Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Минфин обсуждает возможность возвращения гко. Краткосрочные облигации (Short-term bonds) - это Дать краткую историю и характеристику гко

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Доходом по ГКО выступает дисконт, т.е. разница между ценой реализации (при погашении эта цена равна номиналу облигаций) и ценой их приобретения при первичном размещении или на вторичном рынке. Срок обращения ГКО до 1 года. Номинал облигации 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

ОФЗ-ПК относятся к облигациям с неизвестным купонным доходом. Облигации с неизвестным (переменным) купонным доходом дают его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. Частота выплат по купону 2 или 4 раза в год. Размеры каждого купона ОФЗ-ПК объявляются непосредственно перед началом соответствующего купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО, которые погашаются примерно в одно время с датой выплаты этого купона. При этом, возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу. Номинал облигации составляет 1 000 рублей. Срок обращения ОФЗ-ПК от 1 года до 5 лет.

ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФД, ОФЗ-АД относятся к облигациям с известным купонным доходом. Облигации с известным купонным доходом (размеры которых заранее объявляются Эмитентом) являются ценными бумагами, дающими его владельцам право на периодическое получение процентного (купонного) дохода. При этом, здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций (при первичном размещении или на вторичных торгах) будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу.

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД)

В случае ОФЗ-ПД размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения. Срок обращения этих облигаций от 1 года до 30 лет, частота выплат по купону 1 раз в год. Номинал 1 000 рублей.

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД)

В случае ОФЗ-ФД величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат. Срок обращения облигаций более 4 лет, частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 10 или 1000 рублей.

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД)

Это сравнительно новый инструмент, впервые выпущен в мае 2002г. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты. Срок обращения облигаций может быть от 1 года до 30 лет (ближайший год погашения облигаций, обращающихся в настоящее время, - 2006г.). Частота выплат по купону 4 раза в год. Номинал 1000 рублей.

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом облигаций тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину накопленного купонного дохода.

Характеристики ГКО и ОФЗ
ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФД ОФЗ-АД
Полное название Государственные краткосрочные бескупонные облигации Облигации федерального займа с переменным купонным доходом Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом Облигации федерального займа с амортизацией долга
Известный/ неизвестный купонный доход бескупонные облигации облигации с неизвестным купонным доходом облигации с известным купонным доходом облигации с известным купонным доходом
Определение размера купона - объявляются перед началом купонного периода исходя из текущей доходности выпусков ГКО как постоянная величина на весь период до погашения устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат
Эмитент Минфин Минфин Минфин Минфин Минфин
Форма эмиссии документарная с обязательным централизов. хранением документарная с обязательным централизов. хранением документарная с обязательным централизов. хранением документарная с обязательным централизов. хранением
Вид облигации именная бескупонная именная купонная именная купонная именная купонная именная купонная
Валюта займа Рубль Рубль Рубль Рубль Рубль
Номинал, руб. 1000 1000 1000 10 или 1000 1000
Срок обращения до 1 года от 1 года до 5 лет от 1 года до 30 лет более 4 лет от 1 года до 30 лет
Частота выплат по купону - 2 или 4 раза в год 1 раз в год 4 раза в год 4 раза в год
Размещение и обращение ММВБ ММВБ ММВБ ММВБ ММВБ
Возможность получения дисконта Да Да Да Да Да

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

ГКО выпускаются с 1993 года, сроки обращения - до 1 года, номинал - от 10 рублей (устанавливается эмитентом при выпуске). Форма существования бездокументарная, владельцами являются российские юридические и физические лица, а так же нерезиденты.

В начале 1992 г. Центральный банк РФ приступил к разработке экспериментального проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объёмы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных облигаций (ГКО). Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца, постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.

