Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка ким елена витальевна. Рыночные отношения в сфере услуг Рыночные отношения: сущность, структура, функции

Тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания).

Часть 1

1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется

1) конкурентным
2) несовершенным
3) централизованным
4) плановым

2. К признакам рынка не относится

1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение

3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объём спроса

1) увеличивается
2) уменьшается
3) остается прежним
4) регулируется государством

4.

А. Признаком свободного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаками свободного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободном рынке?

А. Признаком свободного рынка является неограниченное число участников.
Б. Признаком свободного рынка являются регулируемые государством цены.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Какое положение из перечисленных не является признаком рыночной экономики?

1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является регулирование цен

7. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов называется

1) кооперацией
2) конкуренцией
3) корпорацией
4) монополией

8.

А. В рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность.
Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Отметьте положение, характерное для командной экономики.

1) преобладание натурального хозяйства
2) жёсткое регулирование государством производства, обмена и распределения
3) производитель сам решает, что и как производить
4) потребитель сам решает, что и сколько покупать

10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Для рыночной экономики характерно преобладание натурального хозяйства.
Б. Для рыночной экономики характерно строгое государственное планирование производства всех видов товаров.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия

А) рынок
Б) цена
В) спрос

Определения

1) координатор всей рыночной экономики, согласовывающий решения продавцов и покупателей на рынке
2) совокупность экономических отношений, касающихся купли-продажи товаров и услуг
3) конкретные товары и услуги, которые потребитель выбирает и за которые он готов платить определённую цену

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».

Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом ниже списке признаки свободного рынка и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) неограниченное число участников рынка
2) регулируемый государством спрос
3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение
4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов
5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:
— господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют __________(А). При этом допускается существование государственной __________(Б), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
— принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся __________(В), происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками;
— предпринимателю гарантируется __________(Г) в его деятельности;
— государство вмешивается в __________(Д) в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами;
— главными механизмами рыночной экономики являются свободная __________(Е), спрос и предложение, цена.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) конкуренция
2) экономика
3) ресурс
4) свобода
5) собственность
6) производство
7) монополия

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Часть 3

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «История рынка ценных бумаг в России и за рубежом». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Темы для мини-сочинения

1) «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

2) «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только в том случае, если они открыты» (Х. Шмидт).

3) «Слон — это мышь, изготовленная по правительственному заказу» (Р. Хайнлайн).

4) «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия, — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С.Ю. Витте).

Ответы на тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс
Часть 1
1-1
2-4
3-2
4-4
5-1
6-4
7-2
8-1
9-2
10-4
Часть 2
1. 213
2. Монополия
3. 134
4. 653421

Введение

ГЛАВА 1. Сущность и правовая природа потребительского рынка в России 16

1.1. Понятие, структура и общая характеристика потребительского рынка 16

1.2. Административно- правовое регулирование системы управления потребительским рынком в России и в зарубежных странах 30

1.3. Административно-правовой статус субъектов потребительского рынка 63

ГЛАВА 2. Совершенствование механизма правового регулирования в сфере потребительского рынка 76

2.1. Реализация мер административно-правового воздействия в сфере потребительского рынка 76

2.2. Защита прав субъектов потребительского рынка: проблемы совершенствования административно-правового регулирования 102

2.3. Основные направления и пути совершенствования административно-правового механизма регулирования отношений в сфере потребительского рынка 127

Заключение 152

Библиографический список использованной литературы 156

Приложение 178

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В связи с проводимой административной реформой осуществляется совершенствование механизма правового регулирования сферы потребительского рынка, в силу чего происходят функциональные изменения в деятельности органов- исполнительной власти, осуществляющих контроль в данной сфере, что в значительной степени требует проведения глубокого научного исследования состояния и перспектив административно-правового регулирования потребительского рынка в современных условиях. Главная тенденция развития административной реформы в сфере потребительского рынка, обусловленная общей направленностью на дебюрократизацию экономики, - повышение эффективности административно-правового воздействия при уменьшении объема административного регулирования и возрастанием роли гражданско-правового регулирования данной сферой. Полагаем, что следует отстаивать право государства осуществлять контроль качества и безопасности товаров и услуг в противовес распространенным концепциям, в основе которых «выделение как обязательных, так и необязательных требований по линиям качества и безопасности, когда рынок контролирует первое, а государство-второе»1.

Административно-правовое регулирование в сфере потребительского рынка призвано обеспечить достижение поставленных перед государством целей: обеспечить «высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной... значительный рост благосостояния граждан...», «опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг», поскольку «для того, чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека, человека, создающего качественные товары и услуги, создающего культурное достояние державы»2.

Поставленные цели учитывают необходимость защиты прав и законных интересов всех субъектов потребительского рынка - и покупателей, и продавцов, подчеркивая значимость сферы, в которой задействовано практически все население России и государство не может остаться в стороне от регулирования отношений в столь важной сфере, но с учетом требования - «власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами»3.

Актуальность темы находит свое подтверждение фактами, свидетельствующими о бесспорной тенденции поступательного развития потребительского рынка в последние годы: в Хабаровском крае оборот розничной торговли в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличился на 20 %, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. - на 28 %4, за первый квартал 2005 г..- на 29, 5 % в сравнении с тем же периодом 2004 г.5 Такая же ситуация наблюдается в сфере общественного питания и бытового обслуживания населения Хабаровского края. В абсолютных цифрах жители г. Хабаровска в 2003 году потратили на 4,9 миллиарда рублей больше, чем в 2002 году, а в 2004 году - на 3,7 миллиарда больше, чем в 2003. Такая тенденция сохраняется и в 2005 г. При этом за первый квартал 2005 г. в результате проверок, проведенных контролирующими органами выявлены грубые нарушения правил торговли в 267 из 850 осмотренных торговых предприятий, а за тот же период 2004 года - 259, 2003 г. - 222 из 850 осмотренных торговых предприятий. Таким образом, проводимая административная реформа, внося элементы совершенствования административно-правового регулирования сферы потребительского рынка, тем не менее, не решает основной задачи сни жения уровня правонарушений в сфере потребительского рынка посредством административно-правового воздействия.

Введенное и применяемое во многих значениях понятие «потребительский рынок» не определено с точки зрения правового содержания и требует уточнения. Также неоднородны по своей природе и отношения торгового оборота. В этих условиях «регулирование потребительского рынка требует эффективного сочетания рыночных рычагов и административных методов воздействия на поведение субъектов потребительского рынка с целью достижения экономического и социального равновесия потребительского рынка, обеспечения социальной стабильности в обществе» .

