Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Промышленность, торговля народов монголии. Российские организации в монголии Филиалы торговых российских компаний в монголии

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 1990-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

Хотя большее число людей проживают в городах, экономика Монголии по-прежнему сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, молибден, олово, вольфрам и золото составляют значительную часть промышленного производства страны.

В период с 1924 по 1991 гг. МНР получила крупную финансово-экономическую помощь от СССР. На пик оказания этой помощи приходится одна треть ее ВВП. В начале 1990-х годов и в следующем десятилетии экономика Монголии испытала сильный спад с последующей стагнацией. Обширные засухи летом и зимой 2001 и 2002 годов оказали серьёзное воздействие на сельское хозяйство и привели к заметному замедлению роста ВВП страны. В Монголии высокий уровень инфляции. Мировой финансовый кризис вызвал спад во многих отраслях промышленности, зависящих от экспорта и инвестиций из-за рубежа.

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. ВВП по ППС: 9,48 млрд долларов(2008). ВВП на душу населения по ППС (2008): 3200 долларов. Уровень безработицы: 2,8 % (2008).

Промышленность Монголии

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году. Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч. Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч. Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч. Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Статистические показатели Монголии
(по состоянию на 2012 год)

Добывающая промышленность. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

В настоящее время главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане). Обрабатывающая промышленность. На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство Монголии

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии. До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства. Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Внешняя торговля Монголии

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления. В 2004 году импорт составлял $1 млрд.

В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %. В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

Экспорт: (2,5 млрд долл. в 2008) - медный, молибденовый концентрат, мясо, живой скот, продукты животноводства, пух козий, шерсть, шкуры, каменный уголь. Основные покупатели в 2008 - Китай (76%), Канада (9%), Россия (3%). Импорт: (3,6 млрд долл. в 2008) - топливо, машинное оборудование, автомобили, продовольствие, промышленные потребительские товары, химикаты, стройматериалы, сахар, чай. Основные поставщики в 2008 - Россия (35%), Китай (29%), Япония (8%). Внешний долг - 1,6 млрд долл. (в 2008).

Монголия является членом Всемирной торговой организации (с 1997 года). Основными торговыми партнёрами страны являются Китай и Россия, и экономика Монголии во многом зависит от этих стран. В 2006 году 68,4 % экспорта Монголии осуществлялось в Китай, в то время как на импорт приходилось всего 29,8%. Монголия импортирует около 95 % нефтепродуктов, и значительную долю электричества из России, что делает страну крайне зависимой в экономическом плане.

Транспорт Монголии

Основными видами транспорта в Монголии являются: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Монгольская железная дорога - железная дорога на территории Монголии. Официальное наименование - Российско-Монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога». Железнодорожный транспорт занимает долю 80 % всех грузовых и 30 % всех пассажирских перевозок в Монголии. После демократической революции в 1990-х в Монголии имело место сокращение объёма грузовых и пассажирских перевозок. Но уже в 2001 году показатели пассажирских перевозок восстановились к прежнему уровню и составили 4,1 млн пассажиров в год. К 2005 году восстановился и объём грузовых перевозок.

Поезд трансмонгольской железной дороги в пустыне ГобиНа сегодняшний день Монгольская железная дорога - одна из ведущих отраслей экономики Монголии, от работы которой во многом зависит экономическое развитие всей страны. В начале 2005 года коренным образом изменена технология эксплуатационной работы Монгольской железной дороги, в результате чего улучшены качественные и количественные показатели дороги: вдвое ускорен оборот вагонов и увеличен средний вес поездов. Общая протяжённость железных дорог на 2004 год - 1810 км.

Автомобильный транспорт. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету, Но они почти сплошь грунтовые, то есть в любом направлении пол дюжины накатанных путей, часть из них ведут на яйлу, на водопой, в сомон или поселение, пока еще не откочевавшее с этих мест И как следствие, нельзя путешествовать без проводника! Скотоводы знают только направления. Куда приведет любая из этих дорог никому не интересно. Шофер грузовика, джипа UAZ, гид в микроавтобусе-внедорожнике свои дороги знают по приметам. Указателей никаких. Дорожная культура в дозачаточном периоде. Карта -чаще источник дезинформации. Горные реки снесли мосты, восстанавливать теперь некому, накатали новые дороги на равнине в пустыне, где можно форсировать реки вброд.

Асфальтовое покрытие дорог начинается от Эрденэ, что в 72 км восточнее Улан-Батора, асфальтирована дорога и в первую столицу Чингисхана Хархорин и продолжается на 300 км до аймачного центра Арвайхээра. Почвы в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне из крупного песка и мелкого гравия. Переходная форма из одного состояния дороги в другое "стиральная доска" волновая колесная модуляция грунта тяжелыми машинами.

Воздушный транспорт. По состоянию на 2006 год, в Монголии было 44 аэропорта. Из них 12 имели взлётно-посадочную полосы с искусственным покрытием. Десять из этих полос имели длину в области от 2438 до 3047 метров, а две другие - между 1524-2437 метров.

Международный аэропорт Чингисхан, расположенный в пригороде Улан-Батора - единственный международный аэропорт Монголии. Прямые рейсы осуществляются в Берлин, Москву, Пекин, Хух-Хото, Сеул, Екатеринбург, Иркутск, Улан-Удэ и Токио.

Оставшиеся 32 аэропорта имеют грунтовые ВПП. На двух из них взлётно-посадочная полоса составляет свыше 3047 метров, на трёх - между 2438-3047 метров, на двадцати четырёх - между 1524-2437 метров, ещё на двух - между 914-1523 метров, и один аэропорт, ВПП которого имеет длину менее 914 метров. В Монголии есть также один вертодром.

По информации на июнь 2007 года, авиакомпаниями, действующими в Монголии, являются: МИАТ (Монголын Иргэний Агаарын Тээвэр), Aero Mongolia, и Изинис Эйрвэйз. Они осуществляют как внутренние, так и международные рейсы. Водный транспорт. В Монголии доступно для судоходства 580 км рек и озёр, но более-менее водный транспорт развит только на озере Хубсугуле. Селенга и Орхон также судоходны (длина судоходных участков 270 и 175 км соответственно), но водный транспорт на них развит незначительно, хотя пограничный катер на реке Селенге патрулирует российско-монгольскую границу. Озера и реки замерзают зимой; навигация обычно открывается в мае и заканчивается в сентябре.

