и непосредственно написать заявление.

Если стоимость будет пересмотрена, новая ее величина принимается во внимание налоговыми органами с начала следующего года. Соответственно, налог на имущество пересчитывается, исходя из измененных данных.

Оказываем бесплатную онлайн консультацию.
Если у Вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь задавайте их юристу в онлайн-чат справа, в форму ниже, или по телефону горячей линии: 8-800-350-84-21

Кадастровую стоимость объектов недвижимости определяют по многим факторам, после чего информацию можно получить, зная кадастровый номер имущества или его адрес, сделав запрос в Росреестр или посмотрев кадастровую карту. Устанавливает такую цену государство, ссылаясь на параметры объекта, актуальную рыночную стоимость и, разумеется, действующие законодательные акты.

На сегодняшний день, в 2017 году, именно от кадастровой оценки зависит размер налогообложения, поэтому для собственников важно, чтобы цена не была завышенной. Особенно учитывая, что налогоплательщиками, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, являются абсолютно все граждане, на которых зарегистрированы права владения недвижимостью. Не подлежат налогообложению объекты, которые из оборота были изъяты, а также те, которые в обороте ограничили. Налоговые периоды это обыкновенные календарные года, соответственно, переоценка осуществляется ежегодно.

Поскольку оценка имущества не является постоянным показателем, такие сведения являются изменяемыми. Кроме того, существует возможность пересмотра кадастровой стоимости недвижимости по инициативе её собственника, если на то есть весомые основания.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

От чего зависит конечный результат

Следует понимать, что кадастровая и рыночная стоимость равными никогда не бывают. Более того, стоимость по кадастру ещё до 2017 года была ниже рыночной цены. Именно поэтому можно было выгодно приобрести, например, землю, принадлежащую государству или муниципальному органу, поскольку цена таковой не могла быть выше кадастровой оценки.

Последняя определяется, учитывая такие факторы, как:

Поскольку параметры каждого объекта, так или иначе, имеют свои индивидуальные особенности, стоимость также не может быть одинаковой. Чем выгоднее имущество, тем дороже его оценят.

Как это сказывается на налогах

Интересуясь возможностью пересмотра и изменения сведений о кадастровой стоимости, владельцам недвижимого имущества необходимо знать некоторые нюансы о формировании налогов на таковое. Налоговые ставки могут устанавливаться каждым муниципалитетом самостоятельно в зависимости от назначения и категории объекта. Кроме того, данную сферу полностью регулируют правительственные нормативные акты, согласно которым налоговая ставка не должна превысить:

  • 0,3% для сельскохозяйственных территорий, земель сельскохозяйственного назначения в населённых пунктах, объектов инженерной инфраструктуры, коммунальных комплексов, объектов для индивидуального жилищного строительства;
  • 1,5% для прочих земельных объектов.

Важнейшим условием для того, чтобы были применены пониженные ставки, является пользование недвижимостью в рамках целевого назначения. Если использовать объект не по назначению, нарушитель обязан будет уплатить административный штраф, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Действующим законодательством также допустим пересмотр кадастровой оценки, когда его рыночная стоимость пересматривается. Итоги такого пересмотра можно оспорить в судебном порядке или попытаться попросить пересмотра досудебным заявлением напрямую в Росреестр.

Изменения в налогообложении

Учитывая изменения, внесённые в Налоговый кодекс, которые стали актуальными в 2017 году, следует учитывать следующее:

Несмотря на кажущийся небольшой размер налоговой ставки, для многих граждан, особенно с низким уровнем дохода, это ощутимая сумма. Некоторые льготы существуют только для многодетных семей. Именно поэтому собственникам следует регулярно следить за изменениями в государственном реестре относительно их личного имущества, чтобы не переплачивать там, где по закону этого не должно быть. Иногда приходится обращаться за помощью к специалистам юридического профиля, в частности, когда дело доходит до суда, а у истца недостаточно опыта в подобных разбирательствах.