Нормальному функционированию рынка способствовала разработка пакета документов, регулирующих весь спектр правовых отношений участников, все стороны размещения ГКО, погашения облигаций, вторичных торгов. К основным законодательным актам следует отнести, прежде всего, Закон о государственном внутреннем долге Российской Федерации. В нём определено, что внутренним долгом страны являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в российской валюте, перед юридическими и физическими лицами. Они обеспечены всеми находящимися в распоряжении правительства активами.

Второй по важности нормативный акт - приказ ЦБР № 02-78 от 6 мая 1993 года «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями». В нём, в частности, определено, что аукционы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ.

Третий нормативный акт «Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО» устанавливает, что обращение облигаций может происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт «депо» их нового владельца.

Размещение облигаций происходит на аукционе, организованном ЦБР по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объём выпуска, место и время объявляются Банком России не позднее, чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В1993 году осуществление эмиссии государственных облигаций позволило перечислить на счёт Минфина РФ чистую выручку в размере 150,5 млрд. рублей.

ЦБР, обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При этом ЦБР не ставит своей целью извлечение прибыли от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка государственных облигаций. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.

ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже - 0,1 от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО - 0,1 от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость, рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен обеспечивать,

Со времени первого аукциона (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

Эволюция рынка привела к тому, что ГКО при первичном размещении в известном смысле играют определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии Банка России по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.

Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков - учётной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.

В декабре 1993 года произошло размещение первого выпуска ГКО сроком обращения в шесть месяцев. Успех в проведении аукциона свидетельствует об укрепившемся доверии и возрастающему интересов дилеров и других инвесторов к этому инструменту государственного долга. 26 октября 1994 года на ММВБ состоялся аукцион по размещению первого выпуска двенадцатимесячных государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, которые имели следующие основные параметры:

  • v номинал - 1 миллион рублей;
  • v период обращения - с 26 октября 1994 г. по 25 октября 1995 г.;
  • v объявленный объём эмиссии - 200 млрд. руб.

В ходе аукциона было размещено 60,5 млрд. руб. по номиналу, что составляет 30,25% объёма эмиссии; спрос на аукционе составил по номинальной стоимости 274,26 млрд. рублей, превышение его над предложением - 37%; доходность первого выпуска годовых ГКО составила 450%, максимальная доходность - 529,55%.

В аукционе приняло участие 53 банка-дилера, но лишь 34 из них приобрели облигации нового выпуска, т.к. в основном заявки подавались ими на доходность более 600% годовых. Согласно извещениям о проведении аукциона доля неконкурентных заявок могла достигать 50% от общего объёма заявок дилеров. По неконкурентным заявкам было приобретено облигаций на 3,5 млрд. рублей по номиналу (около 5,8% всех реализованных заявок). Соотношение средств клиентов и дилеров составили соответственно 55,7% и 44,3%. Всё это говорит о явном нежелании банков приобретать одногодичные облигации.

Как любые ценные бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются анализу. Первый из них - надёжность. Надёжность ГКО по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, представляется достаточно высокой, поскольку агентом выступает Центральный Банк России, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые выпуски. Это говорит о том, что в случае затруднения Минфина возникают сложные взаимодействия между Министерством и Центробанком, но при этом не страдают инвесторы этого займа. Так, что надёжность ГКО исключительно высока, и тот несколько ажиотажный интерес к этой бумаге, который проявляется сегодня на Западе, объясняется этой надёжностью.

Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то пока проблем с ГКО практически не было. Хотя, некоторые проблемы с ликвидностью были в январе 1995 г., когда в стране была очень сложная обстановка. Ещё один случай - в конце июня 1995 г., когда на рынке была довольно низкая ликвидность, и соответственно бумаг больше продавалось, чем покупалось. Но для этого случая на рынке присутствует маркет-мейкер, роль которого выполняет Центральный Банк России, который вполне в состоянии поддержать ликвидность в тот момент, когда предложений на продажу больше, чем на покупку, поддержать тем, чтобы в такой момент купить бумаги, а потом продать. А когда у ценной бумаги высокая надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит эмитент. Россияне хорошо познакомились с этой истиной летом 1994 г., во время краха финансовых компаний. Хотя доходность ГКО - не самая высокая, но когда были сомнения в надёжности, то и доходность этих бумаг была почти такой же, как и у “мавродиков” - за 300 %, что было связано с кризисом в Чечне. Рынок ГКО - оптовый, профессиональный, поэтому эта «бумага» на самом деле действует в безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской межбанковской валютной бирже и это довольно сложно для населения.