Морской флот. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому морю. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом. И за 2003 год доходы в казну составили порядка $20 000,000.

Банковская система Монголии

Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.

В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.

Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.

В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.

Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.

Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.

Источник - http://www.legendtour.ru/
http://ru.wikipedia.org/

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 90-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

По итогам III квартала 2005 г. общий товарооборот внешней торговли Монголии составляет 1,27 млрд. долларов США, что на 11.6% больше чем за аналогичный период 2004 г. Импорт возрос на 150.6 млн. долларов США.
Монголия экспортирует товары и сырье в 60 стран мира, из них 50.8% - в КНР, 13.8% –в Канаду, 10.1% - в США. 45.2% всего экспорта занимают полезные ископаемые и продукция горнорудной промышленности, 21.5% составляют швейные и трикотажные изделия, 25.6% - драгоценные и полудрагоценные металлы, 3.7 %- кожсырье и изделия из него.
Монголия импортирует более 90 % нефтепродуктов из России, а оставшуюся часть - из Китая и Казахстана.

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ МОНГОЛИИ

Экономическая деятельность Монголии традиционно основывалась на сельском хозяйстве и животноводстве. В Монголии также имеются обширные месторождения минерального сырья - добыча меди, каменного угля, молибдена, олова, вольфрама и золота составляет значительную часть промышленного производства. Советская помощь, ранее составлявшая до трети ВВП, прекратилась после распада СССР. В монгольской экономике наступил длительный спад, усугубляемый нежеланием Монгольской народно-революционной партии (МНРП) проводить кардинальные экономические реформы. Правительство Демократической коалиции встало на путь рыночной экономики, ослабило контроль над ценами, осуществило либерализации внутренней и внешней торговли и предприняло попытки перестройки банковской системы в энергетического сектора. Были предпринято крупные программы приватизации, реализованы меры стимулирования иностранных инвестиций (международные тендеры на продажу компании по торговле нефтепродуктами, крупнейшей компании по производству кашемира и банков). Ход реформ был замедлен в результате сопротивления бывшей коммунистической МНРП и политически нестабильности, порожденной частой сменой правительств Демократической коалиции (сменилось четыре правительства). За кризисом в 1996 г., вызванным рядом природных бедствий и снижением мировых цен на медь и кашемир, в 1997-99 гг. последовал экономический рост. В августе и сентябре 1999 г. экономика Монголии пострадала от временного запрета России на экспорт нефти и нефтепродуктов. В 1997 г. Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). На последней встрече Консультативной группы в Улан-Баторе в июне 1999 г. зарубежные доноры приняли решение выделять Монголии $300 млн в год.

Тем временем эксперты Renaissance Capital назвали экономику Монголии самой быстрорастущей в мире. Благодаря огромным запасам минерального сырья, разработка которых только начинается, и развитию банковской системы. ВВП Монголии в долларовом выражении удвоится к 2014 году, полагают аналитики. Они отметили, что Монголия готовится к тому, чтобы стать новым азиатским тигром, а не очередным источником сырья в Центральной Азии" об этом пишет Информационное агентство СА NEWS. (22.12.2009)

Природные ресурсы Монголии. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

Трудовые ресурсы Монголии. Трудоспособного населения в 2003 году - 1,488 млн человек. Структура занятости: сельское хозяйство/животноводство - 42 %, горно-добывающая - 4 %, производство - 6 %, торговля - 14 %, услуги - 29 %, частный сектор - 5 %, иное -3,7 %.

На ноябрь 2009 года в Монголии зарегистрировано около 40 тысяч безработных. Это на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. И рекордная цифра для последних 5-ти лет. Эти данные озвучили сотрудники Управления трудоустройства и социальных услуг Монголии. По данным Управления, на биржу труда работодателями было выставлено более 50-ти тысяч рабочих мест, из них - 57 процентов, вакансии, не требующие специализации, в основном вспомогательного рода.

Рыночные преобразования в экономике в 1990–2000–х годах

Экономическая система Монголии накануне начала рыночных реформ. Выбор «шоковой» модели реформирования. Основные направления экономических преобразований. Либерализация хозяйственной деятельности, освобождение цен. Институциональные преобразования; приватизация государственной и кооперативной собственности. Финансовая стабилизация. Роль государства в экономике современной Монголии. Первые результаты реформ, их воздействие на экономику и социальную сферу. Перспективы углубления рыночных реформ.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО МОНГОЛИИ

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии.

До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства.

Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ “Возрождение земледельческого производства” (Целина-3) и “Зеленая революция”.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МОНГОЛИИ

Общая характеристика промышленности. Специфические особенности индустриализации Монголии. Этапы развития промышленности. Кадры промышленности. Соотношение добывающей и обрабатывающей промышленности. Динамика основных показателей развития промышленности. Эффективность промышленного производства.
Отраслевая структура промышленности. Нынешнее состояние и тенденции развития основных отраслей.
Воздействие рыночных реформ на промышленность Монголии. Роль внешней помощи в развитии промышленности. Перспективы развития промышленности.

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году.

Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч.
Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч.
Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч.
Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт , Сухэ-Батор, Баганур , Чойбалсан . Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Динамика капиталовложений в экономику Монголии. Структура капиталовложений по отраслям экономики. Материальная база и кадры строительства. Роль внешней помощи в развитии капитального строительства. Основные формы помощи.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

В 1915 году монгольский император Богд VIII Жавзандамба впервые издал указ, обращённый министру Великого Хурала и членам Хурала, о развитии горно-добывающей промышленности и строительстве железной дороги.

