Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Рекреационные зоны рф. Рекреационные зоны - вид особой экономической зоны для туризма и массового отдыха людей. Зона III - Юг России

Федеральный закон Российской Федерации от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» положил начало формирование новых пространственно-организационно-экономических образований - особых экономических зон. В соответствии с действующим законодательством, особые экономические зоны подразделяются но следующим функциям:

Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополюсы.

Туристско-рекреационная (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Все ОЭЗ предусматривают определенные преференции, выражающиеся в снижении издержек инвестора до 30% (рис. 9.3.1).

Рис. 9.3.1.

Основной целью создания особых экономических зон туристско- рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) является повышение конкурентоспособности туристской деятельности российской Федерации за счет внедрения указанных организационно-экономических механизмов.

Механизм формирования туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Первоначально постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа [ Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны», http://www.russez.ru]:

  • 1) в Калининградской области - «Куршская коса» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 73);
  • 2) в Краснодарском крае (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 70);
  • 3) в Ставропольском крае - «Кавказские Минеральные Воды» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 71);
  • 4) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 69)
  • 5) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 67);
  • 6) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 68);
  • 7) в Иркутской области - ОЭЗ на территории п. Листвянка (постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 72).

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

К настоящему моменту приостановлены работы по созданию ОЭЗ ТРТ на территории Краснодарского края и Калининградской области.

В соответствии с постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея», было принято решение о формировании в границах кластера следующих ОЭЗ ТРТ:

  • а) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики;
  • б) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Апшеронского района Краснодарского края;
  • в) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Майкопского района Республики Адыгея;
  • г) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Черекского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино- Балкарской Республики;
  • д) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания;
  • е) туристско-рекреационную особую экономическую зону на территории Хунзахского района Республики Дагестан.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1434 в состав Кавказского туристского кластера включена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа на территории Ставропольского края, созданная постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71

Таким образом, с 2007 г. запроектировано создание 13 особых экономических зон туристско-рекреационного тина. Наиболее успешно осуществляется развитие ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае и «Байкальская гавань» в республике Бурятия.

1. Особая экономическая зона «Берюзовая Катунь». Территория особой экономической зоны туристско-рекреационного типа расположена на левом берегу р. Катуни, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв. км.

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного тина «Бирюзовая Катунь» является первым этаном формирования организационной и экономической среды для создания и функционирования в Алтайском крае курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Этот комплекс охватывает территорию 4 районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс. человек. Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд руб.

Экономическими и бальнеологическими факторами, а также преимуществами создания подобного комплекса являются:

Разнообразие природных ландшафтов, наличие водных объектов, среднегодовая температура воздуха +5 °С, высота снежного покрова от 400 до 600 мм, количество солнечных дней в году - не менее 235.

Все это создает условия для круглогодичного предоставления различных комбинаций туристских и рекреационных услуг; уникальные природно-лечебные и гидроминеральные ресурсы (ионизированный воздух, лечебная и питьевая минеральная вода, хвойные леса); эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристических объектов, в том числе:

  • ? историко-культурных - свыше 5000 памятников истории (археологии, архитектуры), музеи, традиционные народные ремесла, промыслы;
  • ? природных: горные реки, пригодные для организации сплавов, купания, уникальные природные комплексы и памятники, места рыбалки, охоты;
  • ? возможность организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерания), экскурсионный (пеший, конный, лыжный), горнолыжный.

Алтайский район широко популярен среди туристов-водников. Для сплава пригодны 2 реки - Катунь и Песчаная. Регулярно проводятся международные соревнования по технике водного туризма.

Большой интерес для туристов представляют пещеры Алтайского района. Помимо большого количества сравнительно неглубоких пещер, на территории района расположены несколько крупнейших в Западной Сибири пещер глубиной до 340 м и протяженностью ходов до 2500 м. Это пещеры «Геофизическая», «Экологическая», «Алтайская». Перспективное развитие ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» показано на рисунке 9.3.2.

Рис. 9.3.2.

Рядом с создаваемой особой экономической зоной «Бирюзовая Катунь» (около 90 км) расположен курорт федерального значения «Белокуриха».

Результатом создания особой экономической зоны является интеграция природных, рекреационных и культурно-исторических ресурсов Алтайского края.

Концепция особой экономической зоны предполагает два этана развития. «Бирюзовая Катунь» - это первый этап.

На втором этапе предполагается создание на территории Алтайского края особого анклава - курортно-рекреационной местности. В ее состав в перспективе должны войти 4 района - Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский и город-курорт Белокуриха.

Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого составит до 2026 г. ориентировочно 10,47 млрд руб. Из федерального бюджета потребуется 6,93 млрд руб., из бюджета субъекта Российской Федерации - 0,3 млрд руб., из местного бюджета - 0,08 млрд руб., из внебюджетных источников - 3,16 млрд руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (высоковольтная линия, газопровод, автодорога, мостовой переход, объекты наружных путей водоснабжения, очистные сооружения и канализация, объекты связи, реконструкция аэропортов). В местах создания инфраструктуры на прилегающих территориях будет развиваться придорожный сервис.

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ОАО «Интурист» (Москва), ООО «Алтай-Известь», ООО «АНТЕ».

По оценке специалистов Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 31,7 млрд руб. Туристический поток в ОЭЗ возрастет до 1,1 млн человек.

Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 3 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 7 тыс.

2. ОЭЗ «Байкальская гавань». Для выбора территории в Республике Бурятия (РБ), на которой можно было бы создать туристско-рекреационную особую экономическую зону правительством Республики Бурятия были привлечены российская компания ЗАО «ЭКТИС» и международный эксперт в области проектирования горнолыжных курортов - компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. («Экосайн»),

«Экосайн» является хорошо известной в мире компанией, ее главный офис расположен в городе Вистлер (Whistler), Британская Колумбия, Канада. Компания имеет опыт планирования более 250 крупных горных курортов в 32 странах мира.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (ТР ОЭЗ) «Байкальская гавань» создается в непосредственной близости от озера Байкал - уникального природного объекта мирового значения - в Прибайкальском районе Бурятии на территории площадью свыше 70 тыс. га.

Особенности участка ТР ОЭЗ - наличие на территории всех необходимых ресурсов для создания горноклиматического курорта мирового уровня: горы с вершинами до 1 771 м, вертикальным перепадом до 1271 м и подходящими для строительства трасс склонами, теплое озеро Котокельское, горные реки, удобные для сплава и рыбалки, минеральные источники и лечебные грязи, флора и фауна, близость к инженерной и транспортной инфраструктуре.

