Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Государственная поддержка коренных народов севера. Создан фонд поддержки коренных малочисленных народов севера, сибири и дальнего востока О льготах и гарантиях для малочисленных народов России

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

к муниципальной программе

«Гармонизация межэтнических отношений

в Алданском районе на 2016-2020 годы»

ПОДПРОГРАММА

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

«ПОДДЕРЖКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА»


Наименование подпрограммы

«ПОДДЕРЖКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА »

Основание для разработки подпрограммы
    Федеральный Закон от 01.01.01 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов

Республики Саха (Якутия) по проведению второго

Международного десятилетия коренных народов мира».

04.02.2009 г. «Концепция устойчивого развития

коренных малочисленных народов Севера, Сибири и

Дальнего Востока РФ».

    Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)

от 01.01.2001 г. № 000 «О концепции устойчивого развития

коренных малочисленных народов Севера РС(Я)».

Ответственный исполнитель подпрограммы

Социальное управление Администрации МО «Алданский район».

Соисполнители
    МУ "Департамент образования Алданский район". МУ "Управление культуры и искусства Алданского района". ГУ «Алданское управление населения и труда при министерстве труда и РС (Я). Органы местного самоуправления (Алданский район). Общественные организации Алданского района. Средства массовой информации района.
Цель и задачи подпрограммы

Цель: Создание условий для национально-культурного

развития и сохранения традиционного уклада жизни

Сохранение, развитие и пропаганда языка и

самобытной культуры коренных малочисленных народов;

Содействие деятельности социально-ориентированных

В сохранении культурной самобытности и уклада жизни коренных малочисленных народов Севера немаловажную роль играют традиционные знания. За последние десятилетия наблюдается интенсивный необратимый процесс исчезновения накопленной веками системы традиционных знаний. В современных условиях она нуждается в восстановлении и защите. Это обусловлено уникальностью данных знаний и заключенного в них потенциала, который может быть востребован для решения проблем,

связанных с обеспечением устойчивого развития и сохранением биологического разнообразия. Использование, воспроизводство и сохранение традиционных знаний необходимы при ведении традиционного , защите среды обитания, на их культурно-национальное развитие.

Для сохранения оленеводства как отрасли необходимо поддерживать цельность семьи, социализацию детей оленеводов в производственных участках. Ежегодно в летнее время в кочевые оленеводческие стада выезжают более 80 детей оленеводов. Необходимо предусмотреть организацию летнего труда детей в кочевых родовых общинах и оленьих

стадах: стимулирование труда детей премиями, обеспечение питания, перевозки детей из поселков в места работы родителей и обратно. Особая забота должна быть проявлена кочевому и полукочевому населению путем организации необходимого медицинского, торгового, бытового и культурного обслуживания.

Укрепление занятости коренных малочисленных народов Севера невозможно без улучшения качества человеческого капитала. Это повышение уровня образования, и расширение подготовки специалистов, а также для ведения традиционной хозяйственной деятельности (менеджеры , специалисты по переработке сельскохозяйственной продукции и кожевенно-мехового сырья, зоотехников и др.) среди молодежи коренной национальности.

Для разработки стратегии развития подпрограммы с целью выявления

проблем проведен SWOT-анализ:

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

1. Высокий уровень потребности

языка, обычаев и традиций.

2. Высокий уровень потребности

малочисленных народов в сохранении

традиционного уклада жизни.

3. Рост активности деятельности

общественных организаций и общин

коренных малочисленных народов

Севера, ведущих традиционное

природопользование в сельской

местности.

1. Недостаточно эффективное

использование традиционных

знаний, учета специфики этнопедагогики и культурного наследия народов Севера в сфере образования, культуры и духовно-нравственного воспитания молодежи.

2. Община, не в полной мере рассматривается как форма самоорганизации для обеспечения самозанятости коренных малочисленных


Возможности (О)

Угрозы (Т)

1. Создание равных условий для

функционирования языков малочисленных народов Севера.

2. Развитие перспективных форм государства и

малочисленных народов. Поддержка

социальных инициатив, проектов

коренных малочисленных народов.

3. Анализ деятельности общин может

служить индикатором общего социально-экономического положения малочисленных народов.

1. Снижение степени вовлеченности коренных малочисленных народов в

культурную и общественную жизнь.

2. Снижение активности коренных малочисленных народов в решении проблем их социально-экономического и

национально-культурного развития.


Анализ существующей языковой и этнокультурной ситуации коренных малочисленных народов Севера, проживающих в районе, показывает, что существующий огромный духовного потенциал народов Севера, бережно чтимый заветам предков, устремленность в будущее молодежи создают необходимые условия для сохранения, развития языка, традиций, обычаев и традиционного уклада жизни. Это обстоятельство выдвигает цель и приоритетные направления по поддержке национально-культурного развития коренных малочисленных народов Севера.