Выявление ошибок

В Федеральном законодательстве есть положения и о реестровых ошибках, которые могут быть выявлены в государственной базе. Так, например, неправильное начисление налога может осуществляться не только по причине неправильно посчитанной кадастровой стоимости, но и по той причине, что в базу внесли неправильную информацию. Такое может случиться, например, если поданные документы имели в себе ошибку или если ответственный сотрудник был невнимателен. В таком случае, всю ответственность будет нести тот, из-за кого в едином государственном реестре недвижимости возникла ошибка. Если это невнимательность ответственного за ввод данных сотрудника – ответчиком будет Росреестр, если ошибку допустил кадастровый инженер – юридическое лицо, где этот специалист работает (обычно также Росреестр).

Ошибки часто возникают с земельными участками, если специалист, проводивший процедуру межевания, неправильно зафиксировал границы, внёс в план площадь больше, чем она есть на самом деле.

Каковой бы ни была причина, собственник недвижимости, если считает, что оценка проведена неправильно и в базе недостоверные сведения, вправе обращаться с заявлениями в Росреестр или в суд. Нужно учесть, что с 2017 года именно Росреестру переданы все полномочия, касающиеся кадастровых вопросов.

Что нужно знать собственникам

Если раннее все возникающие вопросы, связанные с кадастром, решались через Кадастровую палату, то теперь единственный орган, куда владельцам недвижимости следует обращаться, это Росреестр. Подать заявление на пересмотр и изменение кадастровой стоимости имеет право юридическое или физическое лицо, являющееся собственником имущества. К заявлению прилагается некоторый список документов.

Если запрос принят, далее он будет передан специальной комиссии, которая проведёт процедуру переоценки интересующего объекта. При этом нельзя забывать об обязательных сведениях, которые должны быть отражены в заявлении, например, тех, которые описывают заявителя – его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица полностью), паспортные данные (регистрационная информация предпринимателя), контактные данные, адрес, СНИЛС. Также в обязательном порядке фиксируются основные сведения о самой недвижимости и требования заявителя.

Обращаться с заявлением можно лично в территориальном отделении Росреестра, а также отправив запрос заказным письмом или вместе со своим представителем по доверенности. Важно сохранить у себя копии всех обращений и ответов, если таковые имелись на случай обращения в суд.

На основании чего вносятся изменения

Чтобы затребовать изменить или как минимум пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости, к заявлению собственнику нужно приложить стандартный перечень документов:


Если проигнорировать данный обязательный список, Росреестр имеет право не приять заявление, да и в суде рассматривать таковое не станут. Когда замечаний нет, в Росреестре должны рассмотреть требование в срок не более месяца, после чего назначается комиссия и даётся ответ заявителю.

Если Росреестр не реагирует на запросы или результат его пересмотра не удовлетворил владельца недвижимости, он имеет право обратиться в суд с тем же списком документов, к которому добавляются копии так называемого общения в Росреестром. Каждый индивидуальный случай может включать также дополнительные бумаги в зависимости от обстоятельств.

Последовательность действий

Учитывая изменения, которые действуют с 2017 года после объединения ЕГРП и ГКН, теперь все процедуры осуществляются гораздо быстрее, чем это было раньше. Такой результат был достигнут благодаря объединению всей имеющейся информации о недвижимости в единую базу. При этом последовательность действий в определении кадастровой стоимости выглядит следующим образом:

В целом, процедура для заинтересованного лица не слишком сложна, так как с его стороны нужно лишь собрать требующиеся бумаги и подать заявление, ожидая ответа. Перерасчёт налоговых вычетов в дальнейшем будет осуществляться без участия собственника недвижимости, поскольку налоговая служба получает информацию от Росреестра.

