Автокредиты. Акции. Деньги. Ипотека. Кредиты. Миллион. Основы. Инвестиции

Празднование дня финансово-экономической службы вооруженных сил российской федерации День финансиста 22 октября

Порядок предоставления служебного жилья военнослужащим

Локальные сметные расчеты (сметы)

Распределение затрат на примере ООО «Диана

Пособие на ребенка до 1.5 лет оформить. Кто может обратиться за услугой

Оценка экономической безопасности предприятия

Причины и виды безработицы

Как и зачем ведутся поиски нефти на шельфе?

Платежное поручение бланк образец скачать word

Методы и инструменты денежно-кредитной политики Операции на открытых рынках

Шесть последствий вашей серой зарплаты

Денежная реформа 1947. Денежные реформы в ссср. Реформа сразу после войны

Карты "детская" и "дошкольная"

Почему "взрываются" банки Через сколько взрываются банки с заготовками

Экономическая культура презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему Сущность экономической свободы

Как правильно списать основные средства (пришедшие в негодность). Списание основных средств: документальное оформление

Процедура списания основных средств бюджетных учреждений является одной из наиболее документоемких и продолжительных по времени среди всех операций, отражаемых в бухгалтерском учете. При этом существуют свои особенности списания имущества как у казенных, так и у бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, особенности списания существуют в отношении недвижимого и движимого особо ценного имущества. Рассмотрим данные вопросы подробнее.
Если организация не располагает нормами субъекта Российской Федерации, муниципального образования либо ведомственными нормами по порядку списания основных средств, то следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834).
По аналогии с Постановлением N 834 организациями принимается решение о списании имущества в отношении:
- движимого имущества, находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем (органами государственной (муниципальной) власти), в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у казенных учреждений на праве оперативного управления, - казенными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - указанными учреждениями самостоятельно;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетными учреждениями учредителем либо приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - бюджетными учреждениями по согласованию с учредителем, в ведении которого находятся указанные учреждения;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями учредителем либо приобретенного автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, - автономными учреждениями по согласованию с учредителем;
- недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), находящегося у автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, а также особо ценного движимого имущества, находящегося у бюджетных и автономных учреждений на праве оперативного управления, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, - указанными учреждениями самостоятельно.
При этом основаниями для списания бюджетными учреждениями основных средств являются:
- непригодность для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, их длительное неиспользование для управленческих нужд;
- выбытие из владения, пользования и распоряжения вследствие передачи их другому юридическому лицу;
- утрата вследствие хищения, гибели или уничтожения (в том числе помимо воли владельца);
- невозможность установления их местонахождения;
- иные причины (по решению комиссии по выбытию), которые привели к необходимости списания.
Имуществом, пришедшим в негодность, признаются основные средства, имеющие значительный физический или моральный износ, препятствующий эффективному их использованию владельцем по первоначальному назначению, а также не подлежащие восстановлению (ремонту) основные средства, получившие повреждения в результате пожара, наводнения, крушения, взрыва и т.д. При этом под физическим износом понимается несоответствие свойств основного средства его первоначальному состоянию, а под моральным износом понимается несоответствие основного средства современному уровню техники или иной области знаний.
Данный порядок применяется в отношении недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества организаций (учреждений) и имущества с предполагаемым сроком использования более 12 мес. и стоимостью более 3000 руб. То есть данный порядок применяется в отношении основных средств, учитываемых на балансовых счетах, переданных учреждению на праве оперативного управления в безвозмездное пользование, либо приобретенных за счет средств бюджетной сметы или субсидии.
Основными принципами при принятии решения о списании основных средств являются:
- обеспечение достоверности сведений, на основании которых принимается решение;
- приоритет решения о дальнейшем использовании имущества перед решением о его уничтожении;
- направленность на максимальное получение пользы для общества и материальной выгоды для государства от имущества, пришедшего в негодность, в том числе необходимость принятия решения об использовании его частей и материалов;
- надлежащее и своевременное отражение в бухгалтерской и иной отчетности действий, совершаемых с имуществом, пришедшим в негодность.
Общий Порядок представления учреждениями документов для согласования решения о списании имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н "Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления".
Инициатором списания основных средств выступает государственное (муниципальное) учреждение. Списание недвижимого, особо ценного движимого имущества, имущества, приобретенного за счет средств бюджетной сметы или субсидии, проводится только при наличии согласования с учредителем. Поэтому государственное (муниципальное) учреждение готовит и передает учредителю на согласование следующий пакет документов в составе:
- надлежащим образом заверенной копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- надлежащим образом заверенной копии приказа (распоряжения) о назначении руководителя учреждения;
- надлежащим образом заверенной копии приказа о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании имущества с приложением положения о данной комиссии и ее состава, в случае если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение и состав внесены изменения;
- надлежащим образом заверенной копии протокола заседания комиссии с принятым решением об основных средствах, пришедших в негодность, с приложением заявления с обязательным указанием согласия на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств, поименованных в протоколе (заявлении), и подписанное руководителем и главным бухгалтером;
- списка основных средств, позволяющего однозначно индивидуализировать имущество, пришедшее в негодность, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и др.), год выпуска и принятия к учету, количество единиц, стоимость, остаточную стоимость, срок полезного и фактического использования. На практике такой список составляется на основе инвентаризационной описи, инвентарных карточек, где имеются все необходимые сведения об основных средствах;