Создание современных видов транспорта после революции 1921 г. Динамика грузооборота и пассажирооборота транспорта. Состояние и тенденции развития основных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного). Перспективы развития транспорта. «Дорога тысячелетия». Основные виды связи в современной Монголии (почтовая, телефонная, телеграфная, радио– и телевизионная связь). Развитие мобильной связи и Интернета.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МОНГОЛИИ

Основные звенья финансовой системы современной Монголии и ее роль в развитии экономки. Государственный бюджет, соотношение центрального и местных бюджетов. Структура доходов и расходов бюджета.
Валютно–денежная система. Национальная валюта – тугрик – и ее курс по отношению к другим валютам. Валютное регулирование.
Кредитная система. Формирование и развитие двухуровневой банковской системы. Роль и функции Центрального банка. Развитие сети коммерческих банков. Кредитные и депозитные операции банков. Формирование страховой системы. Проблемы и трудности в развитии кредитной системы в период рыночных реформ.

ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ

Основные формы внутренней торговли. Государственная, кооперативная и частная торговля, их соотношение. Оптовая и розничная торговля. Цены внутренней торговли, проблема инфляции. Динамика и структура внутреннего товарооборота.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Разнообразие подходов к экономическому районированию Монголии. Концепция зонального развития Монголии (2002 г.). Основные экономические зоны и их производственная специализация. Взаимосвязь отраслевой и территориальной структуры экономики.

ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Жизненный уровень и социальное обеспечение в социалистической Монголии. Резкое падение жизненного уровня в начальный период рыночных реформ. Динамика реальных доходов населения в последние годы. Социальная дифференциация населения. Проблема бедности и попытки ее решения. Проблема занятости; динамика и структура безработицы. Роль государства в решении социальных проблем.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Главный импорт. Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления.

В 2004 году импорт составлял $1 млрд.
В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %.

В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Главный экспорт. Главный монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

В 2004 году экспорт составил $853 млн.
В 2005 году экспорт направлялся в: Китай - 48,1 %, США - 14,2 %, Канада - 11,6 %, Великобритания- 8,3 %, Южная Корея - 6,2 %.

Экспорт минерального сырья, составляющего основную экспортную статью, по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возрос на 245.9 млн. долларов США, драгоценных и полудрагоценных камней, металлов и украшений - на 175.4 млн.долларов, продукции химических предприятий - на 22.1 млн.долларов США, сырья, переработанных кожи, пушнины и изделий из них - на 1.9 млн.долларов. Однако экспортные поставки трикотажной продукции уменьшились на 7.8 млн. долларов, металлургической продукции - на 3.4 млн.долларов.

Фактический объем экспорта медного концентрата по сравнению с 2007 годом снизился на 0.6 процента или на 8.2 тыс. тонн, а в ценах возрос на 27.1 %.

Основные формы внешнеэкономических связей современной Монголии. Динамика, структура и география внешней торговли. Экспорт и импорт отдельных товаров. Организация внешней торговли.

Кредитная и безвозмездная помощь внешнего мира Монголии. Распределение внешней помощи по отраслям экономики. Организация стран–доноров Монголии и ее деятельность. Роль внешней помощи в развитии экономики и социальной сферы.

Сотрудничество Монголии с основными внешнеэкономическими партнерами. Важнейшие направления монголо–российского экономического сотрудничества и его роль в развитии монгольской экономики. Участие Монголии в международных экономических организациях (МВФ, Всемирный банк, АзБР и др.).

  • Улаанбаатар, Монголия, /МОНЦАМЭ/ За 11 месяцев с начала 2010 года Монголия осуществила внешнеторговые операции со 130 странами мира. Общий товарооборот составил 5 421.8 млн. ам. долларов, из этого объем экспорта составляет 2 550.6 млн. долларов, импорта - 2 871.1 млн. долларов.
    По сравнению с тем же периодом прошлого года объем внешнеторгового оборота вырос на 1 831.4 млн. долларов, или на 51.0%, из этого объем экспорта увеличился на 872.3 млн. долларов, или на 52.0%, а объем импорта - на 959.0 млн. долларов, то есть на 50.2%.
    Отрицательное сальдо баланса внешней торговли за январь-ноябрь 2010 достигло 320.5 млн. долларов, что против аналогичного периода прошлого года есть увеличение на 86.8 млн.долларов, или на 37.1%.
    94.8 процента всех видов экспортной продукции составляют минресурсы, трикотаж и трикотажные изделия, драгоценные и полудрагоценные металлы и ювелирные изделия.
    Г.Батцэцэг
ВВП

По паритету покупательной способности $5,781 млрд в 2006 году. Прирост ВВП 7,5 %.

Сельское хозяйство - 20,6 %.
Промышленность - 21,4 %.
Услуги - 58 %.
Инфляция - 9,5 % (2005).

БЮДЖЕТ 2010 ГОДА

Бюджет Монголии на 2010-й год принят. Доходы бюджета составят 2 триллиона 426,8 миллиарда тугриков. Расходы - 2 триллиона 785,4 миллиарда тугриков. Дефицит главного финансового документа страны - более 385-ти миллиардов тугриков. Убытков не удалось избежать, несмотря на сокращение социальных затрат. (27.11.2009)

В прошлом 2009 году валовой национальный продукт Монголии сократился на 1,6%

Как передало МОНЦАМЭ, по предварительным данным 2009 года, валовой национальный продукт страны составил 6055.8 млрд. тугриков (47-50 тугриков = 1 рублю) в годовом исчислении или 3564.3 млрд. тугриков в ценах 2005 года. По сравнению с прошлым годом данный показатель сократился в сопоставимых ценах на 1,6%.

Официальный индекс потребительских товаров и услуг в конце 2009 увеличился по сравнению с концом 2008 годом - на 4,2%.

В 2009 году в ходе 255 торговых сессий на фондовой бирже Монголии оборот торговли ценными бумагами составил 23,2 млрд. тугриков. По сравнению с предыдущим 2008 годом объём торговли уменьшился на 62,8% или на 39.2 млрд. тугриков, отмечается в сообщении.

В годы широкого сотрудничества двух стран российские геологи, совместно с монгольскими коллегами, искали руду и воды, нефть и уголь, то есть все то, что позднее нашло свое отражение на карте "Природные ресурсы Монголии. Полезные ископаемые".