Причины для отказа

Необходимо учитывать, на каких основаниях Росреестр имеет полное право не принять заявление с требованиями пересмотреть и изменить кадастровую стоимость квартиры или иной недвижимости:

  • Отсутствие требующихся обязательных документов;
  • Нарушение сроков обращения (полгода с установления текущей кадастровой оценки);
  • Установление нынешнего размера в соответствии со всеми требованиями и рыночной ценой.

Если же запрос принят к рассмотрению, нужно знать о том, что заявитель имеет полное право лично присутствовать на заседании по рассмотрению его вопроса. Независимо от того, присутствовал ли он, после принятия решения комиссией, заявителя обязаны в срок не позднее пяти дней письменно, то есть официально уведомить об этом и внести соответствующие изменения в единый государственный реестр недвижимости.

Если отказ в принятии заявления неправомерен, владелец недвижимого имущества может подать иск в суд. Впрочем, сделать это он может, даже вовсе не обращаясь перед этим в Росреестр. Но при этом важно помнить, что в суде действуют те же причины для отказа в принятии иска.

Передача дела в суд

Задаваясь вопросом, как изменить кадастровую стоимость, следует отметить, что устранить все имеющиеся неточности в реестре, подкорректировать неправильно составленный или внесённый план объекта, исправить какие-либо можно непосредственно через суд. Иск должен подавать собственник недвижимого имущества, будь то жилья, земли, нежилого здания, помещения.

Кого можно привлекать, как ответчика:

  • Владельца недвижимости, который указал неверные данные (когда истцом выступает государственный орган);
  • Орган местного самоуправления, предоставивший документы с неправильными сведениями;
  • Кадастровые инженеры, которые ответственны за выполнение определённых кадастровых работ.

После того, как суд вынесет своё решение, ответчик обязан беспрекословно выполнить его в указанный срок. Обычно изменения в информационную единую базу должны быть внесены сразу же, так как это затрагивает работу государственных структур и сказывается на правах граждан. Также исправления вносятся в кадастровый паспорт владельца и прочую правоустанавливающую документацию.

Куда именно обратиться

Чтобы результаты кадастрового оценивания были корректно оспорены в суде, где их будут пересматривать, собственнику нужно подать обращение с конкретными требованиями в выбранный судовой орган: областной, городской, верховный, краевой, автономной области или же округа.

Ранее, подобные запросы рассматривались Арбитражным судом в соответствии с общими нормами подведомственности. Ссылаясь на таковые, каждый из экономических возникающих споров и прочие дела при участии государственных органов обязательно осуществлялись с привлечением структур кадастрового оценивания, сегодня же им является Росреестр. Теперь именно он один компетентен в таких вопросах, и это не противоречит Арбитражно-процессуальному кодексу Российской Федерации и другим Федеральным законам.

Так как Арбитражно-процессуальный действующий кодекс не упоминает в себе дел с оспариванием таких вопросов, как кадастровая цена, приходится ссылаться на законы об оценочной деятельности. Из этого следует, что в результате всех изменений в законодательстве, нет нормы, которая относила бы данную категорию споров к арбитражному суду. Практика данное утверждение только подтверждает. Поэтому даже те исковые заявления, которые изначально были приняты, в производство будут прекращены.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Кадастровая стоимость квартиры или любого другого объекта недвижимости определяет величину налога, который потребуется платить хозяину квадратных метров государству за владение имуществом .

По этой причине собственники жилья заинтересованы в том, чтобы при установлении кадастровой стоимости показатели не повышались, поскольку это приведет к увеличению налогов.