Хотя в нормально отлаженной экономике население, конечно же, имеет право покупать государственные ценные бумаги, но подавляющее большинство населения никаких государственных ценных бумаг не покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки - это уже профессионалы на рынке ценных бумаг - работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика. К сожалению, наши банки не оказались на высоте положения и не были готовы работать с населением на справедливых началах (как принято в мировой практике). Даже Сбербанк России работает с населением не самым справедливым образом. Это, естественно, вызывает у населения интерес к государственным ценным бумагам, минуя недобросовестных посредников. К тому же удовлетворительного законодательства по сберегательным банкам в России пока нет.

Население России может покупать и ГКО. Для этого надо только прийти в банк, являющийся дилером на рынке ГКО, и совершить через него куплю или продажу. Но экономически оправдано это будет только для профессионалов, т.к. эта работа требует полной отдачи, чтобы получить положительный результат.

Центробанк разработал инструкцию об инвестиционных счетах коммерческих банков, которым будет разрешено брать деньги у населения для включения их в рынок ГКО. Оператором этих денег будет являться соответствующий коммерческий банк, который будет зарабатывать деньги на операциях с пакетами ГКО для себя и для населения.

И в этом случае ни достоинства ГКО, ни тщательная проработка инструкции Центробанка, ни специально заблокированные счета не есть гарантия стопроцентной надёжности вложений физических лиц, обещанной банком доходности.

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики России. Крах того или другого российского банка, пусть даже крупнейшего, не вызовет таких последствий, как потеря доверия западных финансовых структур к проводимой правительством финансовой политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь, накопленных процентов. Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке ГКО - ОФЗ.

В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО. В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться с Заявлением Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 г. погашение ранее выпущенных ГКО-ОФЗ было прекращено. 25 августа 1998 г. Правительство РФ предложило схему реструктуризации и погашения «замороженных» ГКО-ОФЗ, которая позже была заменена новацией по государственных ценным бумагам Вавилов Ю.Я. Указ. соч. С.55..

В ходе новации были размещены два выпуска ГКО со сроками погашения в марте и июне 1999 г. В установленные сроки эти выпуски были погашены. В феврале этого же года были проведены аукционы по размещению двух выпусков ГКО с объявленным объемом 2,5 млрд. руб. каждый. Результаты аукциона полностью удовлетворили эмитента. Таким образом, рынок ГКО был полностью восстановлен, инвесторы проявили большой интерес к краткосрочным бумагам государства, доходность которых сложилась на уровне, удовлетворяющем эмитента.

В Россию может вернуться еще одно понятие из 1990-х: Минфин РФ рассматривает возможность использования механизма государственных краткосрочных облигаций (ГКО) в следующем году. Об этом заявила первый замминистра .

«С этого года мы создаем РЕПО — размещение средств бюджета даже на одну ночь. И, наверное, будем опять восстанавливать, при необходимости, инструмент ГКО. Потому что, когда ты на один день можешь размещать, нужно еще иметь возможность на очень короткое время занимать», — пояснила Нестеренко на заседании комитета по бюджету и налогам.

«Пока возможность выпуска таких бумаг только обсуждается теоретически», — заявили «Газете.Ru» в Минфине.

Как отметили в ведомстве, инструмент ГКО может использоваться непосредственно казначейством для покрытия своих краткосрочных потребностей в ликвидности. Такие потребности могут возникнуть, если будет увеличиваться объем средств, размещаемый на депозитах в коммерческих банках и сделках РЕПО.