Хотя гражданско-правовая ответственность остается основным видом ответственности относительно правоотношений в сфере потребительского рынка, повышение их качественного уровня, применение профилактических мер по предупреждению нарушения прав потребителей - наиболее слабого субъекта в системе правоотношений в сфере потребительского рынка, - связано с усилением административной ответственности продавцов товаров и производителей услуг на фоне совершенствования законодательства.

Основным и постоянным фактором в построении механизма рыночных отношений является организующая и контролирующая роль государства: государство устанавливает определенный режим для реализации товаров, призванный обеспечивать возможность контроля и надзора со стороны государственных органов над процедурой реализации товаров с целью обеспечения защиты прав потребителей, установления и поддержания определенного порядка в обществе при реализации товаров, а также осуществления собственных экономических и финансовых интересов. Такой режим в сфере торговли и предоставле -ния услуг регулируется административно-правовыми нормами и обеспечивает ся прежде всего административной ответственностью.

«Государственное регулирование торговой деятельности определяется созданием механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней и субъектов торговой деятельности. Вместе с тем участие органов государственного управления в регулировании процессов на потреби-тельском рынке в настоящее время необоснованно снижено» . Актуальность настоящего исследования обусловливает анализ потенциальных путей совершенствования правовой базы, в основе которых усиление системы государственного контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере потребительского рынка путем повышения уровня координации и взаимодействия контрольных, надзорных, правоохранительных органами, отраслевых структур органов исполнительной власти.

Комплексный характер общественных отношений в сфере потребительского рынка, где помимо выраженных гражданско-правовых отношений проявляются властно-организационные функции органов исполнительной власти, нацеленные на установление, контроль и охрану определенного порядка (режима) в сфере отношений по продаже товаров, производству и продаже услуг и работ, защиту прав потребителей в правоотношениях с продавцом административно-правовыми средствами, а также прав продавца - юридического лица или индивидуального предпринимателя, как участника административно-правовых отношений, при проведении государственного контроля (надзора), актуализирует научное осмысление правового регулирования в сфере потребительского рынка. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования связана с потребностью в уменьшении негативных тенденций в сфере реализации прав субъектов потребительского рынка при условии повышения эффективности и действенности административно-правового воздействия на него посредством совершенствования системы управления потребительским рынком России.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени в науке административного права не предпринимались попытки комплексного изучения административно-правового регулирования сферы потребительского рынка. В целом отдельные вопросы управления потребительским рынком России решались на основе общих подходов к теории государственного управления, разработанных известными юристами - С.С. Алексеевым, А.П. Алехиным, В.В. Безбахом, В.И. Еременко, А.Я. Капустиным, Л.Л. Поповым, В.К. Пучин-ским, А.А. Савостиным, К.Ю. Тотьевым, Г.В. Хомерики и др. Следует отметить работы А.Б. Куликова, В.Н. Ткачева, посвященных вопросам управления сферой потребительского рынка. Некоторые аспекты правового регулирования государственной политики в сфере потребительского рынка рассмотрены: в частности, в трудах С.М.Зырянова, М.И. Никулина, Н.М. Тюкаловой, - выявление правонарушений в сфере потребительского рынка; В.В. Левицкого, - правовой статус потребителя; В.Н. Ульяновой - административно-правовые аспекты регулирования отношений в сфере потребительского рынка, юридическая природа потребительского рынка; О.А. Черновой - административная организация государственного регулирования качества продовольственных товаров и др.

Долгое время отечественная юридическая наука не обращалась к изучению потребительского рынка с точки зрения административно-правового регулирования данной сферы общественных отношений. Проблемами функционирования потребительского рынка занимались экономисты, социологи, психологи, а правоведы - лишь с середины 90-х годов XX века. Однако и сегодня преобладающим является значение понятия «потребительский рынок», определенное в экономическом, а не юридическом, аспекте, что отражает широту разработанности темы с экономической точки зрения и отсутствие глубоких исследований в плане юридическом, хотя тема отличается безусловной практической востребованностью.

Цель и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состоит в выявлении недостатков административно-правового регулирования в сфере потребительского рынка и выработке предложений по совершенствованию управления потребительским рынком России в целях защиты прав субъектов потребительского рынка посредством реализации комплекса административно-правовых средств, что, в конечном счете, должно способствовать повышению качества и эффективности административно-правового регулирования сферы потребительского рынка.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Исследовать и раскрыть комплексный характер правоотношений в сфере потребительского рынка;

Изучить нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере потребительского рынка, с выявлением положений отдельных нормативных правовых актов, подлежащих изменению в процессе совершенствования законодательства в данной сфере;

Определить юридическое значение понятия «потребительский рынок», юридическую сущность административно-правового регулирования сферы потребительского рынка с выявлением элементов организационно-правового воздействия и административно-правового регулирования отношений в сфере потребительского рынка;

Выявить специфику и особенности административно-правового регулирования сферы потребительского рынка путем исследования принципов деятельности, функций, полномочий и компетенции субъектов управления;

Изучить существующие недостатки правового регулирования сферы потребительского рынка, образующие предпосылки для необходимости эффективного взаимодействия системы государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих функции контроля (надзора) в данной сфере, что в итоге повысит уровень правовой защиты потребителя, как наиболее слабого субъекта потребительского рынка;

Обосновать необходимость повышения качества и эффективности административно-правового регулирования сферы потребительского рынка через установление и реализацию мер правового воздействия со стороны соответствующих государственных и муниципальных органов.

Объект исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования явились общественные отношения, складывающиеся в связи с управлением потребительским рынком посредством административно-правовых средств.

Предмет исследования. Предметом исследования явились теоретические и практические аспекты управляющего воздействия в сфере потребительского рынка, а также процессы, происходящие в области государственного управления. Особое внимание в работе уделено совершенствованию системы управления потребительским рынком России, усилению государственного контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере потребительского рынка путем повышения уровня координации и взаимодействия органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в данной сфере.

Методология и методика исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использованы общенаучные методы познания и некоторые специальные методы юридической науки. Базовыми методами исследования явились: диалектический метод, общелогические приемы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), системный метод, формальнологический и формально-юридический, сравнительно-правовой и статистический методы исследования.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили: анализ структуры административно-правового регулирования, определение юридического значения определения «потребительский рынок» и сущности административно-правовой организации, анализ принципов и деятельности системы органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере потребительского рынка. Исследовались аналитические, статистические материалы, отражающие результаты правоприменительной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства.

Научная новизна и практическая значимость исследования. Научная новизна исследования заключается:

В определении юридического значения понятия «потребительский рынок» с учетом всех его существенных признаков;

В предложении вариантов развития административной реформы управления сферой потребительского рынка России с учетом зарубежного опыта и российской специфики в сфере государственного воздействия на данную сферу общественных отношений;

В комплексном освещении основных вопросов управления потребительским рынком, в частности, проблем функционирования системы государственных органов управления потребительским рынком, обеспечения законности в данной сфере правового регулирования, анализа функций и методов, используемых специальными уполномоченными органами.