Реализация основных направлений позволит создать условия национально-культурного развития:

    сохранение и развитие этнической культуры и языка коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории района; поддержка деятельности социально - ориентированных общественных объединений и коренных малочисленных народов Севера, в т. ч. родовых общин, ведущих деятельность на территории района; повышение роли коренных малочисленных народов Севера в экономической и социальной жизни района; поддержка инициативы общественных объединений, в рамках реализации

мероприятий подпрограммы.

2. Цель, задачи и мероприятия подпрограммы «ПОДДЕРЖКА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА »

Целью подпрограммы является создание условий для национально-культурного

развития и сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Алданском районе.

    Сохранение, развитие и пропаганда языка и самобытной культуры коренных малочисленных народов; Содействие деятельности социально-ориентированных общественных объединений и некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера.

В 2016-2020 годах запланированы мероприятия, направленные на:

Национально-культурное развитие, сохранение культурной самобытности и уклада жизни, через проведение различных культурно - массовых мероприятий;

Создание условий для сохранения, развития языка и традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера;

Установление и развитие культурных связей малочисленных народов с соотечественниками, проживающими в республике и за ее пределами;

Поддержку деятельности социально ориентированных общественных объединений и некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера;

Оказание социальной поддержки представителям коренных малочисленных народов Севера, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

Организацию ежегодных выездных консультаций по правовому обучению населения, выездных мастер-классов по развитию творческих способностей детей в местах компактного проживания малочисленных народов Севера.

В результате реализации заявляемых мероприятий ожидается:

    рост активизации деятельности родовых общин Алданского района; увеличение количества социально ориентированных некоммерческих общественных организаций коренных малочисленных народов Севера; увеличение количества мероприятий, направленных на сохранение и распространение культурного наследия - обрядов, обычаев и традиций малочисленных народов Севера.

В целом, будут созданы оптимальные условия для национально-культурного развития малочисленных народов Севера.

Оценка реализации подпрограммы


Наименование цели, задач и целевых индикаторов (показателей)

Значение показателей

отчетный год

текущий год

плановый период

Цель: Создание условий для национально-культурного развития и сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов.

Задача 1. Сохранение, развитие и пропаганда языка и самобытной культуры коренных

малочисленных народов.

Количество изданий, пропагандирующих язык и культуру коренных малочисленных народов, проживающих на территории Алданского района.

Задача 2. Содействие деятельности социально-ориентированных общественных

объединений и некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера.



Количества социально - ориентированных некоммерческих общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, в т. ч. родовых общин Алданского района.


Ресурсное обеспечение подпрограммы

Организационное обеспечение реализации подпрограммы «Поддержка коренных малочисленных народов Севера» осуществляет Социальное управление МО «Алданский район».

Финансовое обеспечение для реализации подпрограммы «Поддержка коренных малочисленных народов Севера» в сумме 2 540 000 (два миллиона пятьсот сорок тысяч) осуществляется за счет средств бюджета МО «Алданский район».

Методика оценки достижения конечных результатов программы.

Методика оценки достижения конечных результатов подпрограммы разрабатывается управлением экономики администрации МО «Алданский район» в соответствии с Постановлением главы от 01.01.2001г. № 000 «Об утверждении методики проведения оценки эффективности муниципальных программ МО «Алданский район»», Постановлением администрации МО «Алданский район» № 000п от 01.01.2001 г.

Управление экономики МО «Алданский район» ежегодно осуществляет оценку эффективности муниципальных программ на основе годовых отчетов ходе реализации программ, представляемых ответственным исполнителем.

Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится в целях:

Выявления степени достижения запланированных результатов подпрограммы в отчетном году, фактически достигнутых значений целевых индикаторов с их плановыми значениями;

Выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически на реализацию программы в отчетном году с их плановыми значениями.

В случае выявления более низкой по сравнению с запланированной эффективности программы предложения о внесении изменений в подпрограмму, либо досрочное прекращение подпрограммы.


Из приведенных примеров очевидна непоследовательность законодателя в регулировании отношений, связанных с использованием территорий традиционного хозяйствования. Нормы сформулированы в общем виде, без достаточной детализации, что не обеспечивает надлежащей защиты прав коренного населения и эффективного его участия в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Представляется возможным внести следующие коррективы в законодательство:

  • 1) установить приоритет земель традиционной хозяйственной деятельности перед землями промышленности, транспорта и пр.;
  • 2) установить строго целевое использование земель традиционной хозяйственной деятельности (а именно: для ведения традиционного хозяйствования);
  • 3) установить обязательность решений, принятых в результате референдума по вопросам предоставления земли;
  • 4) четко регламентировать порядок участия общественных организаций в решении данных вопросов;
  • 5) установить четкие сроки информирования коренного населения по вопросам, затрагивающим их интересы.