- акта (заключения) комиссии о списании основных средств, содержащего сведения о непосредственном осмотре основных средств с использованием при этом документов технического учета (в отношении объектов недвижимости) и данных бухгалтерского учета;
- об установлении факта невозможности восстановления или иного использования имущества;
- об установлении конкретных причин прихода имущества в непригодное состояние;
- о мерах по выявлению лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие имущества из эксплуатации, и предложениях по привлечению этих лиц к ответственности, указанию причин невозможности привлечения к ответственности виновных лиц;
- о возможности использования составных частей и об их оценке;
- о способах утилизации без вреда для третьих лиц;
- акта (заключения) специализированной экспертизы (возможно, с приложением фото-, кино-, видеоматериалов), позволяющего сделать вывод о возможности (невозможности) и целесообразности (нецелесообразности) дальнейшего использования основного средства или отдельных его составных частей;
- в случае если первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства превышает сумму начисленной амортизации, в пакете документов требуется приложить акт проведения независимой экспертизы. При необходимости наличия у эксперта (физического или юридического лица) лицензии к акту (заключению) прилагается надлежащим образом заверенная копия лицензии;
- сведения о наличии в основном средстве или его составных частях веществ, свойств, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов;
- сведения об отнесении основных средств, пришедших в негодность, к числу объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- иные сведения по решению учредителя.
Для автономных учреждений потребуется еще утверждение (одобрение) списания наблюдательным советом, поскольку контроль за использованием имущества входит в его компетенцию. Форма утверждения (одобрения) устанавливается учредителем, он же делегирует в наблюдательный совет своего представителя.
Срок рассмотрения представленного учреждением пакета документов и подготовки заключения определяется локальным нормативным актом учредителя. В случае обнаружившихся противоречий, неточностей либо недостаточности представленных документов учредитель вправе приостановить рассмотрение вопроса и возвратить учреждению документы для устранения противоречий, неточностей либо недостаточности сведений и документов. В представляемых учреждением документах запрещены любые помарки, исправления, подчистки.
При отсутствии претензий к представленному пакету документов учредитель в установленном им порядке подготавливает заключение и в составе пакета документов государственного (муниципального) учреждения направляет их в соответствующий орган государственной (муниципальной) власти, осуществляющий ведение реестра государственного (муниципального) имущества. При этом установленной формы заключения учредителя нет, однако оно должно содержать:
- информацию о владельце основных средств (учреждении или предприятии, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения);
- информацию об обстоятельствах, подтверждающих возможность (невозможность) и целесообразность (нецелесообразность) дальнейшего использования основных средств, в том числе другим лицом;
- предложения о наиболее целесообразном способе утилизации и за чей счет она будет осуществлена;
- информацию о дальнейшем использовании составных частей (если такое предложение учреждения содержалось);
- предложения о дальнейшем использовании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, в отношении которого принято решение об уничтожении имущества, пришедшего в негодность;
- предложения о мерах, необходимых для привлечения лиц, виновных в приведении имущества в негодность, к ответственности (в случае установления вины).
С 01.01.2013 Минздрав России Приказом от 17.12.2012 N 1059н "О перечне документов, необходимых для согласования решения о списании движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за подведомственными федеральными государственными учреждениями" утвердил конкретный Перечень представляемых документов, чем значительно упростил учреждениям сбор материалов обоснования списания имущества.
Так, для списания особо ценного движимого имущества (от 200 000 руб.) учреждение должно представить вместе с протоколом комиссии и списком имущества:
- копии инвентарных карточек;
- копии отчетов о техническом состоянии объекта движимого имущества, подтверждающих его непригодность к дальнейшему использованию, т.е. экспертное заключение.
При списании транспортного средства помимо указанных выше документов учреждение представляет:
- заверенную копию паспорта транспортного средства;
- заверенную копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
- заверенную копию документа о прохождении последнего техосмотра;
- заверенную копию отчета об оценке рыночной стоимости транспортного средства, произведенной не ранее чем за 3 мес. до представления отчета (с приложением копий документов, подтверждающих право организации, проводившей оценку рыночной стоимости транспортного средства, заниматься оценочной деятельностью).
При списании относящегося к недвижимому имущества в связи со строительством, реконструкцией, сносом (кроме указанных выше документов) учреждение должно представить:
- сопроводительное письмо с указанием года постройки объекта недвижимого имущества с обоснованием причин его списания и с приложением документов, являющихся составной частью проектной документации;
- копию свидетельства о государственной регистрации права учреждения на объект недвижимого имущества;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества;
- копию правоустанавливающих документов на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества (с приложением копии кадастрового плана земельного участка);
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок, занятый объектом недвижимого имущества;
- копию технического паспорта или кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, выданного организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по результатам технической инвентаризации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921;
- выписку из реестра федерального имущества, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
При списании имущества, у которого срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо прочего учреждения должны дополнить пакет документов:
- актом проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании либо хранении федерального имущества с указанием виновных лиц;
- письмом о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение либо утрату федерального имущества.
