Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Чешский бухучет. Малый и средний бизнес в чехии для иностранных предпринимателей На страже Конституции

Каждая организация, которая имеет юридический адрес в Чехии, должна вести свой бухгалтерский учет согласно законодательству данной страны. При регистрации или предприятия на территории чешского государства, бухгалтерия Чехия становится его важной составляющей, независимо от специфики работы или денежных средств.

Особенности чешского бухучета

Нормативные правовые акты, которые регулируют вопросы бухгалтерского учета в Чехии, соответствуют законодательству ЕС. Согласно законодательству, есть два способа отчислений – налоговые и бухгалтерские.

Отчетность по бухгалтерии включает в себя бухгалтерский баланс, отчеты об изменении капитала, о движении денежных средств, а также о прибыли и убытках. При этом малым предприятиям достаточно представить только баланс и отчёт о прибылях и убытках.

Доверьте вашу бухгалтерию профессионалу

Далеко не каждый предприниматель может разобраться с системой налогообложения и, тем более, понять тонкости бухгалтерского учета, особенно без идеального знания языка и местного законодательства. Потому столько важное и ответственное дело лучше всего доверить профессионалам, и хорошо, если им будет местный бухгалтер. Согласитесь, бухгалтер в Праге наверняка будет знаком с законодательством лучше, чем приезжий. В любом случае при выборе бухгалтера обязательно обратите внимание на его образование, стаж работы и наличие лицензии. Настоящий профессионал, имеющий квалификации бухгалтера в Чехии, несет ответственность за свою работу, а значит не только грамотно составляет все отчеты и вовремя их подает, но и лично подписывает.

Передача бухгалтерии на аутсорсинг

При всех своих плюсах содержание собственной бухгалтерии имеет один, но значительный минус, - это его затратность. Действительно, оплатить работу высококвалифицированного штатного специалиста в Чехии может быть не дешево, особенно для начинающего предприятия. Наиболее разумным решением в этом случае может стать передача бухгалтерии на аутсорсинг - сторонней компании или частному специалисту. Подобная практика уже давно широко используется в зарубежных компаниях. Передавая бухгалтерию на условия аутсорсинга, у вас будет возможность больше сосредоточиться на основных функциях предприятия.

Поручая бухучет сторонней компании, вы можете не только сэкономить на расходах, но также получить ряд дополнительных преимуществ. Например, вы будете избавлены от риска, что бухгалтер неожиданно заболеет в ответственный момент или решит уволиться перед сдачей баланса. К тому же любые убытки, связанные с неправильным расчетом налогов или с несвоевременным предоставлением отчетности, возмещает аутсорсинговая компания.

Актуальность информации: 2019-01-23

Организации, имеющие юридический адрес в Чехии, должны вести бухгалтерский учет согласно чешскому законодательству. Рамки и способы ведения бухгалтерского учета установлены законом о бухгалтерском учете – č. 563/1991 Sb.

Обязанность вести бухгалтерский учет несут:
- Юридические лица, имеющие юр. адрес в Чехии;
- Иностранные лица, если занимаются предпринимательской деятельностью на территории Чехии;
- Физические лица имеющие лицензию на ведение предпринимательской деятельности;
- И другие бухгалтерские единицы, которым это предписывает закон

Основные принципы бухгалтерского учета:

Отчетный период
Фискальный налоговый год должен содержать двенадцать следующих подряд месяцев.
Дополнение к закону о бухгалтерском учете, действующее с 1.1.2001, дает возможность налогоплательщикам вести бухгалтерский учет и в других периодах, кроме календарного года, по согласованию с налоговыми органами.

Бухгалтерская система
Чешская бухгалтерская система для юридических лиц основана на системе двойной бухгалтерии, которая совместима с бухгалтерскими системами в других странах Европы.

Амортизация
Чешское законодательство различает амортизацию двух видов: налоговую и бухгалтерскую.

Бухгалтерская амортизация
Размеры и способ применения амортизации определяет предприятие в рамках бухгалтерских правил. Бухгалтерская амортизация входит в затраты предприятия.

Налоговая амортизация
Размер и способ применения определяется в Законе о налоге на прибыль. Налоговая амортизация рассчитывается при определении налоговой базы налога на прибыль.

Амортизации рассчитываются на основании расходов на приобретение и используются либо равномерно (§ 31 Zákon 586/1992 Sb.) или ускоренно (§ 32 č. 586/1992 Sb.). Способ амортизации для каждого новоприобретенного материального и нематериального имущества в большинстве случаев устанавливает собственник, способ нельзя менять в течение всего периода амортизации. Ставки и сроки амортизации основываются на типе имущества – материальное или нематериальное имущество.

Материальное имущество
Основные средства засчитываются по группам амортизации – чешская бухгалтерская система Чехии различает 6 групп. Определение амортизационных групп – часть приложения к Закону о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Амортизационная ставка в год приобретения ниже, чем в последующие годы, невзирая на тип амортизации. Исключения устанавливаются Законом о налоге на прибыль (č. 586/1992 Sb.).

Оценка запасов
Запасы оцениваются по так называемым складским ценам. Чешские законы допускают два способа расчета складской цены:

Расчет складской цены по методу FIFO (акроним англ. First In, First Out – первым пришёл - первым ушёл), то есть первый элемент, входящий в систему, одновременно первым из нее выходит (в качестве первых бухгалтерских списывают те предметы, которые были закуплены первыми)
- Расчет складской цены, так называемым методом средней цены, то есть запасы оцениваются по определенной формуле, и по этой цене товары выдаются со склада (стоимость является средним арифметическим).

Если предприятие решает пользоваться конкретным методом для определенного типа товара, этим методом и должно пользоваться на протяжении всего года, без изменений в течение года.

Оценка запасов методом LIFO (акроним англ. Last In, First Out – последним пришёл - первым ушёл) в Чешской Республике не допускается.

Бухгалтерский баланс - это документ, при составлении которого можно в одной форме бухгалтерской отчетности собрать все сведения о составе имущества и средств компании, их размещении и источниках. Составление бухгалтерского баланса является способом получить полную картину, описывающую материальное положение юридического лица.