Как получить правильную кадастровую стоимость и снизить величину налога?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законодательная база

Кадастровая стоимость объектов недвижимости в настоящее время регулируется:

  • Федеральным Законом «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016 N 237-ФЗ устанавливающим принципы, регулирование и порядок проведения государственной кадастровой оценки на территории РФ. Закон также определяет переходный период применения данного документа с 01.01.2017 г. до 01.01. 2020г.
  • Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015г. N 28. Документ содержит информацию об определенных ситуациях, которые возникают во время рассмотрения судебными органами дел, связанных со спорами по поводу итогов вычисления кадастровой стоимости недвижимости, в нем четко определен список обстоятельств, при которых величина кадастровой оценки завышается.
  • Федеральным Законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ о государственном кадастре недвижимости. Закон разъясняет, что кадастровые ошибки причисляются к категории неточных данных, влияющих на конечный размер кадастровой стоимости. К кадастровым ошибкам относятся и недочеты технического характера, по причине которых в ГКН (государственный кадастр недвижимости) были записаны неверные данные.
  • Федеральным Законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ, который характеризует оценочную деятельность на территории Российской Федерации .

Причины для пересмотра кадастровой стоимости

Существуют две основные причины пересмотра кадастровой стоимости недвижимости:

  • Неправильно указанные данные о единице недвижимости, когда объекту была дана неправильная оценка , по причине этого собственнику приходится платить завышенный налог.
  • Рыночная цена должна устанавливаться на тот день, на который ранее рассчитывалась .

Недостоверностью сведений обычно считается наличие ошибок, которые были допущены в процессе анализа.

К недостоверным сведениям, утвержденным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №28 от 30.06.2015г., относятся:

  1. Неверное оперирование данными при вычислении;
  2. Неверное отображение показаний в списке единиц недвижимости, ожидающих государственной кадастровой оценки;
  3. Игнорирование фактов, указывающих на аварийное состояние квартиры;
  4. Неправильное выявление специалистом, проводящим оценку, факторов, влияющих на конечный результат.

Характеристики квартиры, приведшие к неправильному вычислению кадастровой стоимости, которые могут быть неверно учтены специалистом:

  • Целевое назначение квартиры ;
  • Аварийное состояние квартиры ;
  • Местоположение оцениваемого объекта ;
  • Располагается ли дом в зоне, требующей соблюдения специальных правил эксплуатации территории, такой как санитарно-защитная зона ;
  • Прочие факторы .

Кадастровую стоимость можно сравнить с реальной рыночной стоимостью на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

Собственник квартиры с помощью независимой оценки выясняет рыночную стоимость жилплощади на момент проведения кадастровой оценки, так он получает ретроспективную оценку.

Далее необходимо сравнить современную этой квартиры с ретроспективной, если разница между двумя значениями будет превышать 30%, владельцу жилплощади следует обращаться в соответствующие организации с заявлением о проведении пересмотра кадастровой стоимости .

Кадастровая оценка стоимости жилья в тех регионах, где до сих пор уплата налогов идет на основании , не пересматривается.

Где оспорить?

Согласно действующему законодательству, собственник жилья, для снижения кадастровой стоимости и уменьшения налоговой нагрузки, имеет право:

  1. Обратиться в комиссию, занимающуюся рассмотрением конфликтов об итогах вычисления КС (кадастровой стоимости) и находящейся при каждом управлении Росреестра во всех регионах страны.
  2. Обратиться в суд, согласно пункту 2 статьи 403 НК РФ.

Собственник самостоятельно выбирает инстанцию для проведения пересмотра.

Направление заявления в комиссию обладает рядом явных преимуществ, среди которых:

  • Проведение процедуры рассмотрения в короткие сроки - до месяца ;
  • Бесплатное проведение процедуры в противовес судебному разбирательству, когда потребуется уплатить пошлину в размере 300 рублей для физического лица и 2000 рублей при обращении организаций;
  • Право оспорить в судебном порядке решение комиссии, если последнее не устраивает заявителя .

Если физические лица могут сразу составлять иск для продвижения дела по судебным инстанциям, то юридическим лицам обязательно потребуется сначала пройти через досудебный порядок решения вопроса, обратившись в комиссию при Росреестре.

Какие документы нужно предоставить?

Когда заявитель хочет доказать, что имеющаяся оценка (кадастровая стоимость) жилья опирается на неверные данные, ему потребуется предоставить доказательную базу для обращения .