Диссертация представляет собой опыт изучения проблем административно-правового регулирования сферы потребительского рынка на территории Хабаровского края.

Практическая значимость работы заключается в обосновании выводов и предложений по совершенствованию деятельности контролирующих органов, обеспечивающих защиту прав потребителей:

Совершенствование нормативно-правового регулирования сферы потребительского рынка посредством внесения изменений и дополнений в Закон « О защите прав потребителей», КоАП РФ, Кодекс об административных правонарушениях Хабаровского края;

Дальнейшее совершенствование административно-правового статуса органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере потребительского рынка в России, усовершенствование механизма координации деятельности данных органов в субъектах РФ;

повышение уровня подготовки кадров для органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере потребительского рынка. Для студентов специальности 021100- «Юриспруденция» следует ввести дисциплину «Правовое регулирование потребительского рынка» с целью достижения комплексного освоения учащимися вопросов правового регулирования отношений в сфере потребительского рынка нормами гражданского, гражданского процессуального и административного права.

Положения, выносимые на защиту. Осмысление теоретических вопросов и складывающейся практики в деятельности государственных органов в сфере потребительского рынка позволяет автору представить на защиту ряд выводов и предложений, направленных на совершенствование механизма государственного регулирования в сфере потребительского рынка:

1. Законодательство, регулирующее отношения в сфере потребительского рынка, имеет комплексный характер и в объективно смысле представляет собой межотраслевой институт, объединяющий в себе нормы конституционного, гражданского, административного права.

Основным и постоянным фактором в этой сфере выступает организующая и контролирующая роль государства, которое устанавливает определенный режим для реализации товаров, призванный обеспечивать возможность контроля и надзора за процессом реализации товаров с целью обеспечения защиты прав потребителя, установления и поддержания определенного порядка в обществе в процессе реализации товара, а также осуществления собственных экономических и финансовых интересов. Такой режим устанавливается нормами административного права и обеспечивается мерами административной ответственности, хотя основным видом ответственности относительно правоотношений между продавцом и покупателем является гражданско-правовая ответственность. Следовательно, потребительский рынок является сферой комплексного правового регулирования. Его отношения входят в объект как экономического, так и гражданского оборота. Определение сущности потребительского рынка и в экономическом, и в юридическом значениях связано с механизмом административно-правового воздействия на него и в значительной мере предопределяет эффективность этого воздействия.

Отделение административно-правовых аспектов регулирования отношений в сфере потребительского рынка от гражданско-правовых в той части регулирования торгового оборота, который входит в экономический оборот, возможно осуществить посредством выделения «сводного» - административного потребительского законодательства.

2. Приоритетным направлением в регулировании отношений в сфере потребительского рынка остается защита прав потребителя, как наиболее слабого субъекта в регулируемых отношениях: Одновременно с этим подлежат защите права продавца - юридического лица или индивидуального предпринимателя при проведении мероприятий государственного контроля (надзора), то есть в определенной мере при проведении мероприятий, предупреждающих совершение ими правонарушений в сфере потребительского рынка и направленных на защиту прав потребителя.

Таким образом, цель эффективного управления потребительским рынком сводится к соблюдению прав и законных интересов субъектов потребительского рынка, недопустимости нарушения прав ни одного из них в ходе реализации административно-правового воздействия на данные отношения, что в результате должно обеспечить социальную стабильность в обществе.

3. Реформирование системы государственно-правового регулирования потребительского рынка за последние годы не в полной мере соответствует его быстрой трансформации как объекта управления. В связи с этим для достижения оптимального уровня государственного регулирования и управления в этой сфере необходимо:

Развивать и совершенствовать законодательную базу предпринимательской деятельности, в частности, в сфере рынка потребительских услуг, основа которого, в отличие от товарного потребительского рынка формируется отечественными производителями; сформировать пакет нормативно-инструментальных и методических документов по вопросам функционирования потребительского рынка; совершенствовать организационные структуры и механизмы, обеспечивающие разработку и реализацию комплексной региональной политики в сфере потребительского рынка; проводить систематический мониторинг ситуации на потребительском рынке.

4. Совершенствование правовой базы должно сопровождаться усилением системы государственного контроля над соблюдением действующего законодательства в сфере потребительского рынка путем повышения уровня координации и взаимодействия с контрольными, надзорными, правоохранительными органами, структурами органов исполнительной власти субъектов РФ.

В целях устранения множественности и дублирования в работе контролирующих органов целесообразно создать единый межведомственный орган по контролю над качеством продукции, качеством оказания услуг и выполнением работ. Такой орган мог быть создан на базе Госстандарта России - ведущего органа в областях государственного нормирования качества продукции, обязательной сертификации, государственного контроля качества - что обеспечило бы методическое единство, согласование средств контроля, повысило ответственность и независимость контроля от ведомственного влияния. При соответствующем расширении полномочий, функциями такого органа может обладать со временем Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Помимо вариантов развития реализуемого в ходе реформы направления автор предлагает кардинальную меру, связанную с образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) в результате выделения из структуры вновь созданной Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отдела защиты прав потребителей. Оставшиеся подразделения должны образовать Федеральную санитарно-эпидемиологическую службу (Россанэпиднадзор). Осно ваниями подобного предложения выступают следующие факты: действующий Роспотребнадзор на 90% реализует функции санитарно-эпидемиологического надзора, в результате чего собственно правовая защита прав потребителей становится вспомогательной придаточной функцией, реализуемой единственным отделом в структуре территориальных управлений Роспотребнадзора России. Такое положение нивилирует социальную значимость проводимой реформы и негативно скажется на перспективах экономического развития государства, поскольку стабильность и оптимизация потребительского рынка - необходимое условие укрепления экономики в целом.

Структурное построение диссертационного исследования. Диссертация состоит из ведения, двух глав (шесть параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

Апробация результатов научного исследования. Теоретические предложения и выводы диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора:

1. Ким Е.В. Сущность и правовая природа потребительского рынка: административно-правовой аспект / Е.В. Ким // Власть и управление на Востоке России. - 2004. - № 4(29). - 0,5 п.л.

2. Ким Е.В. Правовой статус потребителя в Российской Федерации: понятие и особенности реализации / Е.В. Ким // Экономика, управление, общество: история и современность / Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 22 марта 2005 г. (г. Хабаровск). - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005. - Ч. 1. - 0,25 .л.