Концепция ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» предполагает:

  • ? создание двух всесезонных горноклиматических курортов с развитой инфраструктурой и материальной базой отдыха, включая горнолыжные комплексы; создание центра водного туризма и отдыха;
  • ? строительство объектов базовой инфраструктуры. Имеющиеся природно-рекреационные и историко-культурные ресурсы РБ, их размер и качество, а также потенциальная значимость туристической отрасли для экономики региона позволяют позиционировать будущий туристско-рекреационный комплекс как международный, ориентированный на расширение въездного туризма. Соответственно туристическое предложение комплекса должно соответствовать лучшим мировым аналогам и должно состоять из всех возможных видов развлечений, отдыха, спорта и других услуг, которые будут являться источниками дохода круглогодично. В основе предложения высокого сезона лежат спортивный, приключенческий и экологический туризм, являющиеся главными направлениями, привлекающими туристов в РБ. В основе межсезонных предложений лежат бизнес-туризм, культурный и религиозный туризм. Всесезонное предложение может быть представлено SPA-курортом, оздоровительными предложениями, сферой развлечений.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» размещается на пяти участках - «Турка» (102,3 га), «Пески» (333,49 га), «Гора Бычья» (2 341,1 га), «Бухта Безымянная» (381,9 га), Горячинск (456,3 га), расположенных в непосредственной близости от озера Байкал. Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ, составляет 3 615,1 г. (рис. 9.3.3).

Рис. 9.3.3.

В соответствии с разработанной Концепцией пять участков будут осваиваться поэтапно. Приоритетом первой очереди выбраны участки «Турка» и «Пески» общей площадью 434,2 га. Затем планируется развитие оставшихся трех - «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск». С выходом на полную мощность участков «Турка» и «Пески» ожидаемое количество туристических прибытий составит более 180 тыс. человек в год, а количество мест размещения туристов около 2000. При полном освоении всех пяти участков ожидаемое количество туристских прибытий составит более 1 млн чел. в год, а количество мест размещения туристов около 22 300.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» начала строится на территории Прибайкальского района Республики Бурятия на берегу озера Байкал в 2007 г. по принципу государственно-частного партнерства. По завершению строительства «Байкальская гавань» станет всесезонным курортом с горнолыжным комплексом, гостиницами и отелями, яхт-клубом, рыбацкой деревней, парком развлечений, центром семейного отдыха, SPA- курортом. Правительство РФ начало выполнять свою часть обязательств, вложив в развитие инфраструктуры ОЭЗ почти 2 миллиарда рублей из запланированных 6,5 миллиарда рублей. Ожидаемый объем частных инвестиций составляет около 60 миллиардов рублей.

Туристские объекты, построенные на всей территории зоны, будут в состоянии удовлетворить разнообразные запросы туристов различных категорий и денежного достатка. Предполагается строительство крупного центра SPA-терапии, бальнеологии и восточной медицины, Центра проведения международных спортивных соревнований и фестивалей.

Базовая инфраструктура включает строительство на территории ОЭЗ двух внутренних дорог длиной 20 и 30 км стоимостью 1,4 млрд руб.

Для приема туристов с близлежащих регионов и г. Улан-Удэ предусматривается восстановление аэропорта в Горячинске. В поселках Гремячинск и Горячинск имеются вертолетные площадки, которые требуют реконструкции. Также планируется восстановление морского порта в с. Турка для возобновления работы морского пути для туристов, прибывающих из Иркутской области.

В виду недостатка мощностей на данной территории предполагается строительство новой ЛЭП (220 киловольт) с двумя подстанциями мощностью 30 и 40 Мегаватт.

Теплоснабжение участка предусматривается с помощью электрических котлов и солнечных коллекторов, работа которых будет финансироваться инвесторами.

Водоснабжение и водоотведение будет осуществляться в соответствии с экологическими требованиями. Очистка будет производиться с помощью активированного угля (биосорбирование) и озонирования без применения хлора. Такая технология отвечает всем экологическим требованиям для Центральной экологической зоны озера Байкал.

Всего стоимость строительства базовой инфраструктуры составит около 7 млрд руб.

Для развития ОЭЗ необходимо дальнейшее развитие внешней инфраструктуры, которая включает: удлинение взлетной полосы международного аэропорта г. Улан-Удэ «Мухино» и реконструкцию аэропорта. Аэропорт сможет принимать воздушные суда всех типов и увеличить пропускную способность до 1 млн пассажиров в год.

Создание особой экономической зоны планируется осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого ориентировочно составит до 2026 г. 57,06 млрд руб. Из федерального бюджета потребуется 10,2 млрд руб., из бюджета субъекта Российской Федерации - 3,05 млрд руб., из местного бюджета - 0,09 млрд руб., из внебюджетных источников - 43,72 млрд руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (строительство ЛЭП, подъездных и внутренних дорог, объектов водоснабжения и водоотведения, реконструкция аэропортов).

Инвестиционная привлекательность Республики Бурятия при реализации проекта ОЭЗ ТРТ обусловлена тем, что Байкальский регион позволяет сформировать уникальный диверсифицированный туристский продукт, на основе: неисчерпаемого природного и историко-культурного потенциала; благоприятной экологической обстановки; развитой сети объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры; наличия сети туристских организаций.

Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗ станут: ООО «Бурятинтур», ООО «Байкалкурорт», ООО «Байкал-фарм», ООО «Бурятгеоироект», ООО «ЗОЛ», ОАО «Континент», ООО «Кристалл Сибирь», ООО Торговый Дом «Сибирский деловой клуб», ЗАО «Сибирь Тур», ООО «Реставрация Н», ЗАО «ВистКом», ЗАО «Еврофинанс», ООО «Гранд Байкал», АНО «Агентство культурных инициатив „Аллегро"», Компания ДиВиАй групп, ООО «Тан», ООО «Инвестиционная финансовая компания „Метрополь"», ООО «Байкал-иульс», ЗАО «Ригельмед», ООО «В мире фантазий», ООО «Пилигрим», ОАО «Центролимнийской подготовки „Юнивер-Байкал"», Межрегиональный профессиональный союз работников производственной, научно-технической и управленческой сфер деятельности.

По оценке экспертов Республики Бурятия, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 55,04 млрд руб., а туристский поток в ОЭЗ возрастет до 1,0 млн туристов. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 18 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 34 тыс.