В случаях же списания федерального недвижимого имущества, пришедшего в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, пакет представляемых на согласование документов дополняется копией акта о причиненных повреждениях (следственных органов, служб МЧС и т.д.) и справкой учреждения о стоимости нанесенного ущерба.
Как правило, в нормативных актах РФ и субъектов РФ на рассмотрение, обработку и издание распоряжения устанавливается срок "в течение одного месяца". В реальности этот срок с учетом доведения до учреждения заверенной копии распоряжения растягивается до двух месяцев. Это необходимо учитывать, определяя сроки списания. Так, списание основных средств по результатам инвентаризации по состоянию на 1 декабря текущего года для целей составления годовой отчетности произойдет фактически только в I квартале следующего финансового года. До тех пор имущество находится на балансе учреждения.
Таким образом, до утверждения собственником списания основных средств реализация мероприятий, предусматривающих утилизацию и отражение в бухгалтерском учете, не допускается.
Если собственник в составе пакета документов на списание основных средств не требует сразу оформления акта о списании, то только после издания им распоряжения заявитель - государственное (муниципальное) учреждение оформляет акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. ОС-4) или акт о списании автотранспортных средств (ф. ОС-4а), которые утверждаются его руководителем. Один экземпляр утвержденного акта о списании, а также акта об утилизации направляется собственнику в том случае, если речь идет об имуществе, включенном в реестр собственности.
В свою очередь, процедура списания основных средств при передаче их другому юридическому лицу схожа с вышеописанной. Различия заключаются только в составе пакета представляемых на списание документов.
Если передача имущества осуществляется внутри одного ведомства, то в состав документов должны быть включены:
- письмо заявителя о передаче основных средств с указанием причины передачи (например, изменение видов деятельности, реорганизация, ликвидация) и согласием на прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения в отношении основных средств;
- письмо принимающего юридического лица с указанием причин приема, согласием на прием в оперативное управление или хозяйственное ведение основных средств;
- список основных средств, позволяющий однозначно индивидуализировать каждый объект учета, который оформляется грифами согласования передающей и принимающей сторон, а также грифом утверждения учредителем в лице руководителей этих трех организаций;
- в отношении объектов недвижимости такие сведения подтверждаются документами технического и кадастрового учета объекта недвижимости, а также кадастровой картой (планом) земельного участка, занятого таким объектом недвижимости и необходимого для его использования;
- в отношении имущества, подлежащего учету в реестре государственной (муниципальной) собственности, сведения подтверждаются надлежащим образом удостоверенной копией выписки из реестра собственности;
- письмо (заключение) учредителя на имя должностного лица собственника.
На основании распоряжения собственника организация, передающая имущество, также составляет акт о списании (ф. ОС-4 или ОС-4а). В строке "Причина списания" указывается "Передача основных средств (наименование принимающей организации) на основании распоряжения (наименование органа государственной (муниципальной) власти)". Физическая передача основных средств осуществляется по договоренности между учреждениями не позднее 1 мес. с момента издания распоряжения собственника.
Также отметим, что в случаях невозможности установления местонахождения основных средств, например в результате хищения после несанкционированного проникновения на территорию учреждения неустановленных лиц или недостачи, выявленной после форс-мажорных событий (аварии, крушения здания и т.д.), процедура списания имущества аналогична описанной выше. Однако помимо указанного перечня пакет документов на списание должен быть дополнен надлежащим образом заверенными копиями заявления государственного (муниципального) учреждения в органы внутренних дел и постановления об открытии уголовного дела и розыске заявленного имущества, а также документами завершенного внутреннего расследования комиссией обстоятельств утраты в результате форс-мажора.
На практике списание имущества можно проводить при наличии документа органов внутренних дел о безуспешных результатах розыска. Как и в двух предыдущих случаях, списание можно оформить лишь после издания соответствующего распоряжения собственником.
Кроме того, отметим, что списание инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, проводится на основании решения комиссии, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом - актом. Однако в соответствии с п. 52 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке, размещении денежных средств на депозитах кредитных организаций, а также о наличии заинтересованности в сделке, о которой собственник должен знать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Собственником имущества автономного учреждения являются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Пример. В бюджетном учреждении после проведения процедуры списания с балансового и забалансового учета списаны следующие основные средства:
- вследствие физического износа списана дрель, приобретенная за счет средств от приносящей доход деятельности, стоимостью 2800 руб.;
- вследствие физического износа списан телефон стоимостью 4500 руб. и суммой начисленной амортизации 4500 руб., приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности;
- списан персональный компьютер, пришедший в негодность по причине морального и физического износа, стоимостью 28 000 руб. и суммой начисленной амортизации 26 000 руб., приобретенный на средства субсидии собственника.
Следовательно, дрель и телефон списаны учреждением самостоятельно в соответствии с общим порядком списания основных средств. Для списания персонального компьютера применена процедура согласования и утверждения списания.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение может распоряжаться самостоятельно.
Поскольку на балансовом учете учреждений находятся и основные средства, полученные от собственника на праве оперативного управления, и основные средства, приобретенные в ходе осуществления деятельности, приносящей доход, то при оформлении документов на списание и далее при отражении хозяйственных операций по выбытию основных средств следует указывать, за счет какого финансового обеспечения основные средства были приобретены: от приносящей доход деятельности (собственные доходы учреждения) или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Список литературы