Для обеспечения достоверности бухгалтерского баланса при его составлении следует использовать и отражать актуальную информацию обо всех активах и пассивах компании, распределяя их при составлении бухгалтерского баланса по активам и пассивам.

При грамотном составлении бухгалтерского баланса итоги левой и правой частей баланса должны быть одинаковыми.

При составлении бухгалтерского баланса следует тщательно соблюдать основополагающие принципы работы с балансом.

Так, например, согласно принципу двусторонности, который используется при составлении бухгалтерского баланса, активы юридического лица должны быть равны его пассивам.

Согласно принципу денежного измерения при составлении бухгалтерского баланса все статьи балансового отчета должны быть представлены в денежном выражении.

Согласно принципу автономности при составлении бухгалтерского баланса нужно разделять имущество компании, учреждения или предприятия от имущества владельцев или учредителей этого юридического лица.

Зачем и для чего нужно составление бухгалтерского баланса?

При составлении бухгалтерского баланса можно получить данные, которые станут серьезной основой для эффективного управления фирмой или предприятием. Именно при составлении бухгалтерского баланса можно получить четкое представление о хозяйственных успехах компании, ее имущественном и финансовом положении, перспективах на рынке.

Так, например, при составлении и изучении бухгалтерского баланса можно увидеть остатки по активам и пассивам юридического лица, выраженным в денежной форме. Эти сведения позволяют взвешенно и объективно анализировать деятельность компании, предприятия или организации.

Также информация, полученная при составлении бухгалтерского баланса, дает возможность на основании сложившегося положения прогнозировать перспективное развитие юридического лица, прослеживать позитивные и негативные тенденции, просчеты в планировании и управлении и вовремя исправлять их.

Какую еще информацию дает составление бухгалтерского баланса?

В целом составление бухгалтерского баланса дает возможность обладать мощным, гибким, эффективным инструментом для качественного и экономически целесообразного управления фирмой. Именно квалифицированное составление бухгалтерского баланса позволяет руководителям компании получить сведения о показателях развития юридического лица, судить о том, насколько выполняется план развития компании. Составление баланса нужно, чтобы понять, существует ли эффективная отдача от вложений капитала и привлеченных средств, стабильно ли развитие предприятия или компании. На основании данных при составлении баланса можно увидеть возможный перекос в распределении имущества юридического лица.

Также на основании сведений, полученных при составлении бухгалтерского баланса, можно получить объективное представление о том, достаточен ли оборотный капитал юридического лица, каков его коэффициент. Составление баланса дает сведения о том, насколько рентабелен капитал вообще и активы компании в частности. Так, например, если при составлении бухгалтерского баланса выясняется, что пассивы юридического лица не превышают его активов, то это означает успешную деятельность компании.

Как уже говорилось, составление бухгалтерского баланса позволяет объективно оценить имущественное положение фирмы и ее хозяйственную эффективность, а также выявить и оценить источники дополнительных финансовых средств.

Составление бухгалтерского баланса: активы компании

При составлении бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности в целом активами называют имущественные и денежные ресурсы юридического лица. При учете активов во время составления бухгалтерского баланса следует отделять основной капитал фирмы от ее оборотных средств.

При составлении бухгалтерского баланса основным капиталом считаются такие активы, которые длительное время используются для ведения хозяйственной деятельности юридического лица и при этом не теряют своей вещественной и характеристик. Например, при составлении бухгалтерского баланса основными фондами считаются различные здания и производственные сооружения, имеющиеся на предприятии оборудование и механизмы, которые используются в коммерческой деятельности и при ведении производства.

Также при составлении бухгалтерского баланса обязательно следует учитывать, что по мере износа и в зависимости от длительности эксплуатации стоимость основных фондов уменьшается. Такое уменьшение стоимости при составлении бухгалтерского баланса и составлении другой отчетности называется амортизацией. Для того, чтобы вычислить размер амортизации основных фондов при составлении бухгалтерского баланса, следует использовать специальную формулу и знать первоначальную стоимость основных фондов, срок их эксплуатации и процент износа, а также их остаточную стоимость в конце срока эксплуатации. Также для вычисления амортизации при составлении бухгалтерского баланса необходимо пользоваться специальными справочниками норм амортизации.

Другой стороной активов при составлении бухгалтерского баланса следует учитывать стоимость оборотных средств юридического лица, к которым относятся топливо, дебиторская задолженность фирмы, товарные запасы и т. п.

Составление бухгалтерского баланса: пассивы компании

При составлении бухгалтерского баланса пассивы юридического лица рассматриваются как источники образования его ресурсов.

В качестве пассивов при составлении бухгалтерского баланса учитываются долги и обязательства компании, его займы и кредиты. При составлении бухгалтерского баланса следует отделять долгосрочные пассивы (более года) и краткосрочные, или текущие пассивы (до года).

Учет пассивов при составлении бухгалтерского баланса позволяет понять, насколько велики долги юридического лица и может ли компания при возникновении такой необходимости покрыть эти долги за счет активов. Если во время составления бухгалтерского баланса выяснится, что оборотные средства фирмы больше, чем ее пассивы, то это позволяет говорить о нормальной платежеспособности юридического лица.

Баланс или балансовый отчет - это основная сводная форма бухгалтерского отчета, в которой отражается состав, размещение и источники образования всех имеющихся средств на предприятии, в учреждении, организации на определенную дату.

Балансовый отчет - это отчет о финансовом положении компании, состоящий из левой (активы) и правой (пассивы) частей, итоги которых должны быть равны. Активы (или средства) - денежные ресурсы, а также материальные и нематериальные ресурсы в денежном выражении. Пассивы (или сумма данных о капитале и обязательствах организации) - источники образования средств компании, ее финансирования, сгруппированные по их составу, принадлежности и назначению.