Исследования нефтеносных районов Монголии в 1922-1923 годах вели американские геологи H. Беркли и С. Моррис в Гоби. Другой американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии. Планомерная геологоразведка нефтяных месторождений в Монголии началась с 1934 года. Были разведаны два месторождения нефти на юге и на юге-востоке с запасом около 6.2 млн. тонн.

Американский геолог Д. Теннер в 1931 году предположил существование нефти в Монголии

До 1941 года в юго-восточной Монголии были проведены геологические съемки, в результате которых была дана достаточно полная стратиграфическая схема меловых и третичных отложений, с которыми связаны нефтяные месторождения, с участием монгольского геолога Ж. Дугэрсурена и советского геолога Ю. Желубовского. Важным результатом этих работ было открытие поверхностных признаков нефтеносности в районе Дзунбаяна, что привело впоследствии к открытию Дзунбаянского нефтяного месторождения в Восточной Гоби у г. Дзунбаян, которое было доразведано, оконтурено, как выражаются геологи, и сдано в эксплуатацию к 1948 году. Также были установлены структуры, благоприятные для скоплений нефти и газа. За двадцать лет эксплуатации на Дзунбаянском месторождении пробурено свыше 260 скважин глубиной до 3 км. каждая. Между 1947 и 1963 годами советскими геологами были обнаружены два небольших нефтяных месторождения, и 80, предположительно, нефтеносных структур в южной, юго-восточной и восточной частях страны.

После окончания Второй мировой войны в 1947 году был создан трест "Монголнефть" и в 1950 году в г. Дзунбаян был построен нефтеперерабатывающий завод мощностью около 0.4 млн баррелей в год, что эквивалентно тысячам тонн. В период с 1950 по 1969 годы более 4 млн баррелей (около 0.6 млн тонн) нефти было добыто на месторождении Дзунбаян, и в общей сложности 7 млн баррелей нефти (538.7 тысяч тонн сырой нефти, в том числе легкой нефти, импортируемой из России для смешивания с местной нефтью) были переработаны на НПЗ, что обеспечивало 20 процентов потребления страны в тот исторический период.

В 1969 году работу завода приостановили по нескольким причинам: уменьшение давления в скважинах Дзунбаянского месторождения и следующие из этого проблемы бесперебойного снабжения сырьем, пожар на НПЗ, и открытие нефтяных месторождений в советской Западной Сибири. Как следствие этого компания "Монголнефть" была реорганизована.

Сегодня восстановлены до 100 скважин Дзунбаянского месторождения, нефть дают 5 скважин с дебитом от 30-100 баррелей в сутки. Добытая нефть (объемом 550 тыс. баррелей в месяц) транспортируется в Китай на переработку.

Добытая на Дзунбаянском месторождении монгольская нефть - 550 тыс. баррелей в месяц - перерабатывается в Китае

Запас Дзунбаянского месторождения оценивается в 22 млн тонн, здесь выделяется три нефтяных района или пачки песчаников, из которых первая пачка приручена к битуминозной подсвите, а вторая и третья - к Цаганцабской свите. Вторая пачка содержит 4 нефтеносных горизонта, а третья пачка - 12 нефтеносных горизонтов. Наиболее продуктивными являются 13-й горизонт мощностью 7-8 м, 11-ый горизонт - 9-10 м и 7-8 горизонт -10-12 метров. Глубина эксплуатационных горизонтов третьей пачки составляет в среднем 700-800 м. Запасы нефти Дзунбаянского месторождения категории А + В составляют 2158.3 тыс. тонн.

Нефтепроявления в Восточно-Гобийской депрессии были установлены также при бурении на Ухинском, Хамарин-хуральском, Цаганэлском поднятиях. Все эти нефтепроявления до сих пор детально не разведаны и окончательно не оконтурены.

Поисково-разведочные работы были организованы и в других районах Восточной Монголии: Нялгинской, Чойбалсанской, Тамсагбулагской. В первых двух, помимо битумопроявлений, выявленных в процессе геологического картирования, отмечены проявления жидкой нефти, но промышленные притоки в скважинах получены не были. Тамсагская впадина расположена на крайнем востоке страны и занимает в пределах страны около 30 тысяч км. Однако геолого-геофизические исследования проводились недостаточно. В отношении нефтеносности она представляет большой интерес. В погруженной части палеозоя, например, северо-восточной пос. Тамсагбулак, мощность мезозойских отложений превышает 3000 м. Однако здесь пройдена только одна скважина на глубину 2500 м.

Последние разведочные работы на месторождении нефти Тамсаг-Булак в сомоне Матад аймака Дорнод потвердили установленные ранее запасы нефти в 19 млн баррелей и показали, что предположительные запасы здесь с учетом риска могут составить 58 млн баррелей.

Предположительные запасы нефти в аймаке Дорнод составляют 58 млн баррелей

В марте 2010 года руководитель службы снабжения управления по делам нефти и полезных ископаемых Монголии Амарсайхан Дамдины сообщил, что Совет по минеральным ресурсам официально зарегистрировал совокупные достоверные запасы нефти в Монголии, оценив их в 1.6 миллиарда тонн. В бассейне Тамсаг, в частности, обнаружены запасы сырой нефти в 119.2 миллиона тонн. Таким образом, по объему запасов нефти Монголия заняла 33-е место среди более чем ста нефтедобывающих стран мира. Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить потребности страны в топливе на 40-50 лет.

Выявленные к настоящему моменту запасы сырой нефти могут обеспечить собственные потребности Монголии в топливе на 40-50 лет

По подсчётам экспертов, в месторождении Тамсаг запасы нефти, которые могут быть извлечены из недр с наименьшими затратами, составляют 13 миллионов тонн, что равняется потребностям страны на период до 10 лет. В настоящее время, нефтеразведочные работы на территории страны ведут 11 компаний. Большинство этих компаний являются китайскими, российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии.

Российские компании пока еще не проявляли интереса к разработке нефтяных месторождений Монголии

С 2005 года китайцы в монгольском приграничном аймаке Дорнод (Восточный) пробурили 300 скважин, 70 из которых дали приток нефти.