1. Беспалов М.В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и финансы. Санкт-Петербург. 2011. N 1.
2. Беспалов М.В. Реформирование учета в бюджетных организациях // Налоговый вестник. 2011. N 6. Июнь.
3. Беспалов М.В., Абдукаримов И.Т. Анализ эффективности использования средств, инвестированных в основные фонды компаний. // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. N 5. Сентябрь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
11. Об утверждении Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления: Приказ Минэкономразвития России и Минфина России от 10.03.2011 N 96/30н.
12. Петрова В.И., Петров А.Ю., Сорокин А.Н., Суглобов А.Е. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (Россия). М.: КноРус, 2010.
13. Полещук Т.А., Митина О.В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Инфра-М, 2010.
14. URL: http://www.consultant.ru.
15. URL: http://www.garant.ru.

смотреть еще:

Акт на списание основных средств (форма № ОС-4)
-документ унифицированной формы, применяемый для оформления выбытия основных средств
(кроме автотранспортных средств) при полном или частичном их списании.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации или лицом, на это уполномоченным.
Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.

Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе "Справка о затратах, связанных со списанием основных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания".

Полезные статьи о списании материальных ценностей

Списание недоамортизированных основных средств

У любой организации может возникнуть потребность в ликвидации недоамортизированного основного средства. Его остаточная стоимость будет учтена при расчете налогооблагаемой прибыли. При этом оформленный для целей бухгалтерского учета акт на списание будет служить подтверждающим документом и для целей налогообложения.

Для целей налогообложения прибыли расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств учитываются в составе внереализационных расходов. Здесь же учитываются суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации. Причем в расходах эти суммы можно учесть единовременно в момент списания основного средства (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В бухгалтерском учете, как и в налоговом, организация вправе списать основное средство до окончания срока полезного использования по причине морального или физического износа (п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Списание основных средств в случае морального и (или) физического износа.

Порядок списания с баланса объектов основных средств по причине морального и (или) физического износа регулируется пунктами 94 – 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.

На основании оформленных актов о списании основных средств или о списании автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения. В бухгалтерском учете при списании объекта основных средств делаются следующие проводки:
Д-т счета 01/“Выбытие основных средств” –
К-т счета 01 – списана первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств;
Д-т счета 02 – К-т счета 01/ “Выбытие основных средств” – списана сумма начисленной амортизации;
Д-т счета 91 – К-т счета 01/ “Выбытие основных средств” – остаточная стоимость списываемого объекта основных средств включается в состав внереализационных расходов;
Д-т счета 91 – К-т счета 23 (69, 70, другие счета) – затраты, связанные со списанием объекта основных средств, отражены в составе прочих внереализационных расходов;
Д-т счета 10 – К-т счета 91 – приняты к учету материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств, в оценке по рыночной стоимости.
Налог на добавленную стоимость
При списании с баланса объектов основных средств до истечения срока их полезного использования налоговые органы на местах зачастую выдвигают требование о необходимости восстановления сумм “входного” НДС, которые ранее были в установленном порядке предъявлены к вычету, в части, приходящейся на остаточную стоимость списываемых объектов.