Также ГКО могут потребоваться для управления ликвидностью. «Он может понадобиться казначейству два-три раза в году — в дни, на которые приходятся очень большие разовые выплаты и для которых приходится держать в районе 600 млрд руб. на счете федерального бюджета всегда. Введение такого краткосрочного инструмента позволит нам снизить средний уровень остатков на счетах казначейства и больше средств разместить дополнительно на финансовых рынках через депозиты казначейства в сделки РЕПО», — заявили «Газете.Ru» в ведомстве Силуанова. «Инструмент не рассматривается как долговой - как источник покрытия дефицита бюджета, он не заменит другие виды заимствований», — пояснили в Минфине.

Возвращение ГКО связано со сложной экономической ситуацией в стране, а также закрытием доступа к иностранным рынкам капитала, резюмируют опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.

«Минфин сейчас думает над тем, где найти средства для инвестиционной программы, которые раньше закрывались за счет внешних заимствований,— заявил «Газете.Ru» замглавы комитета по финрынку . — С учетом малого дефицита бюджета у нас есть возможность закрыть его с помощью краткосрочных обязательств. При этом мы не можем следовать примеру США, где внешний долг превышает 100% ВВП. Разумная планка - не более 30% ВВП и не более 3% дефицита бюджета. Причем желательно оформить ограничение законодательно, к примеру зафиксировав его в Бюджетном кодексе. Тогда появятся возможности для финансирования инвестпрограмм и роста экономики».

С Аксаковым в оценках причин возврата ГКО согласен и главный экономист БКС . «Возникла необходимость в ГКО, так как изменилась политическая ситуация между Россией и Западом, что отрицательно сказалось на возможностях занимать на мировых рынках, — отмечает Тихомиров. — Разрыв в доходах можно покрывать двумя способами — сокращать расходы или восполнить недостающие доходы. Правительство постарается не растрачивать Резервный фонд, чтобы минимизировать риски. С учетом того, что внешние заимствования невозможны, получается, что речь идет о наращивании внутреннего долга — ГКО».

Назад в 1998 год

Государственные краткосрочные облигации (ГКО) начали выпускаться в Российской Федерации с мая 1993 года и являлись прообразом казначейских векселей США. ГКО выпускались на краткосрочный период и предназначались для покрытия дефицита государственного бюджета.

ГКО первоначально выпускались номинальной стоимостью 100 000 руб., впоследствии их номинал был повышен до 1 млн неденоминированных рублей. Инвестор получал доход за счет того, что ГКО продавались на аукционах с дисконтом, то есть по цене ниже номинала. Погашал Минфин облигации по номиналу в безналичной форме — переводил деньги на счет владельца. Доходом становилась разница между номинальной стоимостью ГКО и ценой их приобретения на аукционе при первичном размещении или на вторичном рынке.

Облигации выпускались со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев (сначала только на три и шесть месяцев, затем Минфин повысил долю облигаций с более длительными сроками обращения, а в первой половине 1997 года полностью избавился от трехмесячных бумаг). В связи с тем, что ГКО выпускались на краткосрочный период чередующимися сериями, у эмитента облигаций (то есть ) была реальная возможность проводить погашение предыдущих серий за счет выпуска новых.

«В начале 1990-х годов мы жили с хроническим дефицитом, бюджет фактически финансировался за счет ГКО — при этом с большой доходностью. Это была своего рода «пирамида», когда для погашения прежних выпусков выпускались новые», — комментирует тогдашнюю политику Минфина Тихомиров.

В 1995 году чистые бюджетные поступления от реализации ГКО за минусом расходов по погашению предыдущих выпусков составили 28 трлн неденоминированных рублей, что позволило профинансировать более 50% дефицита федерального бюджета. В 1996 году выручка от размещения ГКО достигла более 50 трлн руб.