Для сохранения культуры имеет значение не только сам факт наличия земли у коренных малочисленных народов, но и ее качественные характеристики. В связи с этим обращает внимание законодательное регулирование экологических правоотношений. Данные отношения на уровне субъекта регулируются Законом ЯНАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа». Этот закон содержит всего 11 статей, дублирующих по своему содержанию нормы федерального законодательства. Закон не предусматривает иных категорий особо охраняемых природных территорий, кроме тех, что предусмотрены в Федеральном законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях», хотя данный Федеральный закон предусматривает такую возможность в ч. 2 ст. 2. Соответствующий Закон автономного округа, по существу, ничего в охрану окружающей среды не привносит, он лишь разграничивает полномочия органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления.

Относительно коренных малочисленных народов Севера ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО «Об особо охраняемых природных территориях Ямало-Ненецкого автономного округа» устанавливает, что на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Эта норма повторяет ч. 4 ст. 24 Федерального закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях».

Очевидно, что существует прямая связь между состоянием природной среды и состоянием хозяйственной деятельности коренных народов, а значит -- и сохранением их этнокультуры. Но законодательство в данной сфере особенности северного природопользования практически не учитывает.

Важной проблемой сохранения культуры коренных народов является угроза ассимиляции. Пункт 2 ст. 5 Рамочной конвенции ООН о защите национальных меньшинств гласит: «Без ущерба для мер, принимаемых в рамках своей общей интеграционной политики, Стороны воздерживаются от любых политических или практических действий, имеющих целью ассимиляцию лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, вопреки их воле, и защищают этих лиц от любых действий, направленных на такую ассимиляцию».

В связи с этим обратим внимание, что в рамках программы «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» в соответствии с п. 4.1 Положения о реализации в 2005 году основных мероприятий программы «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» Окружной целевой программы «Жилище» на 2005--2010 годы, обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется путем предоставления жилищных субсидий. Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ всякое жилое помещение является недвижимым. Но программа «Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера» не предусматривает помощи в части, касающейся приобретения населением чумов. Если у лица нет в собственности жилья, то в такой ситуации он лишен выбора.

Таким образом, при формальном признании права коренных народов на пользование своей культурой в действительности не создается достаточных условий для реализации данного права. В данной ситуации необходимо найти баланс между экономическим развитием государства и сохранением культурного плюрализма. В настоящее время очевидно доминирование экономических интересов государства. Для достижения равновесия необходимо осознание властью и обществом ценности различных путей культурного развития. У каждого человека должна быть свобода выбора, в том числе, свобода выбора ценностных ориентиров. Необходимо осознание важности, уважения не только прав, обеспечивающих физическое существование человека, но и его духовного развития.

Как уже говорилось, коренные народы имеют право на полное и беспрепятственное участие во всех аспектах жизни общества, в частности, в вопросах, затрагивающих их интересы. В соответствии с ст. 7 Закона ЯНАО «О государственной поддержке общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» эти общины и организации имеют право:

  • 1) вносить предложения в органы исполнительной власти автономного округа по совершенствованию системы государственной поддержки, осуществляемой в автономном округе;
  • 2) участвовать в принятии решений по вопросам предоставления государственной поддержки;
  • 3) участвовать в разработке региональных целевых программ и контроле за их осуществлением.

Политика развития человеческого потенциала в регионе должна опираться на партнерство субъектов гражданского общества, бизнеса и органов управления.

Совершенствование институтов гражданского общества поможет дальнейшему развитию демократии. Этому послужат качественно новые подходы и механизмы развития социального партнерства, расширение форм общественного самоуправления, общественной самоорганизации граждан, повышение правовой культуры населения автономного округа. Следует продолжить создание социально-экономических, культурно-духовных и правовых условий и предпосылок для свободного развития личности; а также развитие механизмов общественного участия (через экспертизы, консультации, мониторинг, публичные слушания) в обсуждении наиболее важных вопросов экономического, социального и общественного развития автономного округа.

Созданию условий для развития рыночной экономики и обеспечению рабочими местами коренных малочисленных народов Севера будет способствовать комплекс мероприятий, направленный на:

  • - укрепление материально-технической базы общин и личных кочующих хозяйств путем технического оснащения, приобретения автотранспорта и малой техники;
  • - приобретение малого рефрижераторного флота и строительство мини-цехов по переработке продукции традиционных отраслей хозяйствования;
  • - создание материально-технической базы для развития этнологического, экологического и охотничьего туризма.

Фактории нового типа станут социально-культурными и экономическими центрами на межселенных территориях для обслуживания кочевого населения. Здесь будут предоставляться услуги по заготовительной деятельности, торговле, временному размещению тундрового населения и туристов, проведению зооветеринарных мероприятий в оленеводческих хозяйствах и просчету оленей, организации кочевых школ и летних детских лагерей и т.д. Предусмотрено оказание бытовых услуг (баня, прачечная, парикмахерская и тому подобное).