Такая позиция изложена, в частности, в письме Управления МНС России по г. Москве от 2 ноября 2001 г. № 02-11/50849. При этом необходимость восстановления и уплаты налога обосновывается тем, что остаточная стоимость списываемых объектов на издержки производства и обращения не относится.
По мнению автора, положения главы 21 НК РФ не обязывают налогоплательщиков производить восстановление суммы НДС в случае списания объектов основных средств до истечения срока их полезного использования.
Во-первых, глава 21 НК РФ никак не увязывает возможность применения налоговых вычетов по НДС с необходимостью списания стоимости приобретенных основных средств на издержки производства и обращения. Согласно статьям 171 и 172 НК РФ суммы “входного” НДС, уплаченные при приобретении объектов основных средств, принимаются к вычету в полном объеме в момент принятия основных средств на учет при условии, что эти основные средства приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС.
Во-вторых, случаи, когда налогоплательщику следует восстанавливать суммы “входного” НДС, которые ранее правомерно были приняты к вычету, указаны в п. 3 ст. 170 НК РФ. К таким случаям относится, например, освобождение налогоплательщика от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Списание основных средств до истечения срока их полезного использования к таким случаям не отнесено.
В-третьих, начиная с 1 января 2002 г. главой 25 НК РФ предусмотрено включение остаточной стоимости списываемых основных средств в состав расходов, принимаемых при налогообложении прибыли (подробнее см. ниже). Это лишает налоговые органы последнего аргумента в пользу необходимости восстановления суммы “входного” НДС, приходящегося на остаточную стоимость списываемого объекта основных средств.
Таким образом, по нашему мнению, при списании объектов основных средств по причине их морального и (или) физического износа до истечения срока их полезного использования у организации не возникает обязанности восстановить и уплатить в бюджет сумму “входного” НДС, приходящуюся на остаточную стоимость списываемых объектов.
Изложенная точка зрения подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2002 г. № А56-32943/01, ФАС Волго-Вятского округа от 15 мая 2002 г. № А29-9113/01А).
Налоговый учет (налог на прибыль)
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, включаются следующие расходы:
– расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
– суммы недоначисленной в соответствии со сроком полезного использования амортизации по ликвидируемым объектам основных средств.
Суммы недоначисленной амортизации принимаются для целей налогообложения по данным налогового учета.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы на ликвидацию всех выводимых из эксплуатации основных средств независимо от того, являются они амортизируемыми или нет.
При этом в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов или иного имущества, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п. 13 ст. 250 НК РФ).
Отметим, что в главе 25 НК РФ нет указаний на то, в каком порядке следует оценивать для целей налогообложения стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств. В такой ситуации, по мнению автора, величину дохода для целей налогообложения нужно принимать исходя из данных бухгалтерского учета (в той оценке, которая произведена по правилам бухгалтерского учета).
Учет постоянных и временных разниц в соответствии с ПБУ 18/02
При списании основного средства бухгалтеру прежде всего следует сравнить данные бухгалтерского и налогового учета о величине остаточной стоимости списываемого объекта.
Если эти данные совпадают, то дополнительных расчетов делать не нужно, так как никаких разниц в этом случае не образуется. Данные бухгалтерского и налогового учета полностью совпадают.
Если “бухгалтерская” остаточная стоимость списываемого объекта отличается от “налоговой”, бухгалтеру необходимо проанализировать причины, которые привели к этому различию. В зависимости от конкретной ситуации выявленная разница может быть квалифицирована как:
– постоянная разница;
– погашение вычитаемой временной разницы;
– погашение налогооблагаемой временной разницы.
Пример 1.72. В сентябре 2003 г. ликвидируется объект основных средств.