В пакет документации, которую ему потребуется собрать для обращения в комиссию, входят:

  1. Заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  2. Кадастровая справка, отражающая величину оценки квартиры;
  3. Копия правоустанавливающего документа на квартиру, заверенная у нотариуса — потребуется, если заявителем является собственник жилья;
  4. Если причиной подачи заявления становятся недостоверные сведения, послужившие причиной ошибочной кадастровой стоимости, потребуются официальные бумаги, доказывающие неактуальность информации;
  5. Если заявление составляется по причине необходимости установить рыночную стоимость объекта, обязательным будет наличие положительного отчета оценщика о стоимости недвижимости, составленный на дату определения кадастровой стоимости квартиры, отчет подается в цифровом и бумажном варианте;
  6. Документальное подтверждение технических или кадастровых неточностей, если они являются причиной составления обращения.

Предлагаем вам образец заявления в комиссию Росреестра о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости: Скачать .

Если заявитель подает иск в суд, помимо указанного выше списка ему необходимо подать пакет бумаг, в который входят:

  • Административное исковое заявление и документация, подтверждающая получение другими участниками дела копий искового заявления или иных документов, которые были им направлены ;
  • Квитанция об оплате госпошлины ;
  • Доверенность, заверенная у нотариуса, если интересы заявителя представляет третье лицо ;
  • Для юридических лиц - документация, подтверждающая, что был соблюден досудебный порядок урегулирования спорной ситуации .

Если представленные пакеты бумаг не прилагаются к поданным заявлениям, ни Росреестр, ни суд не будут давать хода делу.

Предлагаем вам образец административного искового заявления об оспаривании результатов определения КС: Скачать .

Порядок оспаривания

Рассмотрим схемы, на основании которых происходит урегулирование вопроса.

Досудебный порядок

Обращение в комиссию:

  1. Гражданин подает заявление, где просит пересмотреть кадастровую стоимость или установить рыночную стоимость и предоставляет все необходимые документы.
  2. Комиссия рассматривает заявление.
  3. Принимается итоговое решение по вопросу заявителя, в котором либо соглашаются сделать пересмотр кадастровой стоимости или определить КС квартиры в величине ее рыночной стоимости, либо отклоняют прошение.
  4. Уведомление о вынесенном решении передается заявителю и органам местного самоуправления, на территории которых располагается квартира.

Судебный порядок

Обращение в суд.

  • Заявитель обращается в суд (физические лица) или для оспаривания решения комиссии, если это юридической лицо .
  • Заявление рассматривается в течение 2 месяцев .
  • Суд удовлетворяет иск ответчика или отклоняет .
  • Вынесенное решение суда направляется заявителю и в органы самоуправления .

На что надо особо обратить внимание?

Если собственник сталкивается с ситуацией, когда вопрос пересмотра КС встал в процессе проведения оценки рыночной стоимости, ему потребуется получить не только отчет оценщика, но и дополнительное заключение в СРО оценщиков.

СРО — Саморегулируемые организации оценщиков.

Что необходимо знать о дополнительном заключении:

  1. Через данный документ СРО оценщиков подтверждает, что отчет о стоимости квартиры составлен с учетом требований и стандартов;
  2. Заключение составляется на бумаге и в цифровом виде;
  3. Документ обязателен при обращении в суд.

Заранее проверьте, имеет ли ваша оценочная компания возможность получить положительное заключение.

И не забывайте о том, что рыночная стоимость вычисляется на момент оценки кадастровой стоимости .

Пересмотр КСН зачастую позволяет восстановить справедливость и привести величину налога к правильному значению.

Оспаривание кадастровой стоимости квартиры имеет ограниченные сроки. После внесения в государственный кадастр результатов обратиться в суд можно в течение пяти лет .

Стоит учитывать, что нередко данные о кадастровой стоимости могут устанавливаться по средним показателям, которые в применении к конкретному объекту могут оказаться завышенными. Поэтому данный вопрос следует решать как можно раньше с соблюдением процедурных норм.