Основные принципы составления баланса:

  • 1) принцип двусторонности вытекает из балансового уравнения, в котором активы равны пассивам;
  • 2) принцип денежного измерения - счета и статьи баланса имеют исключительно денежное выражение;
  • 3) принцип автономности - данные баланса компании отделены от финансового состояния ее собственников.

Составление баланса необходимо в управленческой работе перед разработкой любого решения, так как баланс дает комплексное представление о текущем финансовом состоянии компании и позволяет проводить его детальный анализ. Этот документ дает возможность: просматривать остатки по всем активным и пассивным счетам в денежном эквиваленте; проводить структурный анализ; проводить анализ развития компании в динамике при наличии балансовых отчетов за ряд периодов.

Балансовый отчет позволяет определить ряд важнейших абсолютных и относительных показателей финансовой стабильности и эффективности работы компании с точки зрения отдачи вложенных в нее средств. К их числу относятся:

  • · оборотный капитал, то есть разница между текущими активами и текущими обязательствами;
  • · коэффициент оборотного капитала, то есть частное от деления текущих активов на текущие обязательства;
  • · рентабельность капитала (ROE, return on equity) - отношение прибыли к собственному капиталу;
  • · рентабельность активов (ROA, return on assets) - отношение прибыли к суммарным активам.

Соответственно, оборотный капитал должен быть положительным, а его коэффициент - больше 1, тогда ликвидность компании характеризуется как удовлетворительная. Коэффициент ROE позволяет оценить эффективность вложенного собственниками капитала, а коэффициент ROA сопоставить увеличение масштабов деятельности фирмы с ростом прибыльности.

Под составлением нулевого баланса понимается составление баланса компании, с момента регистрации, не осуществляющей деятельности, не производящей движения по расчетному счету, не начислявшей зарплаты.

Основополагающим признаком, по которому строится баланс, является деление средств организации по составу и размещению (основные, оборотные) и по источникам их формирования (собственные, привлеченные). В соответствии с этим баланс состоит из двух равных частей «Актива» и «Пассива». В левой части баланса - Активе, отражаются средства по их составу и размещению (основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы, денежные средства, инвестиции и т. д.) В правой, пассиве - по источникам формирования (капитал, кредиты, займы, кредиторская задолженность и т. д.)

Термин «актив» и «пассив» - латинского происхождения. Актив от латинского aktivus- деятельный, действенный, пассив от латинского passivus - страдательный, недеятельный. Применительно к балансу данные термины утратили свой первоначальный смысл и имеют условное значение. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и тоже. Каждый элемент актива и пассива (вид средств в активе, или источников в пассиве) называют статьей баланса. Статьи баланса, как в активе, так и в пассиве распределяют по разделам, имеющим определенный экономический смысл. Для удобства составления и чтения (анализа) баланса, строки на которых располагаются статьи баланса, нумеруются.

Бухгалтерский баланс не является мертвой схемой, так как относится к экономической категории и развивается вместе с развитием экономики. Развитие баланса идет по пути непрерывного агрегирования данных с целью нахождения оптимума в этом процессе, критерием которого в современных условиях должен быть рационализм и экономичность.

Первоначально баланс не строился как отчет о стоимости вообще, это был просто побочный результат периодического закрытия бухгалтерских книг в системе двойной записи.

Баланс - старейший вид финансового обобщения данных организации. Как бухгалтерское понятие - термин «баланс» существует почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета,15 можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV - началу XV в. Есть свидетельства о том, что слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам в 1427 г., независимо от того, были эти отчеты на самом деле балансами в современном понимании этого термина или нет. С помощью баланса соблюдается принцип сбалансированности, который лежит в основе организации бухгалтерского учета на всех уровнях хозяйственной деятельности. Даже самой небольшой фирме для того, чтобы действовать, нужны первоначальные средства. Часть средств будет представлена собственником организации, часть, заимствованы. Средства, которыми владеет фирма - /Активы/, общая сумма внесенных собственником организации (фирмы) средств - /Капитал/. Если собственник является единственным инвестором средств, то между активами и капиталом следует поставить знак равенства:

Активы = капитал

Обычно часть активов вносится кем-либо, кто не является собственником, эта часть представляет задолженность организации (фирмы) - /Обязательства/. С учетом этого равенство уравнения имеет такой вид:

Активы = Капитал + Обязательства

Суммы левой и правой части уравнения совпадают потому, что мы рассматриваем один и тот же объект - средства с двух разных точек зрения:

  • а) чем являются средства (что это?);
  • б) кто их вложил (чье это?)

Активы включают в себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, причитающиеся организации выплаты, такие как задолженность клиентов, контрагентов, в также деньги на расчетных и других счетах в банках.

Обязательства складываются из денежных средств, которые организация должна за поставленные ей товары, за произведенные в ее интересах затраты, а также за пользование представленными ей заемными средствами.

Истинность того, что итоги левой и правой части уравнения будут всегда равны друг другу, не зависит от количества проведенных операций: могут меняться размеры активов, капитала и обязательств, но равенство активов сумме капитала и обязательств будет сохраняться всегда.

Однако балансовое равенство не автоматическое действие. Постоянное сохранение этого равенства - основное содержание балансового обобщения.

Сумма средств, которые находятся в распоряжении организации представлены в балансе таким образом, что возможно определить: куда вложены финансовые ресурсы организации (активы баланса) и каковы источники их происхождения (пассивы баланса). Это достигается соответствующей структурой баланса, которая в настоящее время имеет следующий вид: (таб.1):

Таблица 1

Структура бухгалтерского баланса

Итоговая сумма средств предприятия, отраженная в активе и пассиве баланса по строке «баланс» называется валютой баланса.

Составление бухгалтерского баланса подразумевает составление отчетности, включая финансовое положение предприятия по состоянию на ту дату, которая является отчетной. Составление бухгалтерского баланса осуществляется таким образом, когда обязательства и активы представляются посредством подразделения зависимо от срока обращения/погашения на долгосрочные и краткосрочные. Краткосрочные обязательства и активы имеют срок обращения/погашения не превышающий один год после даты отчета, а также продолжительность операционного цикла более года. Прочие обязательства и активы являются долгосрочными.