– по данным налогового учета – 10 000 руб.;
– по данным бухгалтерского учета – 12 000 руб.


Ликвидированный объект был получен организацией от учредителя в качестве вклада в уставный капитал.
Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете была сформирована исходя из денежной оценки вклада в соответствии с учредительными документами и составила 100 000 руб.
Первоначальная стоимость в налоговом учете была сформирована на основании данных налогового учета передающей стороны об остаточной стоимости объекта и составила 80 000 руб.
Разница в оценке основных средств в данном случае является источником возникновения постоянных разниц (подробнее см. с. 40).
Поэтому разница, выявленная при списании объекта, в сумме 2000 руб. является постоянной. Этой разнице соответствует постоянное налоговое обязательство. При ставке налога на прибыль в размере 24% величина постоянного налогового обязательства составит 480 руб. (2000 руб. х 24%).
В том отчетном периоде, в котором объект был ликвидирован, в бухгалтерском учете следует начислить постоянное налоговое обязательство:
Д-т счета 99/“Постоянное налоговое обязательство” –
К-т счета 68/“Налог на прибыль” – 480 руб.
Пример 1.73. В сентябре 2003 г. ликвидируется объект основных средств.
Остаточная стоимость составила:
– по данным налогового учета – 12 000 руб.;
– по данным бухгалтерского учета – 10 000 руб.
В результате величина расхода в бухгалтерском учете превышает величину расхода в налоговом учете на 2000 руб.
Выявленная разница обусловлена следующими причинами.
Первоначальная стоимость объекта в бухгалтерском и налоговом учете одинакова. Сумма ежемесячной амортизации тоже одинакова – 1000 руб. в месяц.
В период эксплуатации объект на два месяца передавался организацией в безвозмездное пользование физическому лицу. Поэтому в налоговом учете амортизация по объекту в течение 2 месяцев не начислялась (подробнее см. с. 102). В бухгалтерском учете в этот период начисление амортизации не приостанавливалось. Соответственно в течение 2 месяцев сумма амортизации в бухгалтерском учете превышала сумму амортизации в налоговом учете на 1000 руб. в месяц. При этом в бухгалтерском учете образовалась вычитаемая временная разница в сумме 2000 руб. и был начислен отложенный налоговый актив в сумме 480 руб. (2000 руб. х 24%).
Таким образом, разница в сумме 2000 руб., выявленная при ликвидации объекта, уменьшает образовавшуюся ранее вычитаемую временную разницу. Поэтому в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, когда объект был списан с учета, необходимо отразить погашение соответствующего отложенного налогового актива:
Д-т счета 68/“Налог на прибыль” – К-т счета 09 – 480 руб. – начисленный ранее отложенный налоговый актив погашен на величину, определенную исходя из суммы погашенной временной разницы (2000 руб.) и ставки налога на прибыль (24%).