Таким образом, развитие особых экономических зон туристско-рекреационного тина повышает инвестиционную активность регионов и способствует активизации внутреннего и въездного туризма.

ОЭЗ ТРТ имеет ряд характерных черт, позволяющих их рассматривать как новую модель освоения туристско-рекреационного пространства. Можно сказать, что ОЭЗ ТРТ сочетают в себе черты, свойственные туристским дестинациям (формирование туристских продуктов и услуг на базе ключевых ресурсов и туристско-рекреационного потенциала в целом, четкие границы и внутренняя географическая структура территории ОЭЗ), а также черты, отражающие особенности функционирования туристско- рекреационных кластеров (использование механизмов государственночастного партнерства, наличие управляющей компании, хотя и при ключевом руководстве государственных органов федерального значения и т.д.). Соответственно, можно сделать вывод о наличии различных современных пространственно-организационных формах туризма и о повышении значимости научного обоснования системы управления туристско-рекреационными пространствами разного ранга.

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, виды ОЭЗ

Туристско-рекреационная зона — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

Туристско-рекреационные зоны создаются для повышения конкурентоспособности туристской и другой деятельности в сфере туризма, для развития лечебно-оздоровительных курортов и деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Создание туристско-рекреационных ОЭЗ имеет особое значение в силу того, что туризм - это самая мультипликативная сфера услуг с точки зрения количества занятых в ней работников и создания дополнительных рабочих мест.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации.

Принципиальное отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от промышленно-производственных и технико-внедренческих в том, что акцент в этих зонах делается не на производстве каких-либо товаров, а на оказании услуг населению. Развитие и рациональное использование туристских и лечебных ресурсов на территории ОЭЗ должно способствовать экономическому подъему в целом в данном регионе.

В России преобладают ОЭЗ туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ). ОЭЗ ТРТ были определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 67-73 на основании решений конкурсной комиссии по отбору заявок на отдание особых экономических зон туристско-рекреационного типа и экспертного совета при указанной конкурсной комиссии.

Целями и задачами создания ОЭЗ ТРТ являются: развитие туризма, санаторно-курортной сферы и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики: повышение занятости населения: улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности гражданам Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.

Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации. ОЭЗ ТРТ могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а также включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. В ОЭЗ ТРТ допускается размещение объектов жилищного фонда.

В основе функционирования ОЭЗ ТРТ лежит механизм государственно-частного партнерства. За счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа создаются объекты инфраструктуры . Частные инвесторы-резиденты за счет своих средств строят объекты туристской индустрии.

На первом этапе создания ОЭЗ ТРТ предполагалось осуществить работу по разработке проектной документации и формированию условий для начала проектирования и строительства объектов инфраструктуры и объектов туристской индустрии в туристско-рекреационных особых экономических зонах.

В I квартале 2008 г. была завершена работа по разработке концепций создания и развития ОЭЗ ТРТ. В указанных концепциях установлены перспективные для развития направления туризма, целевое позиционирование (предназначение) каждой зоны, определен необходимый объем инвестиций, определены туристские объекты, которые необходимо построить, проведено планирование территории, выбран архитектурный стиль. Ниже приводится краткое содержание концепций создания и развития ОЭЗ ТРТ.

ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского края имеет площадь 3326 га. Местоположение участка - северный склон Алтайских гор. в районе горы Красный камень, на левом берегу р. Катунь. На территории зоны планируется развивать следующие виды туризма: спортивный; экологический; лечебно-оздоровительный: спелеотуризм; деловой. Визитной карточкой «Бирюзовой Катуни» станут экстремальные виды спорта: альпинизм, горнолыжный, треккинг, парапланеризм, водный (рафтинг, байдарки, каяки). ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» характеризуется более высокой, чем в других зонах, степенью готовности инфраструктуры. В настоящее время функционируют искусственные водоемы для купания и рыбной ловли, 2 горнолыжных спуска, 3 круглогодичных гостиничных комплекса, а также мост через р. Катунь, соединяющий трассу «Чуйский тракт» с территорией особой экономической зоны.

ОЭЗ ТРТ «Ворота Байкала» находится в Иркутской области . Он расположен на юго-западном побережье озера Байкал рядом с устьем р. Го-лоустная и граничит с Прибайкальским национальным парком. Расстояние до аэропорта г. Иркутск составляет 115 км. Общая площадь территории ОЭЗ составляет 1590 га. Туристско-рекреационный комплекс позиционируется как всесезонный курорт мирового уровня для привлечения различных целевых групп туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать такие виды туризма, как деловой, лечебно-оздоровительный, экологический, спортивный, приключенческий, водный, круизный.

ОЭЗ ТРТ «Куршская коса» на территории Калининградской области , площадь составляет 282 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволяет развивать следующие виды туризма: экологический; оздоровительный; культурно-развлекательный; деловой; экскурсионный; познавательный. Особая экономическая зона «Куршская коса» в Калининградской области прекратит свое существование. Как говорится в соответствующем постановлении правительства от 22 декабря 2012 года, за пять лет работы там не было зарегистрировано ни одного резидента. Зона была создана в 2007 году в Зеленоградском районе Калининградской области, тем не менее, за все время своего существования она не сумела привлечь инвестиции, и в ней не было зарегистрировано ни одного резидента. Финансирование создания инфраструктуры было приостановлено с марта 2009 года.

ОЭЗ ТРТ «Новая Анапа» на территории Краснодарского края расположена между Черным морем и двумя лиманами, находящимися на Благовещенской косе. Участок под строительство находится в 28 км от аэропорта Анапа и в 25 км от ближайшей железнодорожной станции. Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ ТРТ, составляет 882 га. Потенциал ОЭЗ ТРТ позволяет развивать комфортабельный пляжный и лечебно-оздоровительный отдых, а также деловой, водный и другие направления туризма.

ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» на территории Республики Алтай расположена в Майминском районе, вблизи населенных пунктов Соузга и Рыбалка на правом берегу р. Катунь. Расстояние до аэропорта г. Горно-Алтайск составляет 10 км. Площадь, выделенная для ОЭЗ ТРТ, составляет 855 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать следующие виды туризма: горнолыжный; экологический; водный; культурно-развлекательный; лечебно-оздоровительный.

ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» на территории Республики Бурятия располагается на пяти участках - «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Гремячинск», расположенных в непосредственной близости от озера Байкал на территории муниципального образования «Прибайкальский район». Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ ТРТ, составляет 3283,65 га. Туристско-рекреационный потенциал ОЭЗ ТРТ позволит развивать: экологический, лечебно-оздоровительный, экскурсионный, водный, этнический, автомобильный (караванинг) туризм.