В целях сохранения таких памятников культурного наследия как Мангазея, Усть-Полуй, Горный Самотнёл-1, памятников Вайкарской области и других, имеющих большое историческое значение, продолжится проведение мероприятия по поддержанию мест раскопок в состоянии, позволяющем осуществлять археологические работы.

Планируется комплекс реставрационных работ и этнографических исследований региона. Предусмотрено создание музейно-мемориального комплекса, посвящённого истории железнодорожного строительства №501 «Чум-Салехард-Игарка».

Помимо того, что историческое наследие остается важным в процессе воспитания подрастающего поколения, растет его значение в социально-экономическом контексте.

Развитие памятников культурного наследия и создание музейно-исторических комплексов истории и практики освоения Севера позволят:

  • - повысить туристическую привлекательность автономного округа;
  • - расширить возможности приобщения граждан к историко-культурным ценностям, повысить интерес к истории автономного округа;
  • - повысить уровень гражданской ответственности населения за сохранение объектов культурного наследия;
  • - обеспечить сохранность уникальной научной информации об объектах археологического наследия и пополнить музейный фонд археологическими коллекциями.

В целях приобщения детей и юношества к истории и культуре родного края продолжится организация летних археологических лагерей.Повышению уровня информированности жителей автономного округа о проводимых на территории региона преобразованиях, о социально-экономическом и культурном развитии, совершенствовании политической системы будет способствовать развитие государственных и муниципальных средств массовой информации. Планируется обеспечить создание технических условий работы муниципальных телерадиокомпаний в режиме функционирования единого окружного канала вещания, провести модернизацию полиграфической базы.

В целях создания реальной возможности осуществления предоставленных общинам и организациям прав необходимо:

  • 1) установить порядок реагирования органов исполнительной власти на предложения по совершенствованию системы государственной поддержки, осуществляемой в автономном округе и ответственность за ненадлежащее исполнение данной обязанности;
  • 2) возложить на органы исполнительной власти субъекта обязанность по информированию коренных малочисленных народов о рассмотрении вопросов, в решении которых они могут принимать участие, либо создавать комиссии с постоянным участием представителей коренных малочисленных народов Севера.

Согласно ч. 2. ст. 7 данного Закона, органы исполнительной власти автономного округа могут формировать комиссии по распределению и расходованию средств для предоставления государственной поддержки. В состав комиссии могут включаться представители общин коренных малочисленных народов Севера и организаций, осуществляющих традиционные виды хозяйственной деятельности. Очевидно, что формирование комиссий оставлено на усмотрение органа исполнительной власти, и неясно, кто и каким образом решает вопрос об участии представителей коренных малочисленных народов.

Статья 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств гласит: «Стороны обязуются создавать необходимые условия для эффективного участия лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в культурной, общественной и экономической жизни, а также в ведении публичных дел, особенно тех, которые их касаются». Очевидно, что нормы, посвященные участию коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов, затрагивающих их интересы, носят несистемный, неконкретный характер, требуют более детальной разработки.

Право национальных меньшинств на участие в управлении предусмотрено ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, п. «а» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 15 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.

В Ямало-Ненецком автономном округе право коренных малочисленных народов на управление в определенной мере реализуется. Согласно ст. 42 Устава ЯНАО, Государственная Дума автономного округа состоит из 22 депутатов, три из которых представляют коренные малочисленные народы. С учетом того, что население Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 507 тыс. человек, из которых около 37 тыс. человек (7,3 %) - представители коренных малочисленных народов, то в среднем на 23 тысячи человек приходится 1 депутат, а на 37 тысяч ненцев, хантов и селькупов - 3 депутата. Казалось бы, преимущественное положение коренных малочисленных народов очевидно. Вместе с тем едва ли 3 депутата могут эффективно отстаивать права коренных народов. Надо заметить, что эта система представительства все-таки позволяет отчасти реализовать право коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа на управление, тогда как, например, в соседнем Ненецком автономном округе такой порядок формирования окружного органа законодательной власти не предусмотрен.

Для решения проблемы разработки эффективно действующего механизма участия коренных народов в управлении необходимо принимать во внимание, на наш взгляд, особенности традиционной правовой культуры. В литературе по обычному праву аборигенов Ямала содержится указание на примат обязанности в системе «право - обязанность». Нормы обычного права содержат большей частью не позитивные предписания, а запреты. В источниках указывается и на то, что решения, принимаемые общественными собраниями или старостами, обжаловались крайне редко. Человек традиционной культуры не видел себя вне общества. Если он не соглашался с мнением общественного собрания, то не мог и жить в этом обществе. Таким образом, в традиционном правосознании не сформировалась установка на отстаивание своих прав. Однако при этом представители коренного населения и по сей день трепетно относятся к традиционным запретам, а, следовательно, при возможности будут контролировать их соблюдение.