Такая процедура как оставление бухгалтерского баланса осуществляется в строгом соответствии с финансово-хозяйственными нормами - в нем должны быть упомянуты и отражены требования нормативных и правовых актов по бухучету:

По раскрытию в отчетности информации про изменения в учетной политике, которые способны оказать (либо уже оказали) существенное влияние на положение финансов, состояние экономических результатов деятельности организации или движения ее денежных средств.

  • · О различных операциях в зарубежной валюте.
  • · О производственно-материальных запасах.
  • · О расходах и доходах действующей организации.
  • · Об основных имеющихся средствах.
  • · О следствии из событий после отчетной даты.
  • · О следствии условных фактов деятельности.

По раскрытию в отчетности бухгалтерского типа той либо иной информации об обязательствах организации, об ее капитале, активах и резервах.

Составление бухгалтерского баланса за отчетный год проводится в соответствии с данными остатков по кредиту и дебету синтетических счетов на конец и начало периода соответственно. Чтобы не ошибиться в проведении данной процедуры, требуется взять данные из годового баланса, составленного в предыдущем году, при этом учитывая, что номенклатура статей утвержденного прошлогоднего баланса должна быть приведена соответственно с группировкой и номенклатурой, установленной на конец года.

Чехия, или Богемия, как ее довольно часто именовали прежде, это удивительный край, который лишь в 90-х годах XX века обрел вожделенную самостоятельность. При этом в отличие от России это государство уже пополнило тесные ряды участников Европейского союза. А в первой половине 2009 года страна бывшего советского блока и вовсе возглавила союз 470 миллионов европейцев. И это не единственное достижение Чешской Республики.

Чехия… крошечная страна посередине Европы. Чехия…одна из самых красивых республик с богатейшей историей, природой и культурой. Прага, Карловы Вары, Марианские Лазне, – все это излюбленные места отдыха для российских туристов. Чехия… которой на протяжении ХХ столетия приходится то и дело отстаивать свой суверенитет (в 1939 году страна была оккупирована фашистской Германией, а после Второй мировой войны находилась под влиянием советской власти). Даже собственно государством Чехия на протяжении ХХ века и не была (Чехославакия была создана в1918 году, в ее состав входили Чехия,Словакия и Подкарпатская Русь). И лишь 1 января 1993 года в результате «бархатного развода», когда государство Чехословакия мирно разделилась на две страны, Чехия получила, наконец, независимость. Но несмотря на все это Чехия не только сумела сохранить свою культуру и традиции, но и создать после развала СССР стабильную экономическую систему, чтобы занять достойное место в Европейском союзе.

Процесс «десоветизации» в Чехословакии начался еще в 80-х годах. Именно в эти годы начались различные преобразования в экономике, направленные на создание рыночного хозяйства. В 1989-м произошла «бархатная революция», в результате которой Чехословакия вышла из состава Советского Союза. А в 1993 году Чехословакия распалась на два суверенных государства. Как и другие страны постсоветской Центральной и Восточной Европы, Чехия вынуждена была преодолевать «постперестроечный» кризис, вызванный распадом СССР, чтобы стать активным участником экономической и политической жизни Европы. В первые годы переходного периода в Чехии провели широкомасштабные экономические реформы, в основе которых были: ваучерная приватизация предприятий, привлечение иностранных инвесторов, либерализация цен и внешней торговли, девальвация чешской кроны. Тогда в стране был легализован частный бизнес и упразднено государственное регулирование цен. Произошла реструктуризация практически всех сфер национальной экономики. Стоит отметить, что большое значение в развитии экономики страны сыграл иностранный капитал, по объемам которого Чехия является одним из общеевропейских лидеров. Именно благодаря воздействию «извне» в Чехии в кратчайшие сроки состоялась стремительная модернизация всех ветвей промышленности и развитие сферы обслуживания.

Реформа бухучета

С начала 90-х годов при переходе Чехии к рыночным отношениям и с появлением сектора негосударственной экономики возникла потребность в развитии бухгалтерского учета. При проведении реформы в области бухгалтерского учета правительство «смотрело вперед» и старалось соответствовать принципам, характерным для системы бухгалтерского учета европейских стран, чтобы облегчить вхождение в ЕС. Поэтому в основу законодательства Чехии, касающегося бухгалтерского учета, вошли основные положения Четвертой и Седьмой Директив Европейского союза. Интересно, что в 1991 году Чешская Республика выбрала в качестве основы французскую модель (учитывая, что ни тесных культурных, ни экономических связей с Францией на тот момент у Чехии не было). И хотя германская модель также привлекала внимание Чехии, но из-за опасений чрезмерного влияния Германии на экономику страны эта модель бухучета была отвергнута.

Система бухгалтерского учета, принятая в 1991 году, главным образом ориентировалась на интересы государства в области налогообложения. Однако, учитывая колоссальную роль внешнеэкономических связей в развитии экономики страны, со временем появилась необходимость создания системы бухгалтерского учета с ориентацией на иностранных инвесторов. Поэтому к концу 2003 года в республике были приняты национальные стандарты бухгалтерского учета, что явилось шагом на пути к гармонизации системы бухгалтерского учета в Чехии в соответствии с международными стандартами. Национальные стандарты бухгалтерского учета довольно близко повторяют МСФО. Некоторые существенные термины и принципы взяты непосредственно из МСФО. Национальные бухгалтерские стандарты ориентированы, главным образом, на малые и средние предприятия. Однако компании, которые являются активными участниками международного рынка, обязаны составлять консолидированную отчетность по МСФО.