В 2006 году компания "Петро Матад лимитед" с целью разведки нефти в Матад заключила с правительством Монголии договор о разделе продукции. В мае этого года она была зарегистрирована на Лондонской фондовой бирже. Хозяином мажоритарной доли этой компании является монгольская компания "Петровис". Последняя провела исследование месторождения нефти в местности Давсан толгой в августе и сентябре 2012 года. Проведённая до этого разведка установила, что запасы нефти в этой местности предположительно составляют 19 млн баррелей. Запас Тамсагского месторождения оценивается в 37 млн тонн. Добычу ведет китайская компания «Петрочайна Дацин Тамсаг», добываемая нефть идет в Китай, где перерабатывается, и продукты переработки поставляются обратно в Монголию по соглашению о разделе продукции.

В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд тонн. Монгольская нефть расположена на глубинах в 700-1000 и 2200-3000 м.

В 2010 году монгольская компании Mongolsekiyu Co., Ltd. и японская корпорация Тоёо инжениринг подписали соглашение по строительству нефтеперерабатывающего завода на территории Дарханского аймака, с мощностями по переработке до 44 тыс баррелей нефти в сутки, то есть до двух млн тонн в год. Проект является крупнейшим мероприятием в рамках "10-летней Основной программы монголо-японского сотрудничества". Построение этого завода позволит Монголии полностью обеспечивать себя нефтепродуктами, при этом в бюджет страны ежегодно будут перечисляться около 200 млн.долларов. После ввода в строй завода сырье будет сначала поставляться из-за рубежа, а в дальнейшем планируется перейти на отечественную нефть. Японская сторона выделит все необходимые для строительства средства - US 600 млн. Открытие предприятия создаст 600 новых рабочих мест. В проекте принимает участие японская компания Марубени. По утверждению г-на Намжим, директора компании Mongolsekiyu, потребление топлива в год составляет около 850000 тонн. С развитием добычи и развития инфраструктуры составит более 1.5 млн тонн к 2015 году и продолжит расти. Строящийся НПЗ должен, таким образом, производить два миллиона тонн в год.

Работы по разведке и добыче нефти в Монголии осуществляли также австралийская, канадская и французские компании. Открыто представительство российской компании «Татнефть» в Улан-Баторе. Нефтепроявления, связанные с мезозойскими отложениями известны не только в Монголии, но и в граничащих с нами районах России, Китая. Ближайшие нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине. На территории Китая месторождения нефти известны ближе к Монголии: в Джунгарской, Ордосской, Сунляоской впадинах. Нефтепроявления с давних времен известны также в Далайнорской впадине, являющейся северным продолжением Тамсагбулакской депрессии. Совокупность рассмотренных нефтепроявлений и месторождений, разбросанных на огромной площади от оз. Байкала до центральной части Китая, свидетельствует о региональном развитии здесь мезокайнозовых процессов нефтегазонакопления.

Ближайшие к монгольским нефтепроявления на территории России находятся в районе Гусиного озера и в Боргойской котловине

В течение 1990-1993 годов компания "Бритиш Петролиум" разведала осадочные бассейны и с американской компанией "Эксплорейшн Ассошиейтс Интернейшнл" выполнила обработку информаций предыдущих исследований, а также с компанией "Сибнефтегеофизика" сделали сейсмическое исследование Монголии.

С января 2001 года на 7 из 22 блоков иностранные нефтяные компании заключили контракты "Соглашения о разделе продукции" производственно разделяющие контракты на проведениеразведки, разработку нефтяных месторождений и добычу. Компания "Соко" работает на областях контракта Тосон Уул - XIX, и Матад-ХХ, Тамсаг-XXI, и Буйр-ХХП, в то время как австралийская "Рок-ойл" является подрядчиком для областей контракта Цагаан Элс-ХШ и Зуун-баян-XIV.

С 1993 по 2004 подрядчики пробурили в Монголии 47 скважин, с полными расходами, превышающими US214 млн. С 1998 по 2000 год компаниями-подрядчиками экспортировано в Китай около 33 тыс. тонн сырой нефти, накопленной в течение испытательного производства. Начиная с июля 2000 года, китайская компания "Дезерт Ойл" начала действия исследования на блоке Хар-Ус II, однако из-за финансовых трудностей она отложила разведку. Кроме того, несколько компаний из России и Китая интересовались исследованием нефти в некоторых блоках контракта. В настоящее время в Монголии работает американская компания "Соко", китайская "Доншенг" и канадские компании "Сторм Кат энерджи" и "Айвэнхоу Майнз".

Нефтеразведочные работы на территории Монголии ведут 11 компаний, в том числе американская компания Mongolian Soco International PLC, китайская Dongsheng и канадские компании Storm Cat Energy и Ivanhoe Mines .

Разведка с последующей стадией добычи нефти стала весьма интенсивно развивающейся отраслью в экономике страны, привлекающей пристальное внимание иностранных инвесторов. Ресурсная база Монголии на сегодняшний день: запасы нефти на 01.01.2004 по категориям А+В+С1+С2 составляют более 20 млн тонн нефти, что позволяет поддерживать уровень добычи нефти для внутреннего спроса на нефтепродукты.

Исследование и разработка австралийской компаней "Рок-ойл" физических свойств нефти из месторождений Зуунбаян-XIV и Цагаан элс-ХШ показало, что отсутствие соответствующей инфраструктуры и производственных мощностей не позволяет переработать нефть. В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки (МТУ) по переработке нефти, производственный потенциал комплексов может составить до 50-100 тыс. т /год.

МТУ отличаются неглубокой переработкой сырья и поэтому не должны рассматриваться как альтернатива НПЗ и НХК. Максимальная потребность в МТУ в Восточном аймаке оценивается в 1-2 шт, что составит не более 50-100 тыс. т/год суммарной мощности. Поэтому их применение может существенно улучшить обеспечение региона топливом. С позиций долгосрочного развития целесообразна ориентация на преимущественное использование средств частных компаний в сочетании с мерами господдержки при разведке и добыче нефти в месторождениях восточного аймака.