3. Ким Е.В. Состояние потребительского рынка и перспективы южнокорейского бизнеса в Хабаровском крае / Е.В. Ким // Материалы международного симпозиума, 18-19 мая 2005 г. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005. - Т. 1. - 0,38 п.л.

4. Ким Е.В. Значение зарубежного опыта развитии антимонопольного законодательства России / Е.В. Ким // Власть и управление на Востоке России. -2005.-№2(31).-1,25 п.л.

Ким Е.В. Защита прав торговых работников: административно-правовой аспект / Е.В. Ким // Власть и управление на Востоке России. - 2005. -№ 3(32).-0,37 п.л.

6. Ким Е.В. Антимонопольное законодательство зарубежных стран: тенденции унификации и многообразие / Е.В. Ким // Актуальные проблемы управления, экономики и права российского общества / Межвузовский сборник научных статей. - Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005. - 1,5 п.л.

7. Ким Е.В. Административно-правовое регулирование потребительского рынка: Учебное пособие / Е.В. Ким. - Хабаровск: Типография УВД, 2005. - 4,9 п.л.

Понятие, структура и общая характеристика потребительского рынка

Рынок по своему содержанию есть «чисто общественная реальность, то есть совокупность некоторых человеческих взаимодействий. Говоря конкретнее, - это совокупность разнообразных отношений между продавцами и покупателями (а также между самими продавцами и самими покупателями) по поводу обмена товарами»8. Следовательно, по своему содержанию рынок представляет собой особую сферу общественных отношений - сферу товарно-денежного обмена между людьми. Представляется недопустимым рассмотрение рынка как совокупности только экономических отношений в области обмена. Рынок - сложное, многоплановое образование, в сфере которого складываются не только экономические, но и иные взаимодействия между людьми, имеющие социальный, организационный, правовой, морально-этический, психологический характер. С этой точки зрения представляется приемлемым следующее определение рынка:

«Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом»9. Следовательно, для эффективного регулирования рынка необходимы не только экономические меры, но и организационные, правовые и пр.

Разнообразие типов и форм рыночных отношений приводит к появлению разновидностей самого рынка. Типами рыночных отношений следует считать наиболее фундаментальные, качественно особые, круппные структурные их разновидности. Формы рынка - его группы в составе названных типов (внут-ритиповые образования). Известны следующие типы рынка: формационные ти пы (в рабовладельческом, феодальном, буржуазном обществах); свободнокон-курентный и монополистический типы; типы рынка в доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную эпохи; развитый и неразвитый рынки; неурегулированный и урегулированный типы рынка.

Большим многообразием отличаются формы рынка, которые классифицируются следующим образом: 1. По характеру его субъектов: государственный, кооперативный, частный. 2. По объектам: рынок средств производства; рынок предметов потребления (потребительский рынок); рынок рабочей силы; денежный рынок; рынок ценных бумаг; рынок информации. 3. По функциональному признаку: рынок капиталов; рынок инвестиций. 4. По масштабам: мировой рынок; зональный рынок; национальный (общегосударственный) рынок; региональный рынок; местный рынок. 5. По объему реализации товара: оптовый и розничный рынки. 6. По соответствию законодательству: легальный и нелегальный (теневой) рынки.

Таким образом, потребительский рынок - одна из структурных форм рынка, выделяемая по объектам, в качестве которых выступают предметы потребления, речь идет о купле-продаже не только вещей, удовлетворяющих личные потребности, но и потребительских услуг. Соответственно, структура потребительского рынка объективно представлена двумя сегментами: 1) торговля товарами - вещами, не ограниченными в гражданском обороте; 2) торговля услугами потребительского характера. Исходя их характеристики отношений, возникающих в сфере потребительского рынка, данной Верховным судом РФ и Рое-потребнадзором России, справедливо дополнить структуру потребительского рынка третьим элементом - выполнение работ (в частности, по договору подряда). В свою очередь эти элементы распадаются на более узкие - рынки продовольствия, промышленных товаров личного пользования, жилья, бытового, транспортного обслуживания населения, общественного питания и др.

Потребительский рынок - одна из сфер административно-пра-вового регулирования. Конституционная основа прав потребителей закреплена значительным объемом нормативных актов органов исполнительной власти, определяющих административно-правовой режим обеспечения прав потребителей, а также соблюдение правил торгового оборота.

С другой стороны, потребительский рынок - сфера комплексного регулирования, поскольку его отношения: 1) входят в объект как экономического, так и гражданского оборота11; 2) возникают в силу требований гражданского законодательства, регулируются нормами Гражданского кодекса при одновременном осуществлении режимных торговых правил и правил оказания услуг, являющихся нормами административного права; 3) в сфере защиты прав потребителей носят обеспечительный, комплексный характер (вне режима торговли, режим осуществления прав потребителей нормами административного права не охраняется и не регулируется).

Административно- правовое регулирование системы управления потребительским рынком в России и в зарубежных странах

«Практика свидетельствует, что стихийное развитие рынка порождает нежелательные социально-политические последствия. Это выражается в стремлении коммерческих организаций увеличить доходы за счет потребителя, манипулируя при этом ценами, выпуском продукции ненадлежащего качества, подделке товаров и др. Поэтому регулирование торговой деятельности со стороны государства необходимо» .

В зависимости от наличия государственного воздействия на рынок или отсутствия такового выделяют типы рынка - регулируемый и нерегулируемый. Регулируемый рынок современных условиях, несомненно, преобладает и с учетом специфики регулирования рыночных отношений в отдельных странах мира представляется возможным выделить следующие группы по типам этих отношений: 1) американский тип рыночных отношений: регулирование рынка осуществляется преимущественно в интересах крупного бизнеса при минимальной социальной помощи (например, США, Канада); 2) шведский: стремление к общественной гармонии, выравнивание доходов путем их значительного перераспределения (Швеция, Норвегия, Финляндия); 3) рейнский или промежуточный тип рынка (Германия, Австрия); 4) азиатский тип рынка: сравнительно слабое вмешательство государства в экономическую сферу обмена (Сингапур и т.п.).

Тип рынка в целом определяет специфику регулирования его структурных форм (в частности, регулирование потребительского рынка), полагаем, что Россия движется в рамках рейнского типа регулирования рыночных отношений

Цель государственного регулирования экономики заключается в развитии рыночных отношений, достижении реальных экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг. Для достижения этой цели государство воздействует на развитие рыночной экономики двумя основными методами: - экономическим (методом косвенного регулирования), осуществляемым с помощью установления соответствующих цен, тарифов, налогов, предоставле ния кредитов, льгот; - административным (прямое регулирование) - с помощью запрета, ли цензирования, квотирования, установления юридической ответственности, принуждения.