К концу 1990-х рынок ГКО стал основным источником финансирования дефицита российского бюджета. Однако в 1997 году на фоне экономического кризиса в Азии и снижения цен на нефть ситуация на финансовом рынке России осложнилась.

В результате к середине августа 1998 года доходность ГКО достигала 140%, и правительство было вынуждено 17 августа объявить дефолт по ним.

«Если правительство выйдет на рынок внутреннего долга, это будет оттягивать финансовые ресурсы от рынка корпоративных облигаций, усложняя долговые и инвестиционные проблемы в реальном секторе экономики, — отмечает Тихомиров. — ГКО будут выпускаться при наличии Резервного фонда, то есть при том, что у правительства есть средства, которые обеспечивают его платежеспособность помимо будущих доходов. В 1990-е годы ситуация была абсолютно другая: огромный долг, практически полное отсутствие резервов: у правительства резервов вообще не было».

«Если говорить в общем виде, нужно использовать все механизмы - искать возможность для новых доходов, оптимизировать расходы и использовать механизм заимствований, — отмечает «Газете.Ru» глава . — Но здесь нужно действовать аккуратно: чем больше занимает государство, тем меньше остается возможностей для корпоративных заимствований, поскольку рынок един. В свое время механизм ГКО выстрелил как «пирамида», но такой исход был понятен задолго, как минимум за девять месяцев до того, как это случилось. В целом я не считаю, что сейчас Минфину нужно суетиться».

В августе 1998 года Россию постигла тяжелая финансовая катастрофа, оставившая без средств к существованию более одиннадцати миллионов российских граждан. Утех, кто сохранил за собой место работы, зарплата была урезана в среднем на две трети, со 160 до 55 долларов в месяц. За официальной чертой бедности оказались около 40 процентов граждан России.
Кризис был связан с масштабными спекуляциями, в основе которых лежали государственные краткосрочные облигации (ГКО) - ценные бумаги Министерства финансов Российской Федерации с определенным сроком их погашения и гарантированным процентом доходности. Выпуск подобных облигаций - общепринятый в мировой экономике механизм привлечения денежных средств. Полученные деньги пускаются в оборот, приносят прибыль - она идет на погашение стоимости и выплаты процентов, а также на нужды государства. Но Россия и на этот раз пошла своим путем.