Система налогообложения

В Чехии, как и в других странах Центральной и Восточной Европы, в качестве стратегической принята цель формирования системы налогообложения по типу системы, принятой в странах ЕС, и в первую очередь по историческим традициям в таких странах, как Германия и Австрия. Необходимость ориентации развития систем налогообложения в странах Центральной и Восточной Европы на соответствующие принципы и стандарты, действующие в странах ЕС, обусловливается и практическими соображениями. Преобладающая часть внешнеэкономических связей Чехии приходится на страны ЕС, и в особенности на Германию. Формирование системы налогообложения в Чехии практически начато на рубеже 80-х – 90-х годов. Оно рассчитывалось на длительный срок и в принципе все еще продолжается. Нынешняя система налогообложения была введена в январе 1993 года. Чешские налоги находятся на среднем уровне среди стран ЕС. Поэтому ставки налогов там достаточно высокие. Однако и социальное обеспечение в Чехии также практически соответствует общеевропейскому уровню.

Определившиеся с тех пор и действующие поныне перечни налогов в Чехии содержат те их виды, которые считаются обычными для стран ЕС. В эти перечни включаются в качестве основных прямые налоги (на доходы корпораций, на доходы физических лиц); косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные платежи); платежи на социальное обеспечение. К прочим, не основным, относятся обычно налог на имущество, налоги на дарение и наследство, на транспортные средства и т. д.

Считается, что налогоплательщики редко бывают довольны своей налоговой системой, ведь любые налоговые «правила» заставляют их часть своей прибыли отдавать на нужды государства. Однако в случае с Чехией это не так. Если сравнить систему налогообложения в Чехии и в соседних государствах, то преимущества чешских налогоплательщиков очевидны. Чехия, кроме всего прочего, привлекательна для фирм тем, что предлагает освобождение от уплаты налогов с финансовых операций и дивидендов, полученных на территории ЕС. Поэтому все меньше чешских компаний проявляют интерес к размещению юридического адреса в оффшорных зонах и остаются резидентами Чешской Республики. «Когда акционеры принимали решение о том, где будет располагаться головная организация Generali PPF Holding, во внимание попали несколько европейских государств для регистрации компании. В конце концов, благодаря положительным изменениям экономического климата и налогового законодательства в Чешской республике, выбор пал на Прагу», – рассказал пресс-секретарь Generali PPF Holding Рихард Капса.

Экономический интерес

На сегодняшний день экономика Чешской Республики является наиболее развитой и стабильной из всех стран бывшего социалистического лагеря. Конкурентоспособность экономики Чехии оценивается различными экспертами, в том числе и западными, обычно выше, чем экономики Венгрии и тем более Польши.

Следует отметить, что во внешней торговле Чехии действует широкомасштабная программа либерализации экспорта и импорта. На сегодня по объемам экспорта Чехия опережает такие страны, как Франция, Италия и др. В последние пять лет на долю внешней торговли в создании валового национального дохода приходилось примерно 30 – 40 процентов. Среди основных торговых партнеров страны – Германия, Словакия, Австралия, Россия, Италия, Польша, Франция. Их доля во внешнеторговом обороте составляет около 70 процентов. Особенно тесные отношения чехи установили с Германией, на которую приходилась почти четверть всего чешского товарооборота. Германия также стала лидером и по прямым капиталовложениям, после которой следовали США, Франция, Бельгия, Австрия и другие страны.

С октября 1993 года Чехия стала ассоциированным членом Евросоюза, а с марта того же года пользуется льготами зоны свободной торговли, созданной совместно с Польшей, Венгрией и Словакией.

На страже Конституции

С 1 января 2009 года к Чехии на полгода перешло председательство в Евросоюзе. Впервые в истории этой организации страна бывшего советского блока возглавила союз 470 миллионов европейцев, причем в разгар самого острого за минувшие полвека мирового экономического кризиса. Однако несмотря на все победы Чехии на «западном фронте», отношения с ЕС складываются не совсем гладко. Недавно Президент Чехии Вацлав Клаус удивил общественность, заявив, что Европейский союз – это, по сути, Советский Союз. По словам Клауса, параллель между ЕС и СССР заключается в том, что страны ЕС, как в свое время республики СССР, передают часть своих полномочий союзным органам и признают прямое действие наднационального законодательства в рамках своих юрисдикций. Примечательно, что Чехия – последнее из государств ЕС, которое отказывалось подписать Лиссабонский договор. Напомним, что Лиссабонский договор призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС. По мнению Президента Вацлава Клауса, договор способен изменить положение Чешской Республики на мировой арене. Он полагает, что Лиссабонский договор нарушает баланс между целями и интересами стран – членов ЕС, придав ЕС статус « супердержавы», превращая его в новое федеративное государство. Таким образом, Евросоюз будет диктовать условия не только государствам-членам, но и их гражданам, ограничивая тем самым суверенитет Чехии.

Кстати, стоит отметить, что национальной валютой Чехии, как и прежде, остается крона. Сдержанность в отношении принятия единой европейской валюты объясняется нестабильностью финансовых рынков. Однако если другим странам евро принесет ряд выгод, то в отношении Чехии этого утверждать нельзя и предугадать последствия принятия Чехией евро довольно сложно. Бывший председатель ЦБ ЧР Моймир Гампл заявил: «Принятие евро в Чехии – это не переход от плохой валюты к хорошей, это скорее замена одной хорошей валюты на другую хорошую валюту»

Однако, возможно, дело вовсе не в устойчивости курсов валют, а в том, что Чехия изо всех сил пытается сохранить свою независимость, оставаясь при этом органичной частью Европы – чудесным местом, расположенным в самом сердце Европы, с величественной архитектурой и неповторимыми культурными традициями.

На исторически значимом этапе перехода постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы от директивно-плановой экономики к рыночной важную роль играет возрождение и развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее быстрого пути к становлению частного сектора, формированию среднего класса, смягчению остроты социально-экономических последствий рыночных реформ, как значительного фактора социально-политической стабильности общества.

Практика показала, что наиболее динамично малое предпринимательство развивается в тех постсоциалистических странах, где осуществляется его широкая государственная поддержка. Там же, где изначально все было отдано «невидимой» руке рынка, сектор малых предприятий испытывает значительные трудности роста.