Эти особенности традиционной правовой культуры необходимо учитывать при разработке механизмов участия коренного населения в ведении публичных дел. В частности, вполне реально создание принципиально новой системы представительства коренного населения в органах власти.

Так, при Государственной Думе Ямало-Ненецкого автономного округа возможно создание органа, избираемого из представителей коренных народов и только коренным населением. Данный орган должен обладать правом вето при решении вопросов, затрагивающих интересы коренных народов. Список таких вопросов должен быть закреплен законодательством, и, кроме того, должна быть предусмотрена возможность обжалования данного решения в суде либо инициативной группой из лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, либо общественной организацией этих народов. По нашему мнению, данная система способна учесть ряд особенностей традиционного правосознания коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и позволит более эффективно осуществлять и защищать их права.

Российская Федерация включает в себя немалое количество самых различных народов - по подсчетам специалистов, около 780 групп. Так называемые малочисленные народы России проживают на северной территории, пролегающей вдоль 30 регионов страны. Если суммировать их численность, то их окажется не так уж и много: чуть больше четверти миллиона. По состоянию на 2010 год в нашем государстве проживает порядка 45 групп коренного типа. В этой статье будет подробно рассказано про особенности проживания, юридические полномочия, проблемы и правовой статус малочисленных народов России.

Что представляют собой российские малочисленные народы?

Малыми специалисты называют небольшие этнические общности, сохраняющие свои традиции, обычаи и культурные особенности проживания. Проблема жизнедеятельности малых народов поднимается не только на общероссийском, но и на мировом уровне. Так, в 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в соответствии с которой малочисленным и коренным общинам должно уделяться особое внимание. Россия тогда не осталась в стороне: Конституция 1993 года провозгласила принцип гарантии прав и свобод, как для обычных граждан, так и для коренных представителей страны. На конституционном уровне закрепление прав коренных жителей является неотъемлемым элементом в системе защиты и поддержки демократического государственного развития.

Почему проблеме существования малочисленных народов России в последнее время уделяется особое внимание? Ответ на этот вопрос кроется в истории. Дело в том, что еще в начале XX века некоторые народы нашего государства столкнулись с целым рядом проблем: экономических, демографических, социальных и, конечно же, культурных. Произошло это, как не сложно догадаться, из-за глубочайших государственных перемен: революций, репрессий, гражданской и Великой Отечественной войны и т. д. В начале же 90-х годов остро встал вопрос о сохранении оставшихся коренных и малочисленных народов России.

Надо сказать, что этносы малочисленного типа играют не последнюю роль в культурном развитии страны. Более того, они являются неотъемлемой частью многонационального народа России, выступают в качестве самостоятельного фактора, благодаря которому происходит возрождение некогда великой российской государственности. Так в чем же заключается политика нынешних властей по отношению к малочисленным народам России? Об этом будет рассказано далее.

Правовая основа существования коренных народов в РФ

Юридическое закрепление статуса тех или иных этносов - явление далеко не новое. Еще в начале XIX века в Российской Империи существовал специальный Устав о жизни инородцев, датировавшийся 1822 годом. В этом документе коренным жителям тех или иных территорий России гарантировались права на самоуправление, землю, культурную самобытность и т. д. В советское время продолжалась похожая политика, однако места расселения национальных меньшинств стали безжалостно делиться. Переселение с места на место, а также принцип патернализма (диктата поведенческих норм) сыграли с малыми народами злую шутку: вековые традиции и обычаи понемногу стали исчезать.

Проблема была обнаружена в 90-е годы. Дабы не допустить дальнейшего ускорения процессов удаления языковых и культурных особенностей среди коренных и малочисленных народов России, был закреплен ряд юридических норм, провозглашающих принцип самобытности и сохранения традиционной культуры среди этносов коренного типа.

Первый и самый важный источник это, конечно же, российская Конституция. Здесь стоит выделить статью 72, в которой говорится о совместном регулировании прав и свобод национальных меньшинств регионами и федерацией. В статьях 20 и 28 говорится о возможности указывать свою национальную принадлежность. Во многих федеральных законах и прочих нормативных актах закрепляется принцип равноправия различных этнических групп. Стоит выделить ФЗ "Об основных избирательных правах граждан", ФЗ "О языках в РФ" и многие другие законы.

Конституционный суд РФ является основным государственным органом в стране, в чьи обязанности входит правовая защита малочисленных народов. Эта же инстанция устанавливает для этнических групп специальные гарантии и права, о которых будет рассказано далее.