Впервые ГКО появились на ММВБ 18 мая 1993 года, и вскоре эти ценные бумаги стали основой фондового рынка России и главным средством финансирования бюджетного дефицита. ГКО были абсолютно ликвидными облигациями со сроком обращения в 3, 6 и 12 месяцев и номиналом в миллион рублей. Наибольшей популярностью пользовались самые «короткие» ГКО. Банк России продавал облигации существенно ниже номинала, но Минфин выкупал их позднее по номиналу. Разница между ценой покупки и продажи составляла доход держателя ГКО.
При малом числе заявок государство могло снизить цены на облигации, чтобы стимулировать спрос. Когда спрос был велик, цена на облигации повышалась. Доход по ним составлял 30-50 процентов, а порой достигал немыслимых 250 процентов! Таким образом на фоне экономической разрухи в стране, неплатежеспособности половины производственных предприятий на российском финансовом рынке можно было не прилагая усилий получать 100 процентов прибыли, гарантированной государством.
Успех первых торгов побудил Министерство финансов расширить рынок краткосрочных облигаций. «Однако щедро расплачиваясь с держателями выходящих в тираж ГКО, государство отдавало им лишь часть денег, выручаемых от продажи все новых серий, - отмечает видный историк Рой Медведев. - Именно эти признаки - короткие сроки обращения, высокая прибыль при погашении облигаций, средства для которой черпались не из бюджета, а за счет притока все новых и новых покупателей, - придавали операциям по ГКО форму опрокинутой пирамиды. В сущности, это была классическая финансовая пирамида, которую строили не частные лица, а государство».
Уже в 1995 году ГКО появились тревожные симптомы, когда доходов от размещения новых серий не хватало на погашение вышедших в тираж. А между тем впереди были выборы в Государственную думу и на пост президента. Правительству срочно требовалось найти новые источники заимствования. Существовало лишь два пути - повысить доходность ГКО и разрешить участие в этой игре иностранцам.
В первые месяцы 1996 года доходность ГКО поднялась до 100 процентов. За месяц до президентских выборов она возросла до фантастических 250 процентов. При среднем сроке обращения ГКО в 134 дня владельцы облигаций могли удвоить свой капитал менее чем за четыре месяца! Это были сумасшедшие прибыли, и в игру на рынке ГКО втянулись не только крупные банки, но страховые и пенсионные фонды, предприятия и научные институты. Не удержалась и церковь: даже настоятели православных и мусульман охотно покупали ГКО.
В результате правительство добилось не поставленных, а прямо-противоположных целей: вместо того, чтобы финансировать развитие экономики, рынок ГКО, наоборот, вытягивал, словно пылесос, денежные средства из промышленного сектора, обескровливая его. Директора, не заботясь о нуждах своих предприятий, об их перспективах, направляли все средства на рынок ценных бумаг для сверхвыгодной «прокрутки».
Номинал в один миллион рублей мог отпугнуть только рядовых россиян, но не влиятельных людей. При расследовании, проведенном «Новой газетой» по поводу сверхвысоких доходов вице-премьера Анатолия Чубайса в 1996 году, была обнаружена весьма простая схема обогащения «особо важных персон»… Еще в начале 1996 года Чубайс получил от банка «СБС-АГРО» беспроцентный кредит в миллион долларов, на которые банк, по поручению Чубайса, приобрел несколько облигаций ГКО. Через три месяца облигации были погашены, и кредит банку возвращен. У Чубайса, однако, осталась прибыль в миллиард 700 миллионов неденоминированных рублей.
В 1996 году иностранные инвесторы вложили в ГКО около 6 миллиардов долларов. Прибыль оказалась столь велика, что на следующий год на фондовом рынке России начался бум. Эксперты международных финансовых корпораций отмечали, что российский фондовый рынок является лучшим в мире по доходности. Один из западных финансистов с удивлением говорил своим коллегам: «Мне кажется, что русские просто дарят мне миллионы долларов». Во многом благодаря иностранным инвесторам пирамида ГКО продолжала расти.
Когда в конце октября 1997 года накатила первая волна кризиса и упали цены на рынке ГКО, Центральный банк России какое-то время пытался одновременно поддерживать и рынок ГКО, и курс рубля. Центробанк покупал краткосрочные облигации, тем самым поддерживая рынок, а инвесторы с полученными от продажи ценных бумаг рублями тут же меняли их на доллары, вынуждая Центробанк продавать валюту. В итоге за ноябрь 1997 года уровень валютных резервов значительно сократился. В дальнейшем Центробанк перестал поддерживать рынок ГКО, что привело к падению цен на краткосрочные облигации и, как следствие, к росту процентных ставок по ГКО. Это привлекло новых инвесторов, но не в тех масштабах, которые необходимы для жизни финансовых пирамид.