Следует согласиться с мнением А.Л. Тэн, считающего, что «с правовой точки зрения под экономическими методами регулирования можно понимать методы опосредованного косвенного административно-правового воздействия (налогообложение, таможенное регулирование, регулирование цен и т.д.)» и в качестве основной идеи для характеристики средств административно-правового регулирования предлагающего мысль «о рациональном сочетании прямых и косвенных методов, критерием разграничения которых является наличие или отсутствие меры свободы поведения управляемого субъекта по отношению к целям государственного регулирования, соответственно выраженные в отсутствии или наличии правоприменительных актов»18. На протяжении десятилетий понимание административного права было связано с его основным назначением - регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Автор полностью согласен с точкой зрения Л.Л. По пова, утверждающего, что в современных условиях назначение административного права должно быть дополнено вторым и, может быть, самым важным элементом: административное право теперь все в большей мере призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию, соблюдение и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны государственного аппарата19.

Следовательно, в фундамент административного права на современном этапе, наряду с исполнительной властью, составляют права и свободы граждан, которые государство призвано признавать, соблюдать и защищать, в том числе с помощью регулирующего административно-правового воздействия.

До начала 90-х годов регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан как потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Особенности правового регулирования в рассматриваемой области заключались в следующем: -в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий защиты прав потребителей; - имела место множественность подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием потребителей; - ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречащие законодательству;

Реализация мер административно-правового воздействия в сфере потребительского рынка

Государственное регулирование экономики в целом определяется как «деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов»43. Представляется, что суть государственного регулирования состоит именно в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в определенной сфере (в частности, в сфере потребительского рынка). А.П. Алехин совершенно справедливо определяет государственное регулирование как установление государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий44.

С точки зрения B.C. Мартемьянова, государственное регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта с целью недопущения, изменения или прекращения ситуации или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии45. Представляется, что использование понятия «воздействие» применительно к государственному регулированию вполне обоснованно. B.C. Четвериков справедливо отмечает, что «сам процесс административно-правового регулирования представляет собой некоторый алгоритм последовательного воздействия правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участников управле нческих отношений в сфере деятельности органов исполнитель ной власти, государственного управления»46 . Однако, следует учитывать, что воздействие осуществляется не только путем регулирования, но и в результате координации деятельности субъектов управления. Исходя из этого, сущность управления заключается в воздействии на систему с целью ее упорядочения47. Следует согласиться с общепринятой точкой зрения, в соответствии с которой правовое воздействие шире правового регулирования, поскольку существуют три формы правового воздействия: информационное, ценностно-ориентированное и правовое регулирование.

Т.Р. Орехова определяет правовое воздействие как «процесс влияния права посредством действия его инструментов на ту или иную сферу общественных отношений, вызывающего в ней определенные изменения» и «не будут правовым регулированием волевые действия, направленные на резкое реформирование параметров экономической системы»48.

В условиях становления Российской Федерации как демократического федеративного правового государства изменилось назначение административного права. В современных условиях административное право призвано регулировать не только общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления, но и общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию, соблюдение и охрану прав и свобод граждан с помощью административно-правового воздействия.

Реализация функций государственного управления осуществляется в конк ретных формах управленческой деятельности - внешне и устойчиво фиксируемых проявлениях воздействия в процессе деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрацией органов местного самоуправления по формированию целей и реализации функций и задач государственного управления.

Среди форм управленческой деятельности выделяют: 1). Правовые формы, с помощью которых закрепляются решения и действия, имеющие юридический смысл и последствия, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления: - установление норм права (правотворчество); - применение норм права (правоприменительная или правоохранительная деятельность, принятие индивидуальных актов управления); - осуществление организационно-штатных действий.

Правовая форма является смешанной формой воздействия, поскольку входящие в нее формы применяются одновременно к одному правоотношению. В сфере потребительского рынка данная форма реализуется, например, в виде регистрации жалобы гражданина (эта форма определяется термином «юридически значимое действие»); регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдаче лицензий - то есть действий юридического характера, которые не относятся к правовым актам, однако, влекут юридические последствия.

2). Неправовая форма, включающая: осуществление организационно-технических мероприятий и осуществление материально-технического обеспечения этих действий. Данная форма деятельности не порождает, не изменяет и не прекращает административные правоотношения и не рассматривается в качестве формы правового регулирования или воздействия.

Защита прав субъектов потребительского рынка: проблемы совершенствования административно-правового регулирования

В России система органов, призванных осуществлять государственный контроль за соблюдением потребительского законодательства, сложилась с принятием Закона «О защите прав потребителей». В ходе административной реформы осуществляется ее реорганизация в целях усовершенствования механизма управления потребительским рынком, повышения эффективности защиты прав потребителей, как наиболее слабого субъекта в данной сфере, а также прав продавца (исполнителя, изготовителя) как равноправного субъекта права.

В соответствии с ч.2 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:

1. Проведение мероприятий, связанных с контролем, - проверка соблюдения изготовителями, исполнителями, продавцами обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регули

2. Выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям, продавцам, исполнителям о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

3. Принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнении работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей.

4. Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

5. Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уго ловных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установлен ных законами и иными нормативными правовыми актами российской Федера ции прав потребителей.

6. Обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о лик видации изготовителя, исполнителя, продавца либо о прекращении деятельно сти индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое наруше ние установленных законами и иными нормативными правовыми актами Рос сийской федерации прав потребителей.

Основным органом, осуществляющим контроль (надзор) в сфере защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей. Однако, защита прав потребителей, контроль за соблюде ниєм потребительского законодательства - лишь одна из многочисленных функций Роспотребнадзора. Отдел по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора - один из отделов, не обладающий на сегодня реальными возможностями для эффективной работы. Практика деятельности Роспотребнадзора по Хабаровскому краю показывает, что специалисты отдела, ранее являвшиеся специалистами управления госторгинспекции по Хабаровскому краю, имея высокий профессиональный уровень, полностью владеющие спецификой работы, едва справляются с проведением проверок по жалобам потребителей, уменьшив объем плановых проверок.

Административный порядок защиты гражданских прав имеет перспективы дальнейшего развития, поскольку реализуя свое право на защиту в административном порядке, гражданин может быстрее осуществить защиту своего права, чем в судебном порядке. В этой связи по-прежнему значительная роль в системе органов, осуществляющих защиту прав потребителей отводится органам местного самоуправления, поскольку федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в конкретном муниципальном образовании. Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. В настоящее время практически в каждом населенном пункте есть отдел (управление) по защите прав потребителей администрации муниципального образования.

В соответствии со ст. 44 закона «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: - рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; - обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Характерной чертой рыночных отношений в сфере недвижимости являются наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения, связанные с недвижимым имуществом, и, что особенно важно, более значительная, чем в других секторах рыночной экономики, роль региональных и муниципальных нормативных актов.