О льготах и гарантиях для малочисленных народов России

Что гарантируют этническим меньшинствам российские федеральные законы? Если речь идет о политической сфере, то выделить здесь стоит отдельные юридические предпосылки для широкого участия народов коренного типа в работе государственных органов РФ и инстанциях местного самоуправления. Каким образом это работает? Согласно ФЗ "Об избирательных правах граждан" должны быть установлены специальные квоты представительства во властных органах. Происходить это должно за счет формирования избирательных округов, куда входило бы меньшее количество людей, чем установлено в законе. Избирательные округи могут касаться отдельных национальных поселений, этнических объединений, племен и т. д.

Следующая сфера, в которой возможны льготные права коренных малочисленных народов России - это экономика. В этой области должны применяться методы по качественному развитию хозяйственной деятельности традиционного типа. Должны приниматься меры по созданию особых территорий, в которых была бы возможность использовать традиционные методы природопользования. Не стоит забывать и о бюджетных ассигнованиях, направленных на поддержку народных промыслов. Со строгим учетом интересов коренных народов могут подлежать приватизации производственные предприятия. При этом налогообложение таких предприятий будет осуществляться с учетом возможных льгот и дотаций.

Наконец, льготные права малочисленных народов России можно осуществлять и в социально-культурной области. Здесь стоит рассказать о принятии условий по сохранению духовных и культурных основ того или иного коренного народа. Этнические средства массовой информации, соответствующий язык и литература должны всячески поддерживаться со стороны государственных властей. Необходимо периодически проводить научные исследования культурных сфер малочисленных народов.

Международное право о малочисленных народах

Национальная правовая основа, содержащая в себе нормы о защите правового статуса коренных малочисленных народов России, базируется на принципах, установленных международным правом. Иначе говоря, российское право не должно противоречить международным юридическим нормам. Это правило закрепляется и в отечественной Конституции 1993 года.

Все нормативные акты международного характера, гласящие о проблемах малочисленных народов земли, можно поделить на три основные группы. В первую такую группу входят документы, носящие рекомендательный характер. Что это означает? Если вкратце, то Декларация о языковых меньшинствах, Венская (1989 год), Парижская (1990 год), Женевская (1991 год) и многие другие документы декларативного характера направлены на стимулирование благоприятного отношения к этническим меньшинствам.

Вторая группа включает в себя документацию, целью которой является оказание идеологического и культурного влияния на правовую систему того или иного государства. Например, Конвенция № 169 гласит о племенных народах, Конвенция СНГ от 1994 года о реализации качественной защиты прав меньшинств и т. д. Особенностью представленной группы является игнорирование Россией содержащейся в ней документации. Составляет ли это группу проблем коренных малочисленных народов России? Скорее всего, нет. Ведь существует третья группа, в которую входят юридически обязательные для любого государства документы.

Последнюю составляют международные документы, призванные защищать национальные меньшинства от различного рода дискриминационных и принижающих их достоинство моментов. Так, существует Пакт о политических и гражданских правах 1965 года, Европейская конвенция о защите прав и свобод человека 1950 года и многие другие документы, обязательные для исполнения российским государством.

Права и свободы российских малочисленных народов

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон № 256-ФЗ "О гарантиях прав коренных народов России" от 1999 года. В статье 8 представленного нормативного акта сообщается о правах этнических меньшинств. Что именно здесь стоит выделить?

Народы малочисленного типа, а также их объединения должны всячески поддерживаться государственной властью. Необходимо это для защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, различного рода промыслов и хозяйствования. Именно поэтому такие народы имеют право на пользование в местах своего обитания полезными ископаемыми, почвами, животными и растительными организмами.

Предоставляется оно, конечно же, на безвозмездной основе. Однако это далеко не единственное право народов рассматриваемого типа. Здесь также стоит выделить:

  • право на участие в осуществлении контроля над использованием собственных земель;
  • возможность осуществлять контрольно-надзорную деятельность за исполнением федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации;
  • право на постройку и реконструкцию хозяйственных, бытовых и производственных объектов;
  • возможность своевременно получать от Российской Федерации денежные средства или материальное довольствие, необходимое для культурного или социально-экономического развития народов;
  • право на участие в осуществлении государственной власти или органов местного самоуправления - напрямую или через уполномоченных представителей;
  • возможность делегировать своих представителей во властные инстанции;
  • право на возмещение убытков, которые были причинены в результате ущерба природной среде обитания;
  • право на получения от государства помощи в виде реформирования той или иной социальной сферы.

Это, конечно же, далеко не все возможности, которые закрепляет закон. Здесь также стоит выделить замену военной службы альтернативной гражданской, возможность создавать особенные самоуправленческие инстанции, право на осуществление судебной защиты и т. д. Надо сказать, что все представленные права составляют юридический статус малочисленных народов России.