В начале 1998 года около 40 процентов, находившихся в обращении ГКО, были частью активов Центробанка и Сбербанка. Выплаты по ГКО превысили доходы страны ровно вдвое. Валютные резервы Центробанка истощались, но полученные от сделок рубли Центробанк сам вкладывал в ГКО. Чиновники, от которых зависели все решения, и игроки в ГКО были одними и теми же персонажами…
Правительство какие-то меры все же принимало. Один из участников событий 1998 года - исполнительный директор Международного валютного фонда от России Алексей Можин рассказывал в интервью: «Последняя попытка выкрутиться состояла из трех элементов. Первый - это антикризисная программа российского правительства, в которой предусматривались меры по сокращению дефицита бюджета. Эта программа была подробно прописана в нашем соглашении с Международным валютным фондом (МВФ). Второй элемент - это крупномасштабный пакет международной финансовой помощи на сумму 22,6 млрд. долларов. Только от МВФ Россия рассчитывала получить до конца 1998 года 12,5 млрд. долларов, не считая кредитов Всемирного банка и двусторонних кредитов. Наконец, третий элемент, о котором многие забыли, - предложенный Минфином обмен ГКО на долларовые еврооблигации».
Процентные ставки по 7-летним и 20-летним еврооблигациям были установлены на уровне 13-15 процентов, то есть инвесторам предлагалось уйти с рынка ГКО с финансовыми потерями. Почти все держатели коротких бумаг остались на рублевом рынке, понадеявшись на то, что помощь МВФ и программа российского правительства позволят сохранить пирамиду по крайне мере еще на 3-4 месяца. В итоге инвесторы обменяли ГКО на еврооблигации всего лишь на сумму 4,5 млрд. долларов, что составляло немногим более 10 процентов общего объема рынка ГКО.
В мае 1998 года продажа ГКО приобрела массовый характер. Председатель Центробанка России Сергей Дубинин во время деловой поездки в Киев заявил, что процессы, происходящие на рынке ГКО, могут привести через 2-3 года к банкротству государства. Это заявление, растиражированное прессой, только усилило бегство инвесторов с рынка ГКО. В брошюре «Фондовый рынок», подписанной в печать в конце мая, профессор Эри предрекал: «Это учебное пособие выходит в свет в тот момент, когда терпит крах величайшее финансовое мошенничество всех времен. Крах пирамиды ГКО неизбежен. Искусственно вырытая стараниями кредиторов и постоянно увеличивающаяся долговая яма многократно превышает российскую денежную массу. В нее упадет Правительство. Всеобщая разруха и гражданская война становятся неизбежными. Это произойдет в ближайшие год-полтора».
Положение становилось критическим. Минфин попытался расширить продажу двухгодичных облигаций, а также ГКО с годичным сроком обращения. Однако денег на погашение вышедших из обращения облигаций не хватало. Полученные от МВФ 4,781 млрд. долларов были истрачены всего за одну неделю. По официальной версии, Центральный банк продал эти доллары российским и иностранным банкам для того, чтобы защитить курс рубля и тем самым избежать девальвации. Валютные резервы таяли на глазах, инвесторы начали крупномасштабный вывод капитала из страны. Каждую среду Минфин должен был погашать ГКО и размещать новые облигации, чтобы получить средства для погашения старых. Рынок ГКО по номиналу составлял в то время около 40 млрд. долларов.
Кредит МВФ был использован для вывода из-под удара влиятельных российских
игроков, которые сбрасывали крупные пакеты рублевых облигаций и тут же получали за них доллары по текущему курсу. Иностранные игроки на рынке ГКО также получили возможность обменять рублевые облигации на долларовые и, таким образом, дефолт их не коснулся.
Доктор экономических наук Сергей Глазьев прокомментировал историю с кредитом МВФ следующим образом: «С точки зрения морально-этической, в ситуации, когда рубль падает и никто доллары не продает и вдруг появляется 4,8 миллиарда, которые можно купить по 6 рублей за доллар, а больше нигде на рынке вы этого сделать не можете, ясно,