Законодательство в сфере недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы.

Систему законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере недвижимости (прил. 6).

Источники права подразделяются на две основные группы:

федеральные законы в сфере недвижимости и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ является правовой основой развития всего российского законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.

В Конституции РФ решаются вопросы компетенции РФ и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству. Так, по Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Исходя из этого, жилищные отношения могут регулироваться как актами РФ, так и актами субъектов РФ. Конкретное разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем анализа законодательства, договоров России с субъектами Федерации, конкретных правоотношений.

Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Жилищный кодекс (ЖК), другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому ЖК и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Исходя из конституционных положений, законодательство в РФ в сфере недвижимости развивается как сложная система, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные законы (например, «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), Жилищный кодекс РФ и другие акты.

В то же время законодательство в сфере недвижимости невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле, в состав указанного законодательства должны включаться и другие нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

В состав жилищного законодательства, кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового, финансового характера, входят также законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти - правительства РФ, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищным и другими фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

Новый ГК содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). В 1983 - 1995 гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства.

Согласно собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для проживания собственника и членов его семьи. ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые помещения могут сдаваться для проживания других граждан на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает гл. 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах. Вместе с тем в ГК РФ прямо признается существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминается отдельно гражданское законодательство (п. «о» ст. 71) и жилищное законодательство (п. «к» ст. 72).

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением как жилыми, так и нежилыми помещениями (см. раздел 4).

В ГК РФ (ст. 3) понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле - имеются в виду только федеральные законы. Иные нормативные правовые акты выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». В говорится, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ». Из этого следует, что, во-первых, отношения в сфере недвижимости, которые регулируются нормами ГК, являются предметом ведения РФ, поскольку само гражданское законодательство относится к предметам ведения Федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах законодательства в сфере недвижимости и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям ГК РФ, если иное не предусмотрено законом.

В целом федеральные законы являются источниками правового регулирования. Так, среди федеральных законов особое место занимает Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 г. Данный закон является важнейшим политико-правовым актом, призванным обозначить основные направления жилищной политики. Этот Закон определяет наиболее важные, общие начала правового регулирования разнообразных жилищных и связанных с ними иных общественных отношений, которые подлежат конкретизации в нормах и актах жилищного, а также земельного, гражданского, административного и иного законодательства.

Закон от 24 декабря 1992 г. определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Законом также расширены возможности развития частной собственности в жилищной сфере, установлено право частной собственности на недвижимость или ее часть, а также предусмотрены возможности для развития долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного строительства. В Закон включена ст. 19 «Приобретение гражданами жилья в частную собственность», в соответствии с которой граждане имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости многими способами.

Предусмотрена также возможность перехода объектов жилищной сферы из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Последнее обстоятельство является важным компонентом в системе реализации конституционного права на жилище, расширяя права собственников жилых домов и жилых помещений.

В Законе урегулированы также отношения найма жилья, обмена жилыми помещениями (ст. 17, 20), включены нормы, посвященные регулированию земельных отношений: строительству, содержанию и ремонту жилья, налогово-кредитной поддержке жилищной реформы (ст. 22 - 28) и др.

Жилищный кодекс РФ включает почти все жилищно-правовые нормы, содержащиеся ранее ГК РСФСР (глава «Наем жилого помещения»), а также содержит много новых норм, соответствующих периоду принятия Кодекса и введения его в действие.

Жилищный кодекс является наиболее полным и кодифицированным законодательным актом, регулирующим достаточно полно и конкретно соответствующие жилищные отношения в России, в нем собраны воедино правовые нормы, систематизированные по отдельным институтам жилищного законодательства.

Однако нормы ЖК регулируют в основном отношения, складывающиеся в связи с пользованием жилыми помещениями. Вопросу регулирования жилищных отношений в частном и других жилищных фондах в Кодексе уделяется недостаточно внимания, в нем не нашли отражения появившиеся разнообразные формы приобретения жилья в собственность. После принятия ЖК был издан целый ряд новых жилищных законов, появились новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятие «частный жилищный фонд», «приватизация» и др.).

Особое место занимает Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г. Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяет правовые, социальные, экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Вступление граждан в права собственности на жилье дает им возможность эффективно вкладывать свои средства, выступать со своей недвижимостью на рынке жилья, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем. Закон подробно определяет, как и в каком порядке, с соблюдением каких правил производится приватизация жилья.

Одним из наиболее важных федеральных законов, принятых за последнее время, является Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 17 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации 3 июля 1997 г.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Законодательство РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Субъекты РФ принимают правовые нормативные акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной для всех субъектов, действующих на рынке недвижимости, и проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

ГК сориентирован на создание в стране государственной системы регистрации прав на недвижимость европейского типа:

«Права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации» (ст. 131). Ту же формулировку можно увидеть и в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако Российское государство сегодня не в состоянии обеспечить формирование объектов недвижимости (их физическое и юридическое обособление, выделение из всей массы недвижимости) в массовых масштабах, а потому не может гарантировать, что система регистрации прав на недвижимость способна защитить права приобретателей недвижимости от исков третьих лиц.

В качестве генерального направления выбрано создание в стра-. не кадастровой системы, но фактически в настоящее время можно говорить лишь о постепенном формировании системы кадастра по мере поступления недвижимости в рыночный оборот. Именно по такому пути идет становление кадастра в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах Федерации. Это самый реальный вариант его создания, требующий весьма продолжительного времени для формирования его в полном объеме. Развернутая система регистрации только начинает формироваться, поэтому далеко не всегда регистрирующие органы обладают необходимой совокупностью информации, позволяющей дать однозначный ответ на все вопросы, возникающие по поводу прав на недвижимость, что влечет за собой увеличение времени, необходимого для проведения сделок, и одновременно существенно повышает риск.

В отличие от стран с развитыми системами регистрации прав на недвижимость и отлаженными процедурами перехода прав на недвижимость для российского рынка недвижимости характерны более высокие издержки проведения сделок.

Однако если система регистрации все же сформирована и процедура передачи прав однозначно определена и четко сформулирована, тем не менее проведение практически любой сделки с недвижимостью требует значительно больших затрат времени и средств на предварительное изучение объекта, на проведение процедур, связанных с передачей прав на недвижимость, чем при сделках с другими товарами.

Субъекты Федерации также принимают законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости.