Проблемы малочисленных российских народов

Прежде чем приступить к рассказу об особенностях жизнедеятельности самых известных коренных этносов нашего государства, стоит обозначить основные проблемы, с которыми этим этносам часто приходится сталкиваться.

Первая и, наверное, самая важная проблема - это идентификация национальных меньшинств. Процесс идентификации может быть групповым и индивидуальным. Трудности возникают при поиске соответствующих критериев и процедур. Вторая проблема касается прав меньшинств. Как известно, коренным народам требуются особенные права. Для этого необходимо качественно определить условия, при которых реализация специальных прав была бы возможной. Трудности могут возникнуть при обеспечении адресности и правильного применения прав в частных или публичных юридических сферах.

Третьей проблемой коренных малочисленных народов Севера России можно называть трудность самоопределения таких этносов. Дело в том, что в этой области существуют проблемы целесообразности формирования территориальных образований, наделения правами или построения гарантий этих прав. Отсюда вытекает и еще одна проблема, тесно связанная с системой правового регулирования и защищенности. Здесь крайне актуальны вопросы соотношения начал регионального и федерального уровня, заключения договоров между этносами, применения обычного права и т. д. Кстати, проблема государственного управления по делам малочисленных народов РФ также стоит довольно остро. Если речь идет об уровнях соответствующих государственных инстанций, о делегировании полномочий инстанций местного самоуправления, то здесь могут возникнуть некоторые трудности организационного характера.

Стоит также выделить проблему статуса общественных организаций национальных меньшинств. Дело в том, что подобным организациям можно было бы предоставить довольно большие и объемные права, касающиеся избирательного процесса, защиты интересов, контроля над выполнением полномочий и т. д. Трудности здесь могут возникать, опять-таки, при вопросе о целесообразности подобного рода действий.

Влияние на культуру малочисленных народов

В различных международных договорах и национальных нормативных актах устанавливаются правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Касаются они и многовековых культурных традиций того или иного народа. Все-таки, советские времена не лучшим образом сказались на отдельных малочисленных народах. Так, стоит обратить внимание на ижорцев, коих в период с 1930 по 1950 годы поубавилось в несколько раз. А ведь это только единичный пример. Государственный патернализм, выбранный в качестве приоритетного вектора культурного развития в советское время, очень плохо сказался почти на всех самобытных народах России. Надо сказать, что некая форма патернализма присутствует и сегодня, вопреки всем установленным законам и правилам. И это еще одна проблема малочисленных народов России, на которую стоило бы обратить пристальное внимание.

Все дело в том, что во многих народах Севера идет непримиримая борьба с шаманизмом. При этом именно шаманизм оказывает наибольшее влияние на традиции и культуру национальных меньшинств. Способствует борьбе в какой-то мере и всероссийская клирикализация. Так, в республике Саха местной православной епархией была поставлена задача по полнейшему искоренению язычества на близлежащих территориях. Безусловно, можно ссылаться на историю, ведь подобная борьба велась еще во времена царской России. Но так ли это хорошо сегодня? В условиях сохранения светскости и приоритета культурных обычаев подобные действия церкви должны расцениваться как силовое давление на традиции тех или иных народов.

Список малочисленных народов России

От Кольского полуострова, расположенного в Мурманской области, вплоть до дальневосточных регионов расположено множество самых различных национальных меньшинств. Список малочисленных народов России хоть и установлен довольно давно, но, тем не менее, время от времени дополняется. Стоит назвать самые известные национальные меньшинства России:

  • Республика Карелия и Ленинградская область: вепсы, ижорцы, водь и кумадинцы;
  • Камчатка: алеуты, алюторцы, ительмены, камчадалы, коряки, чукчи, эвенки, эвены и эскимосы;
  • Красноярская область и Якутия: долганы, нганасаны, ненцы, селькупы, телеуты, энцы;
  • Саха и Магаданская область: юкагиры, чуванцы, ламуты, орочи, коряки.

Естественно, список не полный. Он может постоянно дополняться, ведь одни народы все еще обнаруживаются, а другие и вовсе "вымирают". Описание малочисленных народов Севера России будет представлено далее.

О самом крупном и самом малочисленном народах Севера России

Список малочисленных народов РФ постоянно пополняется. Связано это с открытием новых, доселе неизвестных поселений. Например, не так давно статус этнического меньшинства приобрела группа водь, состоящая всего из 82 человек. К слову, именно водь является самым малочисленным народом России. Проживает этот этнос в Ленинградской области, а потому входит в финно-угорскую группу. Говорят представители водь на эстонском наречии. До сих пор основным занятием этого народа является земледелие, ремесленничество и лесной промысел. На данный момент водь занимается поставкой продукции в столицу Ленинградской области. Надо сказать, что распространение православия и множественные смешанные браки заметно повлияли на рассматриваемую национальную группу. Выразилось это в практически полной утере национального языка и многовековой культуры.