ОЭЗ ТРТ «Гранд Спа Юца» на территории Ставропольского края расположена в регионе «Кавказские Минеральные Воды» в районе горы Юца, в 10 км от Пятигорска и 35 км от аэропорта Минеральные Воды. Площадь ОЭЗ ТРТ составляет 843 га. Основной целью проекта является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие различных видов туризма в том числе: лечебно-оздоровительного (бальнеологического), экологического, спортивного (экстремального), событийного, познавательного.

На основе указанных концепций в 2008 г. были разработаны и утверждены проекты планировки территории ОЭЗ ТРТ в Алтайском крае, в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Краснодарском крае и Ставропольском крае. Также в 2008 г. были созданы Наблюдательные советы ОЭЗ ТРТ.

В период 2009-2011 гг. планировалось осуществить основные работы по строительству инженерной, транспортной и иной инфраструктуры ОЭЗ ТРТ. Однако процесс развития ОЭЗ ТРТ замедлился. К настоящему времени для каждой ОЭЗ решены земельные вопросы, помимо концепций ОЭЗ ТРТ, разработаны градостроительная документация, начато строительство ряда объектов инфраструктуры. По мнению специалистов, наиболее активно развивается туристско-рекреационная ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Инвестиции в ее развитие в 2009 г. составили 3,4 млрд руб., а число компаний-резидентов в ней достигло шести. Общая стоимость проекта создания «Бирюзовой Катуни» составит свыше 15,4 млрд руб.

Долгосрочная общемировая тенденция развития ОЭЗ свидетельствует о том, что налоговые льготы не являются главным стимулом для притока инвестиций. Более существенным и значимым в этом отношении могут оказаться политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур, перспектива освоения национального рынка.

К причинам, препятствующим развитию ОЭЗ ТРТ, относятся следующие:

1. Недостаточный объем финансирования. В связи с кризисом почти в 2 раза сокращен объем финансирования строительства инфраструктуры TP ОЭЗ. В 2010 г. на развитие ОЭЗ ТРТ из федерального бюджета выделено 2,2 млрд руб.

2. Относительно небольшой объем льгот, по сравнению с другими странами, предоставляемых инвестору. Согласно законодательству РФ резидентам ОЭЗ предоставляются следующие гарантии и налоговые льготы: при исчислении налога на прибыль применять пониженную налоговую ставку до 13,5 %: освобождение от уплаты земельного и налога на имущество в течение 5 лет.

3. Нехватка квалифицированных специалистов, в том числе владеющих экологическими требованиями и нормами.

4. Медлительность федеральных властей в решении вопросов функционирования ОЭЗ. Наиболее успешно развиваются ОЭЗ ТРТ в регионах, власти которых проявляли максимальную инициативу, постоянно подталкивая центр к более активным действиям. В этом смысле можно позитивно оценивать последние тенденции по передаче дополнительных полномочии в этой сфере субъектам Федерации.

5. Плохая информированность инвесторов, особенно иностранных, о возможностях отечественных ОЭЗ ТРТ.

На уровне Министерства экономического развития РФ предпринимаются меры по созданию благоприятных условий развития ОЭЗ ТРТ. Среди них: формирование системы упрощенного администрирования, когда все необходимые для резидента службы находятся в одном офисе; внедрение электронного документооборота; жесткая регламентация сроков работ по обращениям резидентов; проведение семинаров и презентаций, встреч с потенциальными резидентами российских ОЭЗ ТРТ.

Во всем мире практикуется создание специальных территорий, где жители того или иного населенного пункта, а также его гости проводят часы досуга. К таким территориям относятся рекреационные зоны. Здесь отдыхают абсолютно все слои населения, начиная от самых маленьких граждан и заканчивая пенсионным возрастом.

Что такое рекреационная зона

Туристско-рекреационной зоной (ТРЗ) называют особый вид экономической зоны, где государство и жители создают благоприятные условия для развития туризма и массового отдыха населения.

Среди основных целей организации подобных зон выделяют следующие:

  • способствование развитию туристической деятельности в конкретном регионе;
  • повышение конкурентоспособности туристического бизнеса;
  • развитие курортов лечебно-оздоровительного характера;
  • повышение уровня профилактики и лечения различных заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах зачастую начинают разрабатывать месторождения минеральных вод, различных природных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, куда также относятся целебные грязи.

Каковы плюсы организации таких зон? В глобальном плане это способствует тому, что в страну начинают привлекаться инвестиции, появляется новый конкурентоспособный продукт. Что еще немаловажно, обычный отдых и путешествия переходят на более высокий уровень.

Помимо этого, создание рекреационных зон повышает численность населения определенной местности, поскольку сюда привлекаются новые специалисты в разных областях.

Характеристики рекреационных зон

Рассмотрим подробно, чем отличаются рекреационные зоны от других особых зон экономического характера. В первую очередь стоит отметить, что на момент создания описываемых зон на их территории могут располагаться земельные участки жителей либо юридических лиц. Также территория может охватывать сразу несколько участков, относящихся к разным муниципальным образованиям.

Еще одной особенностью данной местности является то, что здесь могут находиться различные объекты, в том числе жилой фонд, инфраструктура, какие-либо частные постройки. Иногда земельные участки, включаемые в зону, относятся к особо охраняемым по закону.

Рекреационные зоны РФ

Согласно постановлениям Правительства России в феврале 2007-го года, на территории страны решили обозначить семь территорий, которым присвоили статус туристско-рекреационных.

Данные рекреационные зоны расположены в таких регионах, как:

  • Ставропольский край.
  • Краснодарский край.
  • Республика Алтай.
  • Республика Бурятия.
  • Алтайский край.
  • Иркутская область.
  • Калининградская область.

Позднее были созданы особые экономические зоны на острове Русский, а также на территории Чеченской республики. Последняя затем вошла в состав туристического кластера, находящего в нескольких округах: Северо-Кавказском, республике Адыгея и Краснодарском крае. Все эти рекреационные зоны России способствуют тому, чтобы развивался в государстве как внутренний туризм, так и приезжали иностранные гости.