что это разновидность сговора с целью присвоения государственных денег, по сути дела, которые Россия взяла на себя по явно уже к тому времени завышенному курсу рубля.[...] А с точки зрения юридической была обычная процедура. Кому-то повезло - я так могу сказать. Конкретные банки - просто так случилось - оказались в нужное время в нужном месте и сумели получить по дешевке доллары».
Развязка приближалась, а все главные лица страны покинули Москву. Президент Ельцин улетел на Валдай ловить рыбу. Глава Центробанка Дубинин и руководитель президентской администрации Чубайс уехали отдыхать за границу. Кириенко отправился с визитом в Пермь и Казань, заявив, что устойчивости рубля ничто не грозит. Но все это не остановило развивавшейся паники на фондовом рынке. Всем лидерам пришлось срочно возвращаться в Москву.
Последнее слово было за премьером Кириенко, которому Ельцин дал полномочия для окончательного решения. 17 августа после бурного ночного заседания, завершившегося лишь в 4 часа утра, правительство России приняло решение объявить технический дефолт, то есть заморозить текущие выплаты по ГКО и переоформить все ГКО со сроками погашения до 31 декабря 1999 года в новые ценные бумаги, все выплаты по которым будут перенесены в XXI век.
Мнения экономистов разделились: одни считали это решение преступлением, другие - необходимым и своевременным. Характерен диапазон заголовков в российской прессе: от «Кто дал мальцу спички?» до «Мужество Кириенко». Размах и глубина последствий дефолта для российских финансов и банков, для населения и престижа России были столь велики, что Ельцин отправил Кириенко в отставку. Рубль упал в четыре раза. Тысячи предприятий оказались банкротами. Мигом обнищали миллионы людей. Крах получил соответствующую оценку мировой финансовой системы в опустившихся до африканского уровня кредитных рейтингах России. Российский ВВП всего за полгода сократился на две трети - с 422 до 132 млрд. долларов. И в то же время сотни чиновников свои капиталы приумножили. В этом - главный итог рухнувшей пирамиды ГКО.
Генеральный прокурор России Юрий Скуратов распорядился расследовать эту аферу. Его подчиненные провели выемку базы данных Межбанковской валютной биржи. Работа колоссальная - всего в реестре значилось 45 тысяч человек. Оказалось, что на рынке ГКО активно играли многие должностные лица. Скуратов назвал фамилии 780 крупных государственных чиновников. Среди них - первый вице-премьер правительства Анатолий Чубайс, вице-премьер Валерий Серов, министр иностранных дел Андрей Козырев (этот вкладывал в ГКО астрономические суммы), министр образования и науки Александр Тихонов, первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов, заместитель председателя ЦБ Сергей Алексашенко. Не обошлось без Бориса Березовского и представителей Министерства обороны. В числе азартных игроков числились обе дочери президента - Татьяна Дьяченко и Елена Окулова. Факт этот задокументирован. Если к Окуловой особых претензий не было - она не госслужащая, то Дьяченко - советник президента, не имела права заниматься коммерческой деятельностью, «Там были криминальные авторитеты, олигархи. Вообще было подозрение, и я убежден, что работала гигантская «стиральная машина», где отмывались нетрудовые доходы, шла легализация «грязных» денег. Всегда можно было сказать: «Я их выиграл на рынке ГКО»», - рассказывает Юрий Скуратов.
В действиях чиновников следователи усматривали следующий состав преступлений. Во-первых, злоупотребление должностными полномочиями. Они использовали служебную информацию о ситуации на рынке ГКО в корыстных целях. Во-вторых, уклонение от уплаты налогов. В-третьих, незаконное участие в предпринимательской деятельности. Чиновники не могли не понимать, что пирамида рано или поздно рухнет. Но возможность получения гарантированных сверхприбылей была для них важнее интересов страны.
Расследование аферы шло полным ходом, когда в начале февраля 1999 года генеральный прокурор России Скуратов был вынужден уйти в отставку. Его преемник расследование приостановил. Премьер-министр Евгений Примаков пытался вскрыть истинные причины дефолта. «Следует, не откладывая, открывать уголовные дела, - написал он на справке МВД. - Ущерб, нанесенный государству, огромен». Но, как только он пообещал выделить сто тысяч камер для лиц, замешанных в экономических преступлениях, убрали самого Примакова, а дело замяли. Сама же пирамида ГКО вошла во все учебники экономической истории, как пример одной из величайших финансовых афер нового времени.

© Из книги 100 великих афер.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...