В настоящее время на территории Монголии работают 2 малотоннажные установки по неглубокой переработке нефти

Анализ ситуации в Монголии свидетельствует о том, что внутреннее потребление моторных топлив, снизившееся с 440 тыс. тонн в 1990 году до 359 тыс. тонн в 1994 году, даже к 2010 году может не возрасти до масштабов 1990 г. Это значит, что в восточном аймаке необходима нефтеперерабатывающая промышленность, которая ориентировалась бы на внутренний рынок, мощностью 200-300 тыс тонн. Недостаточность этих нефтеперерабатывающих мощностей в Монголии может обнаружиться только в следующих ситуациях:

  • существенного увеличения потребности нефтепродуктов, что может случиться в основном за счет "экономического чуда";
  • непредвиденно быстрого развития регионального автопарка и/или кардинального улучшения региональной сети автодорог;
  • непредвиденно быстрой активизации региональных авиаперевозок.

Некоторые соображения "за" и "против" строительства малых НПЗ можно проследить на примере анализа наличия объективных предпосылок для строительства такого МТУ в городе Эрдэнэт. Годовая потребность города в автобензине составляет около 40 тыс. т, дизтопливе - 100 тыс тонн, топливном мазуте - 5 тыс тонн, итого - около 145 млн тонн нефтепродуктов в год. Построенный МТУ в городе обеспечивает 30-50 процентов спроса, остальное производится путем их завоза из Российской Федерации в основном из ближайшего НПЗ, находящегося в российских городах Ангарске и Омске.

70 процентов всех нефтепродуктов в г. Эрдэнэт завозится из Ангарска и Омска. Годовая потребность города в нефти и ее продуктах составляет около 145 млн тонн

При грамотном проектировании и учете местных условий малотоннажные установки могут обладать достаточной универсальностью. "Эрденетский проект", например, может включать автономную энергоустановку, производство дизельных и котельных топлив, битумов, высокооктанового бензина, сжиженных газов. Это позволяет обеспечивать близлежащие районы электроэнергией, бытовым газом, печным топливом, а также основной продукцией МТУ - моторным топливом.

Сравнительно крупные МТУ, мощностью 200 - 500 тыс. тонн в год, способны решать проблемы переработки сырья целой группы месторождений. Так, например, переработка нефти в Восточном аймаке вблизи месторождения Тамсаг с потенциальной добычей 10-50 тыс. т/год может осуществляться на МТУ. Она может быть и специально ориентированной, например, на решение вопроса устойчивого снабжения восточных аймаков Монголии.

При реализации гипотезы о низких уровнях энергопотребления в стране, откладывании строительства транспортной магистрали Чойбалсан -Улан-Батор, внедрении новых технологий и проведении государством политики сдерживания цен, отказе от дотирования железнодорожных перевозок и ускоренном прекращении поддержки нефтяной промышленности отрасль попадает в наиболее сложное положение: возможные объемы добычи нефти в Монголии к 2010 г. оцениваются на уровне 1-2 тыс. т. при реализации этого сценария иностранные компании вынуждены сокращать разработку и/или добычу на всех блоках исследования, открытые блоки останутся без каких либо геолого-разведывательных работ, и исключается какая-либо возможность экспорта нефти из Монголии. Развитие нефтяной промышленности по этому минимальному сценарию нежелательно по соображениям энергетической безопасности страны.

В настоящее время специалисты РАО "Роснефтегазстрой" вновь вернулись в Монголию, вооруженные идеей (пока - идеей) взаимовыгодного освоения ранее разведанных там ресурсов. Они привезли совершенно новую электронную карту полезных ископаемых и выступили в Улан-Баторе со своей оценкой ресурсного потенциала страны перед членами правительства, хурала и представителями частного капитала. Однако российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют исключительно на свой страх и риск.

Российские компании, в отличие от китайских или южнокорейских, не связаны в единую команду, почти не поддерживаются государством и действуют на монгольском рынке исключительно на свой страх и риск

В процессе деловых контактов правительственные структуры Монголии предложили РАО "Роснефтегазстрой" стать генеральным подрядчиком крупнейшего за всю историю Монголии проекта строительства трансмонгольской автомагистрали, которая не должна будет уступать, а в чем-то должна и превосходить лучшие автомагистрали США и Европы. Проект предполагал, что новая дорога сыграет роль станового хребта, с которым будет увязана транспортная сеть страны, главная магистраль соединит проверенным веками торговым путем Россию, Монголию, Китай и Казахстан. Будет ликвидирован анклавный тип хозяйствования, не позволяющий стране встать в один ряд с экономическими лидерами паназиатского рынка.

Речь идет не просто о дороге. Монголии необходима современная транспортная сеть, состоящая из дорог разного класса, включающая магистральные трубопроводы, обеспечивающие страну энергоресурсами, транспортирующие углеводороды за ее пределы, при этом интересы российских компаний не будут ущемлены. В этой связи небольшое отступление. Сегодня существуют два варианта транспортировки углеводородов в Китай: минуя Монголию из Ангарска в Дацин, протяженностью в 2488 км, и через Монголию: Ангарск-Улан-Батор-Пекин в 2437 км. Имеется трехстороннее соглашение, подписанное Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК), "Транснефтью" и бывшим "ЮКОСом" по транспортировке до 2010 года в Китай по 20 млн тонн нефти в год, а после - по 30 млн тонн.

Пекин жестко противодействует монгольскому варианту трассы, хотя тот имеет существенные преимущества перед альтернативным вариантом. Не останавливаясь на всех минусах и плюсах этих вариантов, можно сказать с уверенностью, что они оба несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала. Рядом с ней меркнут все преимущества этих проектов.