Например, в Москве принят ряд законов, регулирующих отношения, возникающие на рынке недвижимости. Так, действует постановление Правительства Москвы от 19 сентября 1995 г. № 782 «О московской городской программе «Жилище». Программа разработана с целью формирования новых методов и форм долгосрочной жилищной политики, создающих правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ускорения решения жилищной проблемы в Москве в условиях социально-ориентированной рыночной экономики путем стимулирования воспроизводства жилья. Программа представляет собой комплекс мероприятий по целенаправленному социально и экономически сбалансированному изменению форм и принципов хозяйствования, обеспечивающих реализацию концепцию новой жилищной политики на основе реформирования жилищной сферы.

Цель жилищной реформы состоит в поэтапном переходе к снижению уровня бюджетного дотирования жилищной сферы и создании эффективно функционирующей многосекторной, социально-ориентированной цивилизованной рыночной среды при условии реализации спроса на частное и социальное жилье, роста качества предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг, соблюдения принципов социальной приемлемости.

Кроме того, распоряжением мэра Москвы от 26 сентября 1995 г.№ 516-РМ «Об упорядочении управления имущественным комплексом г. Москвы» упорядочено управление имущественным комплексом Москвы, осуществлена координация деятельности департаментов и управлений правительства Москвы.

На рис. 2.3 приведены основные законодательные акты в сфере недвижимости, которые имеют отношение как в недвижимости в целом, так и к строительной отрасли, создающей недвижимость.

В системе законодательно-правовых актов особое место занимают жилищное право и акты, регулирующие сами жилищные отношения, а также связанные с жилищным строительством.

Рис. 2.3. Законодательные акты в сфере недвижимости

Как известно, решение жилищной проблемы является одной из важнейших задач Российского государства и общества.

Жилище является главнейшим материальным условием жизни человека наряду с пищей, одеждой, водой, воздухом и т.д. потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т.д.

Жилищная реформа, развитие рынка жилья и жилищного строительства являются важнейшими условиями перехода к новым социально-экономическим отношениям.

Основой жилищной реформы в России является поэтапный переход от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилищного фонда, а также функций собственника этого фонда к обеспечению правовых и экономических предпосылок и стимулов для формирования рыночных отношений в жилищной сфере. Регулирование жилищных отношений имеет довольно сложный характер и осуществляется главным образом на базе сочетания принципов жилищного и гражданского законодательства. Все это повышает необходимость углубленного изучения и освоения основных жи-лищно-правовых и иных правовых категорий в сфере регулирования жилищных отношений, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства.

Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений (ст. 2 ЖК РФ). В преамбуле Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» также говорится, что закон устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».

По смыслу закона жилищные отношения - это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по пользованию жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по строительству, управлению и эксплуатации жилищного сектора экономики.

Общественные отношения, которые по принятой Жилищным кодексом терминологии являются жилищными, имеют ту характерную особенность, что они складываются, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда, предназначенное для проживания. Наличием такого специфического объекта регулирования общественных отношений-жилищное законодательство отличается от других отраслей законодательства и права.

Как замечает Ю.К. Толстой, «действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие «жилищные отношения». Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм.

Жилищные отношения можно разделить на следующие основные группы:

1. Отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям (иному договору, членству в жилищном кооперативе и др.). Отношения пользования жилыми помещениями - сердцевина жилищных отношений вообще, поскольку именно в них реализуется конкретная потребность гражданина в жилом помещении.

Отношения пользования жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера.

2. Жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями. Субъектами этих отношений, с одной стороны, являются граждане, которые обращаются с просьбой о предоставлении им жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, а с другой ~ государственные органы, органы

местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которые правомочны решать вопросы о предоставлении жилых помещений как собственники или уполномоченные на то организации.

Жилищные отношения этого вида регулируются главным образом нормами административно-правового характера, а в некоторых случаях (например, при предоставлении жилого помещения члену ЖК или ЖСК) - гражданско-правового характера.

3. Жилищные отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, общежитиями, другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами), т.к. пользование этими объектами не имеет цели постоянного проживания граждан в них.

4. Жилищные отношения, возникающие в области строительства жилья, управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилищного фонда.

Жилищные отношения этого вида носят в основном характер управленческих и стоимостных решений, поэтому регламентируются нормами административного, финансового, налогового, земельного права. Вместе с тем часть этих отношений, связанных со строительством и ремонтом жилых помещений, может регулироваться нормами гражданско-правового характера.

Система отношений по управлению жилищным фондом включает:

отношения по государственному управлению в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда;

отношения по непосредственному управлению отдельными объектами жилищного фонда, осуществляемому министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами и организациями, которым принадлежат соответствующие жилищные фонды, а также образуемыми ими органами управления;

отношения по государственному учету жилищного фонда и государственному контролю за его использованием и сохранностью.

Отдельную группу управленческих отношений образуют отношения, связанные со строительством и передачей жилых домов одним органом управления другому, с исключением жилых домов из состава жилищного фонда, с приватизацией жилых помещений и др. В этих случаях соответствующие государственные и общественные органы управления выступают в качестве либо субъектов имущественных прав, либо носителей государственно-властных полномочий по управлению объектами жилищного фонда.

5. Отношения, возникающие в связи со строительством и приобретением в собственность жилого дома или части его, которые регламентируются нормами административно-правового характера, земельного права и отчасти гражданского права.

Термин «жилищное право» может трактоваться в узком и широком смыслах.

Жилищное право в узком смысле традиционно понимается как часть гражданского права, совокупность норм гражданско-правового характера, регулирующих отношения пользования жилыми помещениями, проживание в них. Эти отношения являются ядром жилищных отношений, главным компонентом их содержания.

Жилищное право в широком смысле - комплексная отрасль, в которой объединены нормы и правовые института гражданского, административного и других отраслей права. Понятие жилищного пава в широком смысле сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов - ЖК РФ, Основ жилищного законодательства РФ, Законов РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в которых жилищные отношения как предмет жилищного права охватывают разнообразные виды этих отношений, а не только отношения пользования жилыми помещениями и отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище.

Комплексный характер жилищного права заключается в том, что оно объединяет не только нормы гражданско-правового характера, но также и другие нормы - административно-правового, земельно-правового, финансово-правового характера.

Предыдущая

Страница 1 из 2

Функционирование и развитие экономических отношений, в том числе и в сфере потребительского рынка, во многом зависят от состояния их правового регулирования.

Становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка, а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России. От функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые занимаются розничной куплей-продажей, в конечном итоге зависит не только благополучие потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России.

В последние годы в системе права России происходят активные процессы интеграции и дифференциации. Это явление сопровождается выделением новых отраслей (подотраслей) права, становлением самостоятельных правовых институтов. Следует отметить, что при этом утрачивается четкость правового регулирования. Построение рыночных отношений и их организация привели к неоднозначному методу регулирования и защиты отношений, традиционно относимых к публичному либо частному праву.