Начало трансформации во всех странах ЦВЕ было ознаменовано принятием законодательных актов о поощрении частной инициативы, которыми были сняты ограничения на деятельность частных лиц, расширены их права во внешнеэкономической сфере. Однако до последнего времени в большинстве постсоциалистических стран отсутствовали четкие нормативные и институциональные предпосылки развития малого предпринимательства. Малые предприниматели функционировали в условиях слабой финансовой базы, довольно тяжелого налогового бремени, острой конкуренции импортной продукции, что предопределило характер и структуру малого бизнеса: он устремился в торгово-посредническую деятельность и сферу услуг. В условиях затянувшегося трансформационного спада производства в ряде стран ЦВЕ, резкого снижения уровня жизни населения малый бизнес в большинстве стран с переходной экономикой способствовал скорее решению проблем самовыживания, нежели созданию основ рыночной экономики.

Из-за низкой капитализации и степени корпоративности малого бизнеса сложилась его нерациональная структура - абсолютное преобладание микропредприятий, то есть субъектов хозяйствования с численностью занятых до 10 человек. Они составляют от 90 до 96% всех малых и средних предприятий в странах ЦВЕ. Так, например, в Болгарии в 1997 г. из числа действующих частных предприятий 91,6% приходилось на мелкие фирмы с численностью занятых до 10 человек; 1,2% - от 50 до 99 человек и 1,4% - свыше 100 человек. По некоторым оценкам, в секторе малых и средних предприятий создается около 18% ВВП Болгарии.

Более заметную роль в экономике играют малые предприятия в Чехии. В 1997 г. численность предпринимателей, включая помогающих в бизнесе членов семьи, достигла 603 тыс. и составила 12,1% общей численности занятых, в том числе мелкие предприниматели без наемной рабочей силы - 7,6%, предприниматели с наемной рабочей силой - 4,1%, члены семей предпринимателей, помогающие в бизнесе - 0,4%. Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают 34,7% производства в промышленности, 68,5 - в строительстве, 90,7 - в торговле, 85,6 - в гостиничном комплексе, 87,8 -в сфере услуг и 44,4% - на транспорте.

В 1999 г. 76% ВВП Чехии создавалось в частном секторе, в том числе 33,3% - в секторе малых и средних предприятий (в 1996 г. - 32,5%). В 2000 г. на этих предприятиях создавалось уже 53% ВВП и было занято 56% рабочей силы.

Успешному ходу событий способствовал ряд факторов. И важнейший из них состоит в том, что уже на начальном этапе трансформации были созданы нормативно-правовые и институциональные рамки развития предпринимательства, опирающегося на государственную поддержку. В 1992 г. был принят «Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства», направленный на стимулирование развития этой формы хозяйственной деятельности.

Согласно чешскому законодательству к средним отнесены предприятия с численностью занятых до 500 человек (с 1996 г. - до 249 человек), к малым - с численностью до 10 человек.

В последних нормативных документах дана более полная характеристика малого предприятия: численность работников менее 50 человек, объем оборота за последний календарный год не более 250 млн. крон, активы или имущество не превышают 180 млн. крон. (Эти критерии установлены на 2000 г., ранее при определении статуса малого предприятия использовался только один показатель - численность занятых).

Предприятие может считаться малым только в том случае, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Такая норма «независимого предприятия», принятая в Европейском Союзе, действует практически во всех странах ЦВЕ. В законе определены конкретные направления деятельности государственных органов по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу:

1.меры по повышению капитализации предприятий: льготные кредиты с льготной процентной ставкой и льготным сроком погашения; субсидирование части процента по кредитам; прямые дотации;

2. поддержка программ повышения образовательного и квалификационного уровня. Государственная поддержка подготовке учеников, повышению уровня специальной подготовки как предпринимателей, так и работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Поддержка оказывается в форме финансовых дотаций предпринимателям или организациям, предоставляющим предприятиям малого и среднего бизнеса услуги по повышению квалификационного уровня;

3. поддержка служб, оказывающих экономические и технические консультационные услуги предприятиям малого и среднего бизнеса;

4. поддержка услуг по сбору, обработке и распространению информации, необходимой МСП;

5. поддержка прикладных исследований и технического развития;

6. поддержка создания новых рабочих мест, особенно для категорий лиц с
ограниченной трудоспособностью;

7. поддержка экономического развития регионов. Финансовые субсидии могут предоставляться предприятиям в экономически отсталых областях с серьезными социальными и экономическими проблемами;

8. поддержка сотрудничества с иностранными партнерами, участия в выставках, в том числе международных;

9. поддержка результатов исследований по проблематике малого и среднего бизнеса.

Главным препятствием развития малого бизнеса в постсоциалистических странах выступает низкий уровень капитализации, связанный со значительными трудностями в доступе к коммерческим кредитам. Основными источниками финансирования для субъектов малого предпринимательства в большинстве стран ЦВЕ являются собственные сбережения граждан, займы у родственников и друзей, доходы от продажи товаров и услуг. Почти 90% малых предприятий не могут получить кредиты из-за их высокой стоимости и отсутствия залоговых возможностей. Но даже в случае доступа к кредитным ресурсам, они вынуждены выплачивать банку более высокие проценты по кредитам, чем крупные предприятия, поскольку банки действуют весьма осторожно, стараясь максимально снизить свои риски.

В мире существует практика создания структур, оказывающих финансовую поддержку малому и среднему бизнесу. Так, например, в США функционирует Small Businees Administration, основанная Конгрессом США еще в 1953 г., предоставляющая гарантии на кредиты малым и средним предпринимателям. В Европе такие специализированные кредитные организации активно действуют в Австрии и Германии.

В Чехии по образцу развитых стран еще в 1992г. был учрежден и начал функционировать банк развития с государственным участием - Чешско-моравский банк гарантий и развития (ЧМБГР). Для его «запуска» правительство выделило 900 млн. крон. В настоящее время ЧМБГР - это универсальный банк с уставным капиталом в 1.100 млн. крон.