Унифицированные формы первичных учетных документов

Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) "Унифицированная система первичной учетной документации"


п/п
Код формы Наименование формы документа
1 2 3
1 0306001 Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
2 0306002 Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
3 0306003 Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
4 0306004 Акт о списании автотранспортных средств
5 0306030 Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
6 0306031 Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
7 0306032 Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
8 0306033 Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
9 0310001 Приходный кассовый ордер
10 0310002 Расходный кассовый ордер
11 0310003 Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
12 0315004 Акт о приемке материалов
13 0315006 Требование - накладная
14 0315007 Накладная на отпуск материалов на сторону
15 0340002 Путевой лист строительной машины
16 0345001 Путевой лист легкового автомобиля
17 0345002 Путевой лист специального автомобиля
18 0345004
19 0345005 Путевой лист грузового автомобиля

Путевой лист автобуса не общего пользования

Перечень форм документов класса 05 ОКУД "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций"


п/п
Код формы Наименование формы документа
1 2 3
1 0504143 Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря
2 0504144 Акт о списании исключенной из библиотеки литературы
3 0504202 Меню-требование на выдачу продуктов питания
4 0504203 Ведомость на выдачу кормов и фуража
5 0504210 Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения
6 0504230 Акт о списании материальных запасов
7 0504401 Расчетно-платежная ведомость
8 0504403 Платежная ведомость
9 0504417 Карточка-справка
10 0504421 Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы
11 0504425 Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях
12 0504501 Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам
13 0504510 Квитанция
14 0504514 Кассовая книга
15 0504608 Табель учета посещаемости детей
16 0504805 Извещение
17 0504816 Акт о списании бланков строгой отчетности
18 0504817 Уведомление по расчетам между бюджетами
19 0504822 Уведомление о лимитах бюджетных обязательств
20 0504833 Cправка

В случае прихода объекта основных средств в негодность, руководителем организации принимается решение об их списании. Основные средства могут выбыть из организации также при сдаче их в аренду, моральном износе, полном физическом износе, когда объект полностью самортизирован.

Созданной по приказу руководителя комиссией определяется состояние объектов основных средств, подлежащих списанию, возможность и целесообразность их восстановления. Комиссией также устанавливаются причины, по которым основные средства пришли в негодность, выявляются виновные лица, изучается вся соответствующая документация, определяется возможность использования отдельных частей и деталей списываемых средств. Если объект подлежит ремонту, но он дорогостоящий и делать его невыгодно для организации, то объект снимается с учета.

Для целей бухгалтерского учета для оформления выбытия объектов основных средств используют акт о списании основного средства форма ОС-4. В случае аренды, вклада в капитал или реализации ОС оформляется акт приема-передачи ( и ).


В качестве примера предлагаем скачать заполненный образец акта по ссылке внизу статьи.

По итогам проверки комиссия составляет два акта списания по форме ОС-4. Один остается в бухгалтерии организации, второй для сотрудника, который отвечает за сохранность основных средств.

Для автотранспортных средств вместо формы ОС-4 следует заполнять форму ОС-4а, бланк и образец которой можно скачать .

Образец заполнения акта списания основных средств форма ОС-4

В верхней части акта формы ОС-4 указываются полное наименование организации, структурное подразделение, перечисляются ответственные лица, ставится порядковый номер и дата.

Утверждается бланк акта подписью руководителя и печатью организации.

Состоит акт из нескольких разделов.

В первом разделе бланка ОС-4 содержатся основные сведения о списываемом средстве. Во втором указывается краткая характеристика объекта основных средств, то есть номер технического паспорта, дата изготовления/постройки, масса объекта. В разделе «Сведения о стоимости основного средства» необходимо указать первоначальную стоимость ОС на момент постановки на учет, сумму начисленной амортизации и остаточную стоимость.

После заполнения комиссией разделов составляется заключение о необходимости списать ОС, указываются причины и прилагаются необходимые документы.

Часть деталей и узлов объекта основного средства может быть демонтирована и принята после ликвидации к учету. Сведения о них, их стоимость указывают в четвертом разделе формы ОС-4. Следующий раздел акта содержит информацию о расходах, возникших после ликвидации объекта и поступлении денежных средств от их списания.

В конце пишется итоговый результат списания основного средства. Малыми предприятиями в делается соответствующая запись. Все прочие предприятия заводят на объект инвентарную карточку ОС-6, бланк и образец которой можно скачать .

При проведении данной процедуры оформляется специальный документ.