Социальные и экономические преобразования, закрепленные в Конституции РФ, получили свое развитие в отдельных законодательных актах и логично расширили сферу применения договорных элементов и в публичных отраслях права - финансовом, административном, муниципальном. В настоящее время административное право существенно разрастается, охватывая все новые сферы регулирования;
его можно рассматривать как комплексную отрасль права. Такое назначение административно-правового регулирования предопределяется правовой политикой государства в современных экономических условиях. В отдельных сферах административная деятельность государства носит обеспечительный характер (предпринимательство, торговля, землепользование, использование недр, строительство и др.); в иных сферах - прямой регулирующий характер (образование, наука, государственная служба, оборот оружия, наркотических и психотропных средств, государственная контрольная и надзорная деятельность, стандартизация и др.). В областях, имеющих публичную значимость, административная деятельность государства сохраняет форму полного механизма правового воздействия - управления. К таким сферам относятся: оборона, безопасность, охрана государственной границы, таможенное дело, внешняя политика и др. Потребительский рынок - это одна из сфер административно-правового регулирования. В состав законодательства о потребительском рынке входят нормативные акты различного правового уровня, что свидетельствует о сложности его структуры.

Анализ законодательства экономической направленности, действующего в настоящее время на территории Российской Федерации, свидетельствует о существовании трехуровневой системы нормативноправовых актов в этой сфере:
- федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти, основным из которых является КоАП России;
- нормативные акты субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты органов местного самоуправления.

Такая структура нормативных актов вытекает из обязанности федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимать меры по обеспечению экономической стабильности в обществе. Распределение полномочий между ними различно, что должно учитываться в нормотворческой практике. Данное различие обосновано, прежде всего, конституционными нормами, а также положениями КоАП России и иными основанными на нем подзаконными актами.

Говоря о законодательстве РФ регулирующем сферу потребительского рынка нельзя обойтись без Конституции РФ.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы же, в том числе федеральные, как и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституция РФ).

Часть 1 ст. 8 Конституции РФ устанавливает и гарантирует единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия и т.д. носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение).

Конституционные обязанности государства, его органов и их должностных лиц охватывают создание и поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, вытекающим не только из ст. 8 Конституции РФ, но также из других положений Основного закона. Так, хотя установление правовых основ единого рынка в России упомянуто только в ст. 71 как одна из проблем, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, все конституционные положения об экономике описывают именно единую рыночную экономику с ее свободой экономической деятельности в рамках всей страны - как для граждан, согласно ч. 1 ст. 34, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, муниципалитетов, предприятий и др.).

Но эта свобода не является абсолютной. Конституция демократического, правового и социального государства, признавая, соблюдая и защищая эту свободу, не может допустить злоупотребления ею с чьей бы то ни было стороны. Поэтому Конституция РФ не только прямо предписывает свободу экономической деятельности в рамках единого экономического пространства страны, не только устанавливает основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в экономической области (ч. 3 ст. 11, ст. 12, 71-73, 130-133), а отчасти и компетенцию некоторых органов государственной власти в сфере экономики (п. «а»-«г», «е» ч. 1 ст. 144, ст. 127), но и определяет ряд ограничений свободы всех субъектов экономической деятельности (ч. 2 ст. 34).

Эти ограничения вытекают, прежде всего, из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать (ст. 2, 17, 18). Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере.

На мой взгляд, нормативная база, в полной мере соответствующая современным условиям функционирования потребительского рынка, должна базироваться на следующих принципах:
- установление равного правового режима для юридических и физических лиц в гражданских правоотношениях;
- обеспечение правопорядка в сфере потребительского рынка не только за счет превентивных ограничений, но и за счет возможности быстрой компенсации в полной мере любого причиненного ущерба законным правам и интересам участников гражданских правоотношений;
- установление и применение мер вплоть до уголовной ответственности за деяния, носящие наиболее опасный характер и подрывающие основы функционирования потребительского рынка.

После принятия Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» , который предоставлял гражданам и предприятиям, независимо от форм собственности, право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, нормативно-правовая база, регулирующая потребительский рынок, развивалась как система законодательных и иных нормативных правовых актов, принимаемых как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство об административных правонарушениях строится в соответствии с принципами федерализма и состоит из Кодекса об административных правонарушениях РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.

В области регулирования потребительского рынка хотелось бы выделить следующие основные нормативно-правовые акты.

1. Вступившим в законную силу 1 июля 2002 г. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусматривается ряд новелл, в том числе в регулировании административной ответственности за нарушения законодательства в области потребительского рынка. Одновременно с введением этого Кодекса отменяются (полностью или частично), а также вносятся поправки почти в 150 ранее принятых нормативных актов.

Кодексом серьезно реформируется институт административной ответственности. Так, если до его принятия нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка, содержались в разных нормативных актах, то теперь он вобрал в себя практически все составы правонарушений в данной сфере.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Отношения, складывающиеся на потребительском рынке, входят в объект как экономического, так и гражданского оборота. Конституционная основа прав потребителей, т.е. стороны, выполняющей гражданско-правовые обязанности, закреплена нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) , Федерального закона «О защите прав потребителей» , особенностями публичного договора и значительным объемом законодательных актов органов исполнительной власти, определяющих административно-правовой режим обеспечения прав потребителей, а также соблюдение правил торгового оборота (торговли).

2. Гражданскому кодексу Российской Федерации принадлежит важное значение в регулировании правоотношений с участием потребителя.

«Что такое экономика» - 0,4. 2004. 2002. Семья. Экономисты различают четыре вида ресурсов: Товаров. Показатели макроэкономики. 0,5. Присваивающее Приведите пример? 1,2. Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг. Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом. Экономики фирмы. 0,8. Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.

«Отношения в экономике» - Работу Выполнила Михайлова С. Рынок капитала: В качестве товара выступают ценные бумаги, валюта. Если же мало специалистов требуемой профессии, то и зарплата повышается в несколько раз. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Рыночные отношения в современной экономике. В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения.

«Вопросы по экономике» - Муниципальная собственность. Техническая отсталость. Итог. Частная и хозяйственная инициатива. Выполнение плана. Блиц. - Все, что юридически зарегистрировано как собственность. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. Функции рынка. Являются ли следующие утверждения верными?

«Законы экономики» - Знакомство учащихся с основными понятиями экономической науки. Нужды и потребности людей. Вспомним строки из английской народной поэзии: «Из чего только сделаны девочки? Цель: Закрепление. Проблема экономического роста Проблема инфляции Проблема безработицы. Экономика, как хозяйственная система. Идеи экономистов… имеют гораздо большее значение, чем принято думать.

«Понятия экономики» - Земля - все виды природных ресурсов. Экономика - 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающая обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...