Стоит чуть более подробно рассказать про остальные малочисленные народы Севера России. Так, в противовес самому небольшому народу малочисленного типа, существует и самый крупный. На данный момент это группа карелов. На территории Выборгской и Ленинградской областей их насчитывается порядка 92 тыс. человек. Карельский этнос сформировался к началу 13-го века. Удивительным кажется тот факт, что массовое крещение на новгородской территории практически никак не повлияло на культуру карелов. В этой группе мало кто понимал русский язык, а потому пропаганда православия не коснулась столь самобытной группы и не смогла повлиять на традиции этого народа. Основным занятием карелов является рыболовство и оленеводство. На сегодняшний день в Карельской республике хорошо развита промышленность деревообрабатывающего типа.

Народы Чукотки

Многим известно, что именно на территории Чукотского автономного округа проживает наибольшее количество национальных меньшинств. Чуванцев, например, насчитывается порядка полутора тысяч человек. Это арктическая раса большой монголоидной группы. Большинство представителей чуванцев говорит на чукотском языке с небольшим русским диалектом. Еще одна такая группа известна всем россиянам: это чукчи. Насчитывается их около 15 тыс. человек. Проживают чукчи в Якутии.

Всего на Чукотке проживает порядка 90 тыс. человек. Хотя еще 30 лет назад эта цифра бала гораздо больше. В чем же причина? Почему с начала 90-х годов представителей национальных меньшинств заметно поубавилось? Затрудняются ответить на этот вопрос даже самые видные специалисты. Ведь похожая ситуация происходит и на Камчатке, где от 472 тыс. человек по состоянию на 1991 год осталось сегодня только 200 тыс. Возможно, все дело в урбанизации, хотя статистика не дает каких-то высоких показателей в этой области. Справедливости ради надо отметить, что проблемы решаются при помощи проведения качественной политики по сохранению малых народов России.

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина, поддержавшего инициативу Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создан Благотворительный фонд поддержки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Учредителем Фонда выступила Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации . Создание фонда отвечает интересам устойчивого развития коренных малочисленных народов. Средства Фонда будут формироваться за счет добровольных взносов, пожертвований и вкладов спонсоров, партнеров, а также субъектов, где проживают коренные малочисленные народы Севера.

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России Григорий Ледков:

«Создание Фонда обусловлено необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования мероприятий, проводимых Ассоциацией, в интересах развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, и потребностью в эффективном инструменте поддержки проектных идей. По созданию Фонда проведена огромная подготовительная работа, проведены переговоры с губернаторами регионов, где проживают коренные малочисленные народы Севера, с руководством ТЭКов. В результате мы пришли к паритету – создать Фонд поддержки коренных малочисленных народов. Основные направления деятельности Фонда мы будем обсуждать на координационных советах Ассоциации».

Аккумулируемые в Фонде средства, будут направляться на поддержку проектов и основных мероприятий Ассоциации коренных малочисленных народов по наиболее актуальным направлениям, в том числе на развитие регионального и международного сотрудничества. Также среди приоритетных направлений значится осуществление различных проектов в правовой сфере. В будущем Фонд расширит спектр своей деятельности.

«Перед Фондом стоит достаточно амбициозная задача – создать плановое системное финансирование деятельности Ассоциации, сделать так, чтобы представители коренных малочисленных народов могли получить юридическую помощь с привлечением высококвалифицированных специалистов, реализовывать масштабные проекты, направленные на сохранение и развитие традиционного образа жизни, языка и культуры коренных малочисленных народов» , - поясняет Григорий Ледков.

Работа Фонда и его взаимоотношения с партнерами регулируется Уставом. В нем отражены правовые положения, полномочия и функции, порядок формирования его имущества. Органами управления Фондом, согласно Уставу, определены Совет Фонда, исполнительный директор Фонда и Попечительский совет. Первый состав Совета будет сформирован его учредителем – Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Исполнительным директором Фонда назначен Виктор Максов, уроженец Свердловской области, который ранее занимал должности государственной службы и работал в различных регионах.

По мнению Виктора Максова, у Фонда должна быть открытая и прозрачная финансовая система, надзор за которой будет осуществлять Попечительский совет, сформированный из числа представителей регионов, оказывающих поддержку.

«Эффективность работы Фонда будет во многом зависеть от тесного взаимодействия и координации с Ассоциацией и ее филиалами в регионах, органами государственной власти, общественными организациями и движениями России, а также международными организациями в сфере поддержки и развития коренных малочисленных народов Российской Федерации» , - говорит Виктор Максов.

При этом, особое внимание Фонд планирует уделить содействию реализации Стратегии государственной национальной политики России и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Информационный центр АКМНСС и ДВ РФ

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...