Основным направлением деятельности Чешско-моравского банка гарантий и развития является поддержка инвестиционных проектов, реализуемых малыми и средними предприятиями. С 1997г. банк также участвует в реализации государственной жилищной программы в форме предоставления беспроцентных кредитов на жилье, в поддержке экспорта, финансировании проектов по улучшению объектов гражданской инфраструктуры.

До 2000 г. государству принадлежало 49% капитала ЧМБГР, 51% - крупным чешским коммерческим банкам. В июне 2000 г. государство приобрело контрольный пакет акций ЧМБГР - 59,7%, что было условием Европейского инвестиционного банка, который предоставил государственному Консолидационному банку долгосрочные кредиты в объеме 15 млрд. крон на финансирование гражданской инфраструктуры.

Чешско-моравский банк гарантий и развития предоставляет малым и средним предприятиям гарантии под:

Среднесрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты. Уровень гарантий может достигать 70% объема кредита. На запасы и эксплуатационные расходы может быть использовано максимально до 40% кредита;

Эксплутационные кредиты - гарантии предоставляются под кредиты на приобретение запасов и на эксплуатационные расходы, связанные с проектом. Максимальный срок гарантий - четыре года, их размер ограничен 50% суммы кредита или максимально до 5 млн. крон; - лизинг - гарантии предоставляются на погашение платежей клиента по лизингу максимально до 70% или до 30 млн. крон.

За период 1992-1998 гг. ЧМБГР предоставил гарантии под 2287 кредитов на общую сумму 10,9 млрд. крон, льготные кредиты с гарантией на сумму 19,0 млрд. крон. Средний размер гарантий составил примерно 55,2% объема кредита. За этот же период предпринимателям было выделено 8214 финансовых субсидий на общую сумму 5,9 млрд. крон. В целом объем кредитов, поддержанных государством через посредство ЧМБГР, составил 45,4 млрд. крон (около 1,5 млрд. долл.).

Наибольший объем гарантий на кредиты был предоставлен на региональные инвестиционные проекты, реализованные в экономически отсталых районах северной Моравии (примерно 40%) и Южной Чехии. Причем средний размер гарантии составил 4,8 млн. крон на один предпринимательский инвестиционный проект. Более 50% общего объема гарантий, предоставленных ЧМБГР, было направлено на поддержку инвестиционных проектов в промышленности, а также на проекты в области промышленной торговли и услуг для населения.

За тот же период ЧМБГР субсидировал выплату процентной ставки по более чем 8200 кредитам на общую сумму 6 млн. крон, что заметно снизило финансовую нагрузку на предпринимателей при погашении кредитов в размере 45 млн. крон. Инвестиционные проекты, реализованные при поддержке банка, способствовали созданию свыше 50 тыс. новых рабочих мест.

В случае невыполнения условий договора со стороны предпринимателя банк приостанавливал финансовую поддержку, а в ряде случаев требовал от него возврата предоставленной суммы.

Кроме поддержки малого бизнеса через ЧМБГР как гаранта кредитов, государство оказывает малому и среднему предпринимательству помощь, выделяя деньги из госбюджета. Это хорошо видно из его структуры. В бюджете отдельной строкой предусмотрены такие средства:

Чешско-моравскому банку гарантий и развития;

На региональные программы предпринимательства;

На поддержку предпринимателей, предоставляющих рабочие места лицам с ограниченной трудоспособностью;

На инвестирование в депрессивных промышленных зонах;

На региональные программы развития северной Моравии;

На программу развития приграничных районов северо-западной Чехии.

Соответственно, каждый год правительство представляет Чешскому Национальному Совету отчет о развитии малого и среднего предпринимательства, включая оценку эффективности использования выделенных на эти цели средств.

Еще одной важнейшей формой поддержки малого и среднего бизнеса в Чехии является предоставление ему финансовой помощи в рамках целевых государственных программ, ежегодно принимаемых Министерством промышленности и торговли и Министерством местного самоуправления, реализатором которых выступает все тот же Чешско-моравский банк гарантий и развития.

В 2000 г. в бюджете Чехии на поддержку малого и среднего предпринимательства Министерству промышленности и торговли и Министерству местного самоуправления было выделено 1,95 млрд. крон (в 1999 г. - 1,5 млрд. крон). В проекте бюджета на 2001 г. предполагалось выделить 1,3 млрд. Крон.

Согласно закону программы должны содержать сведения о: предмете и цели поддержки; критерии ее получателей; центральном органе государственного управления или структуре, объявляющих программу; форме поддержки и условиях ее предоставления; санкциях за нецелевое использование государственной поддержки; размере и сроках предоставления отдельных видов поддержки. Контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на одобренные правительством программы поддержки, осуществляет Высший контрольный комитет.

Льготы, предусмотренные государственными программами, предоставляются предприятиям и организациям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, строительства или ремесленного производства, услуг, включая медицинские, торговли и транспорта, за исключением службы такси. Льготные кредиты могут использоваться на приобретение земельных участков, зданий и сооружений, машин, оборудования и средств транспорта, ноу-хау, реконструкцию и модернизацию зданий. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства ориентированы в основном на поддержку инвестиционных средне - и долгосрочных кредитов.

Для получения поддержки предпринимательские проекты должны отвечать хотя бы одному из следующих условий:

Создание новых рабочих мест, минимально 1 рабочего места не позднее 1 года с момента подписания кредитного договора и сохранение этих новых рабочих мест в течение всего срока предоставления поддержки;

Прием на работу лиц с ограниченной трудоспособностью на полный или частичный трудовой договор - минимально 1 лицо в течение 1 года;

Улучшение экологии как следствие реализации проекта;

Повышение экспортной производительности предприятия, подтвержденной данными об объеме экспорта получателя поддержки за соответствующий период и копиями таможенных деклараций, подтверждающих эти данные;

Производство средств медицинской техники для инвалидов.

Проекты должны быть реализованы на территории Чехии. Поддержка предоставляется только на инвестиционные кредиты. На запасы, долговые требования до срока погашения и на возмещение эксплуатационных затрат может быть использовано не более 40% объема кредита. Поддержка не предоставляется предприятиям, которые имеют непогашенные обязательства в отношении госбюджета и государственных фондов.