Оба варианта транспортировки нефти в Китай через Монголию или в обход Монголии несут реальную экологическую угрозу - угрозу загрязнения Байкала

Однако есть сообщение о том, что в России разработан оптимальный, экологически безупречный вариант трассы нефтегазопровода Россия-Китай через Западную Монголию, учитывающий энергоресурсы Западной и Восточной Сибири и Казахстана. Этот вариант не только экологически безопасен, но и идет к тому же через природные ловушки-накопители углеводородов и обеспечивает энергосырьем остро нуждающиеся в нем слабозаселенные районы Китая. Широко распространенное мнение, что территория Китая густо заселена, глубоко ошибочно, и чтобы это понять, достаточно взглянуть на административную карту страны. Транспортная сеть должна быть обеспечена нефтезаправочными станциями, для чего планируется строительство нефтеперерабатывающего завода под Улан-Батором. На востоке Монголии американцы уже качают нефть. Совсем недавно открыто нефтяное месторождение и в южной части "нефтяного пояса" с извлекаемыми запасами в 2 млн. тонн. Рядом наметились еще четыре аналогичных месторождения.

На сегодня потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год. Это нормально для сельскохозяйственной страны, но крайне мало для перехода в ряды промышленно развитых стран. Нефть импортируется из России (Ангарск, Ачинск, Омск), хотя своя нефть у Монголии имеется. Как выше сказано разведаны Дзунбаянский (Южная Монголия) и Тамсагский (Восточная Монголия) нефтяные блоки, где, по сведениям англичан и американцев, запасы нефти около 22 и 37 млн. В целом по Монголии такие запасы оцениваются американской компанией Exploration Associates international - Texas в 4-5 млрд. тонн. Не исключено, что эти цифры завышены, но надо признать, что и другие компании называют близкие цифры.

Потребность Монголии в углеводородах, в нефтяном эквиваленте, около 560-580 тысяч тонн в год

Все вышесказанное свидетельствует о том, что Монголия имеет немалые ресурсы энергетического сырья и вполне может удовлетворять не только свои внутренние потребности в нем, но и войти в число импортеров энергетиков. Возвращение России в Монголию, взаимовыручка и дружба двух стран выгодны и России, и Монголии. Обе стороны хотят этого. Однако хотеть недостаточно, надо действовать. И в этом главная скрепляющая, цементирующая роль должна принадлежать правительствам двух стран. Для Монголии, как показывает весь опыт ее истории, иного пути нет.

Визитная карточка.

Официальное название: Монголия

Площадь:1 565 тыс. кв. км

Население(1999): 2617 379 человек

Столица: Улан-Батор

Этнический состав: монголы(90%),казахи(4%),китайцы(2%),русские(2%),прочие(2%)

Основные языки: монгольский (официальный), русский, китайский

Государственное устройство: республика

Глава государства: президент

Денежная единица: тугрик

Вступление.

При слове «Монголия» воображение рисует нескончаемые пески, караваны верблюдов, стада овец, бе6лые юрты и многочисленные походы Чингисхана.

Но это лишь малая часть облика древнейшей и самобытной страны. По площади она занимает семнадцатое место в мире, но живет на этих просторах всего около 2,5 миллионов человек. Поэтому по плотности населения Монголия занимает одно из последних мест в мире.

Монгольскую республику часто называют Высокой Азией. Это действительно страна гор и высоких равнин - ее средняя высота над уровнем моря составляет 1580 м. Здесь проходит самая южная в Северном полушарии граница распространения вечной мерзлоты и самая северная граница пустынь. Выхода к морю у Монголии нет.

Климат страны резко континентальный, умеренный, сухой. Среди растительности преобладают сухостепные и полупустынные виды. Лесов совсем мало (не более 8% территории) и растут они на горных склонах в северной части страны.

Столица.

Столица Монголии - Улан-Батор - крупный город с развитой промышленностью и инфрастуктурой. В столице проживает одна четверть населения страны.

Улан-Батор - осуществляет городской хурал народных депутатов от 600 избирателей.

Улан-Батор - основной транспортный узел страны; главная железнодорожная магистраль- Москва - Улан-Батор - Пекин; В пригороде - аэропорт международного значения. С другими городами МНР столицу связывают автомобильные дороги.

В городе - множество театров, музеев, библиотек, галерей, университетов, академических институтов и колледжей.

Природные условия и ресурсы.

Монголия богата запасами полезных ископаемых, таких, как каменный и бурый уголь, уран, железная руда, нефть, медь, олово, молибден, плавиковый шпат, вольфрам, фосфориты, золото, серебро, драгоценные камни и др.

Природные условия предопределены особенностями хозяйственно-культурного развития страны. Это единственное в современном мире государство, в котором основная отрасль - кочевое животноводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов; в высокогорных и таежных районах - яков и оленей. По количеству скота на душу населения Монголия прочно занимает одно из первых мест в мире.

В стране развиты такие отрасли промышленности, как электроэнергетическая, топливная, горнорудная, строительных материалов, металлообрабатывающая, легкая и пищевкусовая. В настоящее время несколько больше половины общей стоимости промышленной продукции приходится на легкую и пищевкусовую отрасли, одна четверть - на деревообрабатывающую и электроэнергетическую.

Но структура промышленности Монголии постепенно изменяется: доля легкой и пищевкусовой сокращается, доля же большинства других отраслей возрастает. Этот процесс закономерен. Страна индустриализуется, развертывается строительство крупных предприятий, увеличивается производство электроэнергии. Вследствие этого возрастает потребность в строительном материале, древесине, рудном сырье; появляется необходимость налаживать ремонтное дело, производить оборудование и детали к машинам, строить электростанции, увеличивать добычу угля.

Добывающая промышленность и энергетика.

Главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане).

Обрабатывающая промышленность.

На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

Транспорт.

Протяженность железных дорог - 1815 км, с твердым покрытием - 1413 км. Авиакомпании Монголии осуществляют регулярные рейсы внутри страны и по международным линиям в города Европы и Азии.

Внешние экономические связи.

В экспорте страны ведущее место занимает сырье животного и растительного происхождения и сырье для производства продовольственных товаров. Монголия стала важным поставщиком в другие страны мяса, шерсти, кож и др. В ближайшей перспективе существенно увеличится в экспорте доля минерального сырья, особенно концентрата цветных металлов и готовой промышленной продукции - мясных консервов, кожаных и овчинно-шубных изделий, шерстяных тканей, ковров.