Какие ТРЗ наиболее популярны

Одной из самых уникальных рекреационных зон по праву считается национальный парк под названием «Куршская коса». Он располагается в Калининградской области и представляет собой песчаный полуостров. Эта местность по своему ландшафту, красивым пейзажам, животному и растительному многообразию абсолютно не похожа на другие рекреационные зоны. Поэтому сюда едут отдыхать толпы туристов, которые любуются не только красотой местности. Здесь интересно посмотреть и культурно-историческое наследие в виде поселения рыбаков, архитектурных памятников.

Не менее популярной является особая экономическая зона «Кавказские минеральные воды», что в Ставропольском крае. Особый акцент здесь делается на инновационных технологиях бальнеолечения, использовании инноваций в СПА-индустрии. В частности, планируется максимально продуктивно использовать минеральную воду Баталинского источника для лечения и реабилитации. А целебная грязь, которую берут из Тамбуканского хранилища, подойдет для фанготерапии. Еще одной новинкой для профилактических целей выступит фитоаэроионизация.

Привлекает путешественников и зона туристско-рекреационного типа «Горный Алтай» благодаря своей нетронутой природе. Эту территорию рассматривают как многопрофильную зону, где успешно реализуются такие виды деятельности, как познавательная, рекреационная, лечебная, спортивно-оздоровительная.

Интересы бизнеса и государства

Особенно заинтересованы работать в специальных экономических зонах представители малого и среднего бизнеса. Причиной тому является предоставление широкого спектра услуг, включая пункты различного рода развлечений, торговли, общественного питания и пр. При правильном подходе здесь прекрасно развивается туристический бизнес, спортивный, рекреационный и пр.

К тому же, для бизнесменов привлекательны налоговые льготы, которые предоставляются резидентам рекреационных зон. Так, есть возможность платить налоги по сниженной налоговой ставке. Также предоставляется право устанавливать особый коэффициент к основной норме амортизации – это касается лишь собственных средств.

По подсчетам финансистов, каждая туристско–рекреационная зона приносит серьезный доход в государственный бюджет. За счет них возрастает вклад в ВВП со стороны туризма. Если весь механизм будет полностью налажен и отработан, то планируется создать дополнительные рекреационные зоны через некоторое время.

Что запрещено на территории ТРЗ

Несмотря на то, что на территории РФ имеются различные типы рекреационных зон, на любой из них законом не позволяется:

  • Разрабатывать месторождения полезных ископаемых и добывать их. Исключение составляют лишь месторождения минеральных вод и целебных грязей.
  • Перерабатывать полезные ископаемые и лом цветных и черных металлов (разрешен лишь промышленный разлив минводы).
  • Выпускать товары и перерабатывать их, если они относятся к подакцизной продукции.

Согласно российскому законодательству, правительство державы имеет полное право дополнять вышеуказанный список запрещенных действий на территориях особых экономических зон.

Туристско-рекреационные зоны Российской Федерации

Слово «рекреация» в переводе с английского означает «отдых», «восстановление», «развлечение». А начиная с прошлого века в некоторых литературных источниках этот термин нередко употребляется буквально в следующем значении - «восстановление сил, потраченных в процессе труда» Горбунова О.Н., Гегамян М.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны РФ (на примере Тамбовской области) // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 1 (35). - С. 42..

Туристско-рекреационная особая экономическая зона (далее - ТР ОЭЗ) - это территория, имеющая границы в рамках одного или несколько регионов, сформированная: туристским предложением на основе высокой плотности объектов показа, видовыми характеристиками (природа, пейзаж, ландшафт), наличием развитой туристской инфраструктуры, социально-экономическим потенциалом, благоприятными экологическими условиями, транспортной доступностью, а также возможностью встраивания предлагаемых туристских продуктов во внешние и внутренние туристские сетевые программы, в том числе в международную логистику Степанова С.А. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско- рекреационных территорий. - Автореферат. СПб, 2010. - С. 18..

Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Механизм формирования ТР ОЭЗ был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было выбрано семь проектов по созданию туристско-рекреационных особых экономических зон. Победителями конкурсов стали Краснодарский, Алтайский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Калининградская и Иркутская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Позже в сентябре 2010 вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 752 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Краснодарского края» СЗ РФ. - 2010.- № 40. - Ст. 5079.. В 2012 году Постановлением Правительства РФ от 18.12.2012 № 1330 СЗ РФ. - 2012. - № 52. - Ст. 7503. было прекращено существование особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области.

В итоге сегодня в Российской Федерации создано семь туристско-рекреационных особых экономических зон:

1) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 888.);

2) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 68 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 889.);

3) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 69 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 890.);

4) в Ставропольском крае - «Гранд СпаЮца» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 71 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 892.);

5) в Иркутской области - «Ворота Байкала» (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 72 СЗ РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 893.);

6) в Приморском крае - «Остров Русский» (Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 СЗ РФ. - 2010.- №14. - Ст. 1666.);

7) туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея (Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 833 СЗ РФ. - 2010.- № 42. - Ст. 5401.).

Критериев отбора этих территорий существует несколько. Во-первых, в каждом из них должен быть уникальный природный объект, который сам по себе вызывает у туристов огромный интерес, например, Куршская коса или озеро Байкал. Второй критерий - экономическая эффективность, окупаемость проекта. Третий - его воздействие на развитие региона. Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий, например, транспорта, строительной отрасли, сферы обслуживания Сивакова Е.В., Мезенцева О.В. Характеристика системы существующих особых экономических зон туристско-рекреационного типа // Тенденции и перспективы развития легкой промышленности и сферы услуг // Научно-практическая конференция. под общей редакцией Д. П. Маевского. - 2013. - С. 168..

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

1) создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;

2) в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

3) земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;

4) возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на территории ТР ОЭЗ Королёва Н.В. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2012. - № 4 (111). - С. 308..

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

Снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

На региональном уровне возможно применение пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов РФ, на территории которых находятся ТР ОЭЗ;

Возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

Может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль Проблемы законодательного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 25 (468). - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru.

Для осуществления функций по управлению ОЭЗ в России создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Однако 5 октября 2009 года оно было упразднено указом Президента, а его функции переданы Министерству экономического развития России. В настоящее время в обеспечении деятельности ОЭЗ задействованы также ОАО «Особые экономические зоны» и региональные органы власти (в зависимости от расположения особой экономической зоны).

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы: снятие 30% ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды, возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, возможность устанавливать пониженную ставку налога на прибыль.