Снижение кадастровой стоимости - тема, волнующая огромное число россиян, особенно в Москве. Актуальность проблемы обусловлена тем, что расчеты проводятся методами массовой оценки и не учитывают индивидуальных особенностей каждого объекта недвижимости. Это приводит к неточности результатов и высоким налогам. Оспаривание кадастровой стоимости - единственный способ защитить свои права. Специалисты «Гранд Реал» готовы вам в этом помочь.

Для чего нужно оспаривание результатов оценки

Такая процедура, как снижение кадастровой стоимости объекта, позволяет:

  • Уменьшить налоговое бремя;
  • Сократить арендные платежи;
  • Выгодно провести различные операции с объектом недвижимости.

Кто может претендовать на снижение кадастровой стоимости

Инициировать оспаривание результатов имеют право следующие категории лиц:

  • Граждане и юрлица, если сумма расчетов напрямую влияет на их права и обязанности;
  • Госорганы и муниципалитет, когда речь идет об объектах недвижимости, находящихся в их ведении.

Примеры результатов оспаривания кадастровой стоимости

Новые правила

С 1 января 2017 года в России вступили в силу законодательные изменения, регулирующие процедуру установления и снижения кадастровой стоимости недвижимости. Одна из корректировок затрагивает алгоритм оспаривания оценки юрлицами. Если ранее им требовалось соблюдать досудебный порядок урегулирования спора и обращаться в комиссию, то принятые изменения освобождают их от этой обязанности, предоставляя право сразу подавать иск в суд.

Еще одной позитивной поправкой является уменьшение перечня необходимых документов. Теперь к заявлению нужно приложить:

Выписку из ЕГРН.

Копию правоустанавливающего или правоподтверждающего документа на объект недвижимости.

Отчет об оценке рыночной стоимости. При обращении в суд понадобиться проведение его экспертизы. Ее результатом должно быть положительное заключение СРО о составленном отчете об оценке.

Цена на услуги снижения кадастровой стоимости под ключ в нашей компании

Физические лица - СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЕ
Объект оценки Отчёт
об оценке, руб.
Юридические
услуги, руб.
Квартира до 100 кв. м. 9 000 15 000
Квартира от 100 кв. м. 15 000 15 000
Квартира более 220 кв. м. 20 000 20 000
Загородный дом до 350 кв. м. 20 000 20 000
Загородный дом от 350 кв. м. 25 000 20 000
Участок до 50 соток СНТ, ИЖС, ЛПХ 15 000 20 000
Юридические лица
Объект оценки Отчёт
об оценке, руб.
Юридические
услуги, руб.
Участок более 50 соток СНТ, ИЖС, ЛПХ 35 000 45 000
Участок коммерческий, незастроенный 40 000 45 000
Участок коммерческий + 1 здание 65 000 50 000
Участок коммерческий + несколько зданий от 85 000 от 65 000
Здание до 1000 кв. м. 40 000 40 000
Здание до 5000 кв. м. 50 000 55 000
Здание от 5000 кв. м. от 85 000 65 000
Помещение до 500 кв. м. 35 000 45 000
Помещение до 2500 кв. м. 45 000 45 000
Помещение от 2500 кв. м. 65 000 55 000

Нам доверяют:

Как проводится оспаривание результатов оценки

Юридические лица. Как уже было сказано выше, теперь юрлицам не нужно обращаться в комиссию при Росреестре, чтобы оспорить кадастровую стоимость. Однако данное правило не будет распространяться на случаи оспаривания результатов оценки, которая была начата до 1 января 2017 года. Несмотря на то, что обращение в комиссию не является обязательным, данный вариант имеет значительные преимущества. Спор рассматривается, как правило, в течение 1 месяца, тогда судебное урегулирование может занимать от 2 до 6 и более месяцев. К тому же заявителю не придется тратиться на судебные расходы.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...