В импорте первое место принадлежит технике (машины, оборудование), минеральному сырью, металлам, топливу, продуктам химии, и второе - продовольственным и промышленным товарам народного потребления.

Внешние экономические связи не ограничиваются торговлей. Большое значение имеет экономическая и техническая помощь европейских стран в строительстве экономических объектов.

Список литературы

«Страны и народы» г. Москва1999г. изд. «Русское слово»

Особенности монгольской экономики

Монголия является аграрным и индустриальным государством, которое на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 мировыми государствами.

Замечание 1

До девяностых годов 20 века в Монголии 90% торговли занимала торговля с Советским Союзом, на сегодняшний день более 40% представляет собой торговля с Российской Федерацией и Китаем, остальную часть торговля с высокоразвитыми странами: Япония, Швейцария, Южная Корея и США.

Большее число людей – городские жители, тем не менее, экономика Монголии на сегодняшний день сосредоточена в таких отраслях, как добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Значительную часть промышленного производства страны составляют минеральные ресурсы, включая медь, олово, молибден, уголь, вольфрам и золото.

По причине сурово континентального климата страна обладает сельским хозяйством, которое уязвимо по причине стихийных бедствий в периоды сильного холода и засухи. Страна включает малые пахотные земли, около 80 % территории используется в качестве пастбищ. Большая часть сельского населения занимается выпуском домашнего скота, который состоит из овец, крупного рогатого скота, коз, верблюдов и лошадей. Монголия имеет большее, чем другая страна в мире, количество скота на душу населения.

Специфика промышленности Монголии

Монгольская промышленность довольно обширна, в этой стране есть возможности для развития большого числа производственных отраслей, продукция которых идет на экспорт в другие государства, а также пользуется огромнымвнутренним спросом.

Замечание 2

Первоначально в стране было развито сельское хозяйство, выпуск продуктов питания, изделий из ткани и кожи. После Второй Мировой войны государство получает значительную финансовую помощь от СССР и Китая, что способствует значительному расширению промышленности.

В условиях современности в Монголии присутствуют предприятия:

  • сталелитейной,
  • чугунолитейной,
  • угледобывающей отрасли.

Размещение промышленных предприятий концентрируется в более чем 20 городах, при этом основная часть выпускаемой продукции потребляется внутри в государстве. На сегодняшний день в Монголии предлагается больше 1000 наименований продукции сельского хозяйства: изделия из меха, кожи, шерсти, а также на продажу идут сами меха и кожа. Эти изделия экспортируются, а также используются населением страны. В значительной мере Монголия работает сама на себя, при этом имеет всё необходимое.

Добывающая промышленность Монголии

В Монголии широко развита добывающая промышленность. Но, несмотря на изобильные месторождения полезных ископаемых, они характеризуются ограниченностью их разработки. Монголия обладает четырьмя месторождениями бурого угля, сосредоточенными в Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур. Южная часть страны в регионе горного массива Табан-Толгой характеризуется наличием каменного угля, геологические запасы угля в этом месте могут быть исчислены миллиардами тонн.

С давних пор известны и разрабатываются месторождения вольфрама и плавикового шпата средние по запасам. В горе Сокровищ найдено медно-молибденовое месторождение. Данное месторождение приводит к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого выстраивается город Эрдэнэт.

В Монголии в 1951 году была обнаружена нефть, после этого в городе Сайн-Шанда (город к юго-востоку от Улан-Батор), который находится недалеко от границы с китайской республикой, отстраивается нефтеперерабатывающий завод. Завод просуществовал 20 лет, в 1970 году добыча нефти прекращается. Также около озера Хубсугул обнаружены большие залежи фосфоритов, при этом происходит начало их добычи. Но вскоре по причинам нарушения экологии все работы сводятся к нулю.

До начала осуществления реформ в стране с помощью Советского Союза небезуспешно проводились поиски цеолита, минерала алюмосиликатной группы, которые используются в животноводстве и земледелии, как адсорбенты и биостимуляторы.

На сегодняшний день основной отраслью добывающей промышленности Монголии является угольная отрасль, с преимуществом добычи бурого угля. Основная часть добычи угля сосредотачивается в угольном разрезе ШарынГол, годовая добыча которого составляет более 1 миллиона тонн. Оно находится близ города Дархан, а в шахте Налайа (мощность составляет более 600 млн тонн). Более мелкие разрезы присутствуют в районе Ундер-Хана и других районах.

Выпуск электрической энергии производится на тепловых электростанциях, самая крупная из которых размещена в Дархане.

Обрабатывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность Монголии включает отрасли легкой и пищевой промышленности. На долю этих отраслей приходится более 1/2 от валовой промышленной продукции государства и свыше 1/2 от занятых рабочих в государстве.

Более крупные предприятия представлены промышленным комбинатом с восемью фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи.

Промышленность строительных материалов включает домостроительный комбинат в Улан-Баторе, а также кирпичный и цементный завод в Дархане.

В первую очередь в основу местной промышленности была положена переработка животноводческого сырья, а также главными видами выпускаемой продукции были ткани, кожаные изделия, пищевая продукция и войлок.

Большое количество новых промышленных компаний появляется в Монголии после завершения Второй мировой войны. Период роста был характерен для пятидесятых, шестидесятых годов, в то время государство получает большую финансовую помощь от Китая и СССР.

С восьмидесятых годов местная промышленность обеспечивает около трети валового национального продукта всей страны. После завершения Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возрастает доля тяжелой промышленности. В стране насчитывается более 2 десятков городов с предприятиями общегосударственного значения. Кроме Улан-Батора и Дархана самыми крупными городами является Эрденет, Сухэ-батор, Баганур Чойбалсан.

Монголия выпускает большое количество наименований промышленной и сельскохозяйственной продукции, большая доля которых идет на потребление в стране. К экспорту предназначены меха, кожаные и меховые изделия, кожа и шерсть, скот и продукция животного происхождения, а также молибденовая руда, фосфориты и флюориты.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...