Общий объем финансирования особых зон туристского типа должен, по оценке правительства, составить за 20 лет свыше 336 млдр руб. Для каждой зоны предусмотрена специализация в развитии того или иного вида туризма - делового, оздоровительного, экологического, горнолыжного, водного, спелеотуризма, пляжного туризма на морском побережье. Реализация этого проекта имеет существенное значение не только для поддержки и развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом, неразвитой транспортной инфраструктурой, массовой безработицей, но призвана способствовать развитию российского рынка качественных и разнообразных туристских продуктов и повышению их конкурентоспособности как в рамках российского территориального пространства, так и за его пределами.

Особенностью туристско-рекреационных зон в современной российской экономике является и то, что они в основном нацелены на привлечение и активизацию внутренних источников инвестирования.

Все заявленные к реализации ТР ОЭЗ охватывают значительные по площади территории и должны создаваться на базе существующих поселений, призванных стать туристическими центрами зон. Только часть заявленных к развитию ТР ОЭЗ территорий в Российской Федерации обладает развитой транспортной и инженерной инфраструктурой. Реализация государственных планов в сфере развития туризма осложнена некорректным выбором места размещения зон и схемой их планировки. Зонирование территорий для определения границ ТР ОЭЗ - основа для формирования и закрепления в законодательных актах правовых основ их функционирования. Именно сложности с реализацией этого предваряющего инвестиционные проекты этапа стало существенным препятствием в реализации государственных проектов.

Так, туристско-рекреационная зона «Куршская коса», как уже было отмечено, была создана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 № 73. Куршская коса - самый маленький национальный парк России, узкий песчаный полуостров между Балтийским морем и Куршским заливом длиной 98 км, шириной до 4 км. Примерно посередине косы проходит Государственная граница Российской Федерации и Литовской Республики. Куршская коса внесена в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО как уникальный ландшафт, созданный природой и человеком.

Проектом предусматривалось создание на территории Зеленоградского района Калининградской области, на Куршской косе особой экономической зоны на земельном участке общей площадью до 67 кв. км, в границах которой планировалось развивать экологический, оздоровительный, водный, велотуризм, экскурсионный виды туризма.

По оценке специалистов Калининградской области, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней могли составить 4,7 млрд руб., а туристический поток в ОЭЗ возрасти до 1,0 млн человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны - 7 тыс., а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - 30 тыс. человек.

Позднее выяснилось, что часть участков была включена в зону ошибочно, так как эти территории отнесены к особо охраняемым. Кроме того, часть земельных участков туристско-рекреационной зоны обременена правами третьих лиц, что существенно осложняет их использование. За период, когда территория имела статус ОЭС, в ней не был зарегистрирован ни один резидент и не привлечены частные инвестиции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2012 № 1330 «О досрочном прекращении существования особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Зеленоградского района Калининградской области» решение о создании тур-зоны на заповедной территории было отменено.

ОЭЗ «Новая Анапа» в Краснодарском крае - это побережье Черного и Азовского морей, горные районы вблизи Апшеронска и Сочи. Выбранные участки территорий обладают значительным туристско-рекреационным потенциалом благодаря наличию и разнообразию природно-климатических условий, особенностей ландшафта и природных ресурсов. Одновременно с этим обозначенные участки характеризуются незначительным уровнем освоения.

В 2006 г. РосОЭЗ одобрил заявку Краснодарского края на создание ОЭЗ. В нее должны были войти пять территорий: «Новая Анапа» (станица Благовещенская, район Анапы), «Высокий берег» (Анапа), «Криница» (Геленджик), «Агрия» (Туапсинский район Краснодарского края) и «Малый Ахун» (Сочи). Позднее заявка «Высокого берега» была отозвана, поскольку там началось строительство жилого комплекса.

Площадь ОЭЗ «Новая Анапа» должна была составить 780 га, курорт мог бы принимать около 360 тыс. человек в год, до 2012 г. планировалось построить 9 пятизвездочных, 11 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных отеля, около 300 вилл, гольф-клуб, шесть торгово-развлекательных центров, однако государство так и не приступило к ее финансированию. В процессе зонирования территории выяснилось, что часть земельных участков будущей зоны является частной собственностью, и владельцы отказываются их продавать. ОЭЗ в районе Сочи, где территорию контролирует отдельная федеральная структура, «пересеклась» в связи с олимпийской стройкой, т.е. с резидентами профильной деятельности. За три года существования в ОЭЗ в Новой Анапе не было заключено ни одного соглашения об осуществлении предпринимательской инвестиционной деятельности. ОЭЗ Краснодарского края, созданная в 2006 г., прекратила существование. Власти Краснодарского края совместно с экспертами разработали концепцию переноса игорной зоны «Азов-Сити» и развития игорной зоны и легального туристского кластера «Золотые пески» на подведомственной территории. В новом качестве конкурентоспособность территории Краснодарского края обеспечивается наличием развитой инфраструктуры и современного аэропорта.

За период, прошедший с момента законодательного введения особых зон туристско-рекреационного типа, постоянно меняется концепция развития туризма на озере Байкал. Турзоны «Байкальская гавань» и «Ворота Байкала», расположение которых запланировано на восточном и западном берегах уникального озера, оказались в эпицентре резкой критики со стороны местного населения и научной общественности. Прежде всего, это было вызвано тем, что точечное (выборочное) освоение зоны Байкала и сооружение объектов инфраструктуры способно, по мнению специалистов, уничтожить его уникальность, поскольку туристы едут в этот регион не ради гостиничных и развлекательных комплектов высокого европейского уровня, а из-за желания насладиться уникальной природой региона. Т

Территория требует комплексного и бережного освоения на всем побережье и во всем многообразии ее проявлений как целостной системы. При дорогостоящих инвестиционных вложениях необходимо учитывать и то, что туристский сезон на Байкале длится всего 4 месяца. Из-за территориальной удаленности региона туры на озеро Байкал с учетом транспортной составляющей имеют очень высокую себестоимость. В Правительстве Российской Федерации предполагается изменить концепцию ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале в сторону расширения ее границ и увеличения количества зон с 2 до 5-6. В данном варианте на иркутском побережье Байкала может появиться три ТРОЭЗ - в районе МРС, в Большом Голустном и Листвянке.

В 2009 г. в Российской Федерации сократилось бюджетное финансирование туристско-рекреационных зон, государство оставило за собой обязательства по финансированию проектов создания трех зон, остальные должны рассчитывать на внебюджетные источники инвестирования. Лидером по освоению бюджетных средств в процессе создания особых зон туристско-рекреационного типа является зона «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае.

ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» расположена на левом берегу реки Катунь, в районе горы Красный камень, она включает альпийские луга, смешанные леса и горный ландшафт общей площадью 32,3 кв. км. Этот комплекс охватывает территорию четырех районов края, включая город-курорт федерального значения «Белокуриха» с общей численностью населения 92 тыс.

Ожидаемый объем инвестиций составит 37,8 млрд руб. Территория обладает уникальными возможностями организации маршрутов различной категории сложности и развития разнообразных видов туризма: подводный, природный, рыбная ловля и охота, экологический, культурный, водный (рафтинг, байдарки, каяки), спортивный (альпинизм), спелеотуризм, оздоровительный (климатотерапия, ландшафтотерапия), экскурсионный (пеший, конный, лыжный), горнолыжный. Часть объектов турзоны введены в эксплуатацию и принимают туристов Поройко Л.И. Туристско-рекреационные зоны: оценка социально-экономической эффективности в условиях современной экономики // Вестник Академии. - 2013. - № 4. - С. 35..

Констатируя очень медленные темпы реализации проектов развития туризма в формате ТРОЗ, принято решение предъявлять более четкие правила к формированию ОЭЗ в России. Прежде всего, на этапе отбора территорий должны быть выявлены потенциальные инвесторы, готовые участвовать в финансировании проекта в тех же объемах, которые обеспечивает государство. Кроме этого ОЭЗ должны соответствовать концепции развития страны до 2020 г. и стратегии социально-экономического развития федеральных округов.

Очевидно, что реализация «формата» туристско-рекреационных зон сопровождается в России большими трудностями. В данном случае невозможно воспользоваться опытом создания зон подобного типа, поскольку в мировой экономической практике отсутствует практика их создания в сфере туризма. Применяемый в мировой туристской предпринимательской практике опыт располагает обширными данными о туристских центрах и туристско-рекреационных кластерах.

По принятой в мировой практике функциональной структуре туристские центры классифицируются на климатические центры, предлагающие солнечные ванны, холодные пляжи (Северное, Балтийское моря) и жаркие пляжи (Средиземное, Карибское моря); бальнеологические с минеральными источниками; природные с национальными парками, нетронутой природой; спортивные для традиционных видов спорта (плавание, зимние виды, гольф) и центры спорта и приключений (сафари, рыбалка, Олимпийские игры); исторические, располагающие архитектурными памятниками (египетские пирамиды, музеи Лувр, Эрмитаж); религиозные, отражающие различные религиозные события и являющиеся символами веры (Иерусалим, Мекка, Лурд); фольклорные, основанные на национальном искусстве, праздниках, ярмарках, музыке; культурные, предлагающие посещение выставок, концертов, сезоны оперы, театра, кино, форумы, конференции, съезды; деловые и торговые, предлагающие посещение ярмарок, различных выставок, организацию деловых встреч; центры конгрессов, семинаров, симпозиумов, предлагающие проведение этих научных и политических форумов; центры развлечений: зоологические парки, казино, парки аттракционов и др.

В мировой практике разработана и применяется классификация туристских центров и территорий на основании данных о суммарных посещениях туристов и поступлении денежных средств за один день в долларах США.

К первой группе территорий (20-50 млн туристов) относится Западная и Южная Европа (размер денежных затрат от 250 до 500 долл. США одним туристом в день) и США (500-1 000 долл. США).

Ко второй группе территорий (10-20 млн туристов) отнесены Восточная Европа, Канада (250-500 долл. США).

В третьей группе территорий (5-10 млн туристов) представлены Мексика (500-1 000 долл. США), Ближний Восток (500-1 000 долл. США), Китай (100-250 долл. США). Четвертая группа территорий (1-5 млн туристов) - это Карибское море (500-1 000 долл. США), Индия (500-1 000 долл. США), Юго-Восточная Азия (250-500 долл. США).

Деятельность государства и бизнеса направлена на увеличение количества туристских центров. За последние годы новые туристские центры и территории появились в Карибском море, на архипелагах в Индийском океане, в Китае, Юго-Восточной Азии. Туристские центры - это точки экономического развития регионов, которые привлекают значительные туристские потоки, формируя развитую инфраструктуру обслуживания туристов в формате туристско-рекреационного кластера.

«Туристский центр» и «туристско-рекреационные кластер» - это основные формы, в рамках которых происходит создание и развитие конкурентоспособной модели бизнеса в туристской сфере. Создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа не получилo широкого применения в мире.

Под территориально-производственным кластером понимается сообщество сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга. Кластерный подход первоначально возник и применялся только в сфере промышленного производства. Постепенно кластерный принцип формирования и развития бизнеса стал использоваться и в других сферах деятельности, в том числе в сфере нематериального производства.

Туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) может быть определен как сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, сферы размещения, поставщиков туристических услуг, транспортных компаний, инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Общим признаком в практике реализации «туристско-рекреационных зон» и «туристско-рекреационных кластеров» является частно-государственное партнерство, однако формы взаимодействия властных структур и бизнеса существенно различаются.

В кластерных формированиях проявляется выраженный рыночный мотив заинтересованности участников, основанный на экономической выгоде от участия в кластерном сообществе, при котором быть в кластере выгоднее, чем функционировать за его пределами. Конечно, присутствие государственных инвестиций в ТР ОЭЗ способно существенно сократить необходимость вложений со стороны частных инвесторов, особенно в инфраструктурных проектах. Однако, как показывает российская практика, бизнесу свойственна собственная оценка инвестиционной привлекательности заявленных государством территорий туристского развития, что во многом и обусловило неоднозначный ход реализации проекта создания семи туристско-рекреационных зон в России.

В целом эффективность государственной поддержки создания в России особых экономических зон низка. Как показала проверка Счетной палаты Российской Федерации, часть средств ОАО «Особые экономические зоны» направляло на организацию непрофильных компаний и вкладывало в финансовые активы. Такой вывод аудиторы сделали по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг использования в 2011 г. и первом полугодии 2012 г. мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон с целью перевода российской экономики на инновационный путь развития».

Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации, показал, что по состоянию на 1 июля 2012 г. общий объем вложений из федерального и региональных бюджетов составил 115,4 млрд руб. При этом еще 33,7 млрд руб. не освоено, из них 19,1 млрд - не законтрактованы, что свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки при создании объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Эксперты подсчитали, что экономический эффект от создания ОЭЗ составляет 0,68%. Летом 2012 г. в Минэкономразвития России принято решение ежегодно оценивать эффективность функционирования каждой ОЭЗ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 491 СЗ РФ. - 2013.- № 25. - Ст. 3155. утверждены Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон, согласно которым для оценки эффективности функционирования особых экономических зон устанавливаются абсолютные и относительные количественные показатели, а также критерии оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Предполагается анализ целого перечня показателей: количество резидентов и лиц, утративших этот статус; число созданных рабочих мест (по сравнению с запланированным); объемы произведенных инвестиций, полученных доходов, уплаченных налогов и налоговых льгот; размеры бюджетного и внебюджетного финансирования создания инфраструктуры ОЭЗ. Показатели должны исследоваться как за год, так и за весь период с начала функционирования зоны. При этом объем произведенных инвестиций необходимо сравнивать с предусмотренным соглашением о ведении деятельности и размером бюджетного финансирования. С последним также сопоставляют сумму уплаченных налогов.

Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма и туристское индустрии. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны ориентированы прежде всего на предоставлении туристских услуг и услуг санаторно-курортной сферы местному населению или населению близлежащих регионов, а также создание рабочих мест для местного населения.

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа:

  • в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70;
  • в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71;
  • в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72;
  • «Байкальская гавань» в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68;
  • «Алтайская долина» в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67;
  • «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69;
  • в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73;
  • на территории острова Русский Приморского края - Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201.

Создание туристско-рекреационных зон вызовет в выделенных регионах увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики; стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; повышение занятости населения (в 2016 году планируется создать в семи ОЭЗ около 64 тыс. рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест); улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами Российской Федерации туристских и санаторно-курортных услуг; рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016 году); сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей; развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.



Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:

· могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

· на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

· в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

· земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы:

· снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

· возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент;

· может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Решение по выделению особых туристско-рекреационных зон было принято политизировано и самые активные зоны, например заявка Республики Карелии и другие были не заслужено отклонены, а четыре принятых проекта остались без реализации (Краснодарский, Ставропольский, Калининградский и Иркутский).

В 2011 году подведен итог создания туристско-рекреационных зон. Из семи зон активно функционируют две экономические зоны в Алтае. Финансирование активно освоено, созданы и построены гостиничные комплексы, мосты, автомобильные дороги. Туристско-рекреационная зона в Краснодарском крае поглощена стройкой Олимпиады 2014, а Ставропольский край не нашел необходимого количества инвесторов. Минэкономразвития РФ обнародовало свои планы о ликвидации туристической зоны в Калининградской области и Ставропольском крае. Обе зоны были созданы еще в 2007 году, к ним до сих пор нет интереса инвесторов, здесь не работает ни один резидент и ни одна управляющая компания не берется развивать территории. К этим факторам в Калининградской области добавляются проблемы с землей: фактически действующее законодательство запрещает строительство на территории косы.

В результате - принято решение видоизменить обе зоны (Ставропольскую и Краснодарскую) на Северо-Кавказский туристский кластер, который включает Адыгею, Кабардино-Балкарию, Игушетию и Чечню, а Калиниградскую просто закрыть в связи проблемами строительства в экологической зона Куршской косы. Туристско-рекреационная зона в Иркутском регионе Байкала находится также в критическом положении - пока в этой ОЭЗ не зарегистрировано ни одного резидента и не пришел ни один инвестор.

Туристские кластеры

17 ноября 2011 г. на дневном пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части развития туристского кластера).

Принятая редакция законопроекта максимально полно учитывает мнения авторитетных экологов, развивая идею рационального природопользования на биосферных полигонах. Именно это позволит гарантировать сохранность природных заповедников на Северном Кавказе и, в то же время, создать привлекательные для частных инвесторов условия, что будет способствовать эффективному развитию рекреационно-туристических зон. Новый законопроект вводит важные налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ на период до 2023 года, значительно упрощает формы землепользования и технических регламентов.

Туристский кластер - новое понятие - это совокупность туристско-рекреационных особых экономических зон, созданных по решению правительства РФ (кластер федерального уровня, следует учитывать, что есть еще региональный кластер и местный) и расположенных на одном или нескольких участках территории субъектов РФ и муниципальных образований, определяемых Правительством РФ. Региональные и местные кластеры соответственно регулируется властными государственными ил местными структурами.

Кластерный подход в туризме – это подход с позиции туристского бизнеса и рекреационного девелопмента. Это подход предпринимателя, организатора объектов сервиса, инфраструктуры. Рекреационный девелопмент, как развитие территории посредством проектирования предприятий туризма и рекреации, заинтересован в переходе от создания единичных объектов к формированию их связанной совокупности в форме кластеров.

Управляющей компанией федерального уровня туристского кластера признается юридическое лицо в форме ОАО, учрежденное на основе принципов государственно-частного партнерства, которому по решению правительства РФ могут быть переданы отдельные полномочия по управлению туристско-рекреационными ОЭЗ, входящими в туристский кластер.

Проект туристского кластера на юге России предполагает строительство в 2011–2020 гг. пяти горных курортов мирового класса: Лагонаки (Краснодарский край, Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкарская Республика), Мамисон (Республика Северная Осетия - Алания), Матлас (Республика Дагестан). Протяженность горнолыжных трасс составит почти 900 км; на них установят 179 подъемников. Будут построены гостиницы разного уровня комфортности, рассчитанные на 89 000 мест. Ежедневная пропускная способность курортов достигнет 150 500 человек, а каждый год Северокавказский туристический кластер будет принимать 5–10 млн отдыхающих.

Общая стоимость горнолыжной части проекта оценивается в 451 млрд рублей. Финансирование проекта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства. Государство инвестирует через ОАО «КСК» 60 млрд рублей в транспортную и коммунальную инфраструктуру, частный бизнес финансирует объекты курортной инфраструктуры. Правительство России рассматривает вопрос о включении в проект Северокавказского туристского кластера прибрежной территории Каспия (Дагестан), Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край) и Республики Ингушетия.

В рамках реализации проекта Северокавказского туристского кластера и во исполнение постановления Правительства РФ № 833 от 14 октября 2010 г. «О создании туристского кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» ОАО «Курорты Северного Кавказа» ведет работу по привлечению инвесторов для финансирования строительства объектов курортной инфраструктуры. Разработанный план создания Северо-Кавказского туристского кластера предполагает, что пик строительных работ придется на 2011–2017 годы, а в 2019 году он будет полностью построен. В уставный фонд ОАО «Особые экономические зоны» переведено в 2010 г. 60 млрд рублей бюджетных ассигнований.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...