За невыполнение условий программы для заемщика предусмотрены санкции в виде штрафов в размере 1-5% от суммы первого транша кредита. В случае нецелевого использования кредита, нарушения условий программы или реализации проекта вне территории Чехии заемщик обязан незамедлительно погасить кредит.

Число государственных программ постоянно растет. Так, на 2000 г. объявлено 18 государственных программ (против 10 программ в 1997 г., 8 - в 1998г. и 9 - в 1999 г.). Познакомимся с краткими характеристиками некоторых из них.

Одной из ведущих целевых программ поддержки, реализуемых ЧМБГР, является программа «Кредит», заказчиком которой выступает Министерство промышленности и торговли. Она рассчитана на малые предприятия с численностью занятых менее 50 человек, реализующие инвестиционные проекты, направленные на поддержку экспорта, создание новых рабочих мест.

С 1993 г. работает государственная программа «Регион», цель которой - привлечение малого бизнеса в экономически слабые регионы страны и решение за счет этого проблемы занятости населения в этих областях. Основным условием участия в программе является создание в течение года новых постоянных рабочих мест: с момента получения поддержки в размере до 10 млн. крон - 2 рабочих места, свыше 10 млн. крон - 5 рабочих мест. Максимальный размер кредита - 20 млн. крон сроком до 4 лет.

Программа «Капитал», действующая с 2000 г., направлена на поддержку реализации инвестиционных проектов по повышению конкурентоспособности отечественного производства, росту экспорта, увеличению производительности труда и занятости, а также внедрению экологически безопасных передовых технологий.

В том же году принята и новая программа «Малые кредиты» по созданию альтернативных источников финансирования предпринимательских проектов малого бизнеса, направленных на развитие производства и новых технологий.

Кредиты предоставляются на финансирование инвестиций в новые технологии (минимально 70% кредита), ноу-хау (максимально 30% кредита), решение проблемы ликвидности (максимально 30% кредита).

Сделанный обзор форм и методов поддержки инвестиционных проектов в Чехии в рамках государственных целевых программ, хотя и сравнительно краткий, все же убедительно свидетельствует о той активной роли, которую играет государство в стимулировании развития малого и среднего предпринимательства.

В то же время ряд чешских либеральных экономистов считает контрпродуктивным наличие столь большого числа программ, поскольку это, по их мнению, распыляет средства, выделенные из госбюджета. Они полагают, что более эффективным инструментом поддержки является снижение налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Собственно, налоговая реформа в Чехии так и идет - в направлении уменьшения налоговой нагрузки на малые предприятия, усиления самодостаточности региональных бюджетов, упрощения системы налогообложения субъектов малого бизнеса. Ставка налога на прибыль юридических лиц снизилась с 45% в 1993 г. до 35 в 1999 г. и 31% в 2000 г. Это адекватно налогообложению доходов юридических лиц, действующему в развитых странах Евросоюза: Австрия - 36%, Великобритания - 31%, Швеция -28%, Франция - 33,3% (данные на 1998 г.).

В соответствии с новой редакцией Закона о налогообложении доходов (1993 г.), которая вступила в силу с 1 января 2001 г., мелкие предприниматели, прибыль которых не достигает в отчетном году 1 млн. крон, могут применять вмененный налог.

В дополнение к этому, малым предприятиям разрешено применять механизм ускоренной амортизации и переоценки основных фондов в течение пяти лет.

А для тех, кто привлекает к труду на своих предприятиях лиц с ограниченной трудоспособностью, установлены льготы в налогообложении в размере 18000 крон (согласно норме старого законодательства - 9000 крон) и 60000 крон (до этого 26500 крон) для использующих труд инвалидов с серьезной потерей трудоспособности. Сверх того, предпринимателям на 30% снижается основное налогообложение за счет фактических затрат на профессиональное обучение учеников.

И, наконец, нельзя не сказать о ценах. Динамичному развитию сектора малого и среднего предпринимательства способствует довольно жесткая политика либерализации цен, которая изначально базируется на поэтапном отпуске цен при регулирующей функции государства в пакете последовательных и взаимоувязанных мер макроэкономической стабилизации.

Доля регулируемых цен и тарифов, а также непрямых налогов в потребительской корзине составляет сегодня 18,3 %, в основном это цены в отраслях естественных монополий.

Благодаря государственным инструментам регулирования цен Чехии, в отличие от других постсоциалистических стран, удалось избежать раскручивания инфляционной спирали. После скачка цен в 1991 г. на 56,6% как следствие отпуска цен, в последующие годы инфляция стабилизировалась на уровне 8-10%. В 1999 г. рост потребительских цен составил 2,1%, в 2000 г. - 4,0%.

Анализ опыта Чехии показывает, что на этапе становления рыночных отношений в условиях непрозрачного финансового рынка и нестабильного банковского сектора государственная поддержка - необходимый и эффективный инструмент развития малого предпринимательства.

Экономическая политика этой страны в области поддержки малого бизнеса предлагает целый ряд инструментов, использование которых в случае координированной политики может не только заметно уменьшить финансовую нагрузку на предпринимателя, но и снизить кредитный риск коммерческих банков, предоставляющих кредиты субъектам малого бизнеса. Как видим, государственная политика должна быть повернута в сторону малого предпринимательства и предполагает использование широкого комплекса форм и методов. Это и разработка солидной нормативно-правовой и институциональной базы развития малого бизнеса; и создание государственного банка гарантий и развития; и разработка государственных программ поддержки малых предприятий; и подключение их к информационной и консультационной сети; и модификация налогового законодательства в направлении стимулирования развития малого предпринимательства.

Успех экономических реформ во многом зависит от формирования среднего класса, являющегося основой общества в развитых европейских странах. Трудно представить себе построение гражданского демократического общества и рыночной экономики без создания необходимых условий и экономической базы развития среднего класса, без поддержки со стороны правительства. Нельзя не учитывать и то, что именно средний класс во многом будет определять и политический облик общества.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...