В данном блоке разберем правила оформления акта списания унифицированной формы ОС-4, обязательно ли пользоваться именно ею.

Бланк относится к первичной документации, детально фиксирующей процесс аннулирования ОС. По информации из акта:

  • совершаются записи в ;
  • формируются определенные проводки бухгалтерией .

Списывают ОС при документальном доказательстве их непригодности или окончании срока полезного использования.

Директор организации утверждает и дает распоряжение о формировании комиссии, контролирующей процесс и подписывающей соответствующий акт.

Основной причиной снятия с учета объекта ОС выступает его непригодность по различным причинам. К примеру, в организации был пожар, и оборудование оказалось повреждено.

Кто заполняет?

Прежде чем провести списание объекта, осуществляется его осмотр, по факту которого составляется .

Когда подтверждается непригодность ОС к использованию, запускается процесс списания и оформляется соответствующий акт.

Его составлением занимается все также комиссия, проводившая обследование имущества .

В состав должно входить не меньше 3 человек.

Сюда можно включить руководителей различных подразделений и сторонних экспертов.

Документ оформляется только после тщательного осмотра списываемого основного средства. Все члены комиссии должны проставить свои визы на документе.

Если один из них не желает ставить свою подпись, об этом делается специальная запись.

Порядок заполнения

Заполнять акт допускается в произвольном виде или по утвержденной в компании форме. Но, большинство компаний используют унифицированную форму ОС-4.

Такой акт может заполняться на один или несколько объектов сразу.

Основные правила заполнения формы ОС-4:

Верхняя часть бланка включает информацию:

  • название компании;
  • код формы;
  • основания составления бумаги;
  • обозначается дата списания;
  • Ф.И.О. мат. ответственного лица;
  • виза директора и дата подписи.

Основная часть бланка должна состоять из 3 таблиц . Перед каждой из них нужно прописать причину списания объекта.

Допустим: основное средство устарело, неверная эксплуатация оборудования, повреждения в результате аварии и др. Содержание таблиц должно быть следующим:

Сведения о состоянии списываемого объекта

  • обозначение объекта;
  • инвентарный номер;
  • дата изготовления;
  • время принятия к учету;
  • ограничение во времени эксплуатации;
  • цена объекта при принятии к учету;
  • денежное выражение амортизации;
  • остаточная стоимость.

Характеристика ОС

  • число единиц;
  • номер;
  • ед. измерения;
  • масса.

Информация о затратах

  • виды работ по разборке объекта;
  • сумма, потраченная на демонтаж объекта;
  • корреспонденция счетов;
  • какие материальные ценности поступили на баланс предприятия после списания ОС;
  • единица измерения;
  • количество;
  • денежное выражение отдельной единицы;
  • полная стоимость.

Под второй таблицей прописываются выводы членов комиссии о результатах осмотра ОС. Также здесь перечисляются сопроводительные документы и прописывается состав комиссии.

Под заключительной таблицей подробно прописываются результаты списания, а также проставляется виза главного бухгалтера.

Акт допускается заполнять от руки либо печатать на компьютере (другой печатной технике).

Важно! Подписи членов комиссии и руководителя должны быть «живыми» (оригинальными).

Когда форма ОС-4 заполняется вручную, используется шариковая ручка черного или синего цвета. Использование карандаша для заполнения документа недопустимо. Ошибки и исправления в подобной документации не допускаются.

Унифицированный бланк ОС-4 составляется в количестве двух штук . Один из них передается в отдел бухгалтерии. На его основании сотрудник отдела отражает списание и передает на склад для проведения утилизации.

При возникновении необходимости можно делать копии документа.

Примеры причины выбытия объекта ОС

Причины списания основного средства могут быть разнообразны.

Основными причинами выбытия являются:

  • основное средство устарело,
  • объект подлежал неправильной эксплуатации,
  • ОС поврежден в результате аварийных ситуаций, стихийных бедствий или пожара,
  • завершено время эксплуатации объекта и при других подобных обстоятельствах.

Что писать в строке «результаты списания»

В строчке о результатах списания обозначается денежное выражение убытка в результате снятия с учета основного средства. Предположим, «убыток равен две тысячи рублей».

Скачать бесплатно бланк и образец в word

Любое оборудование имеет свой срок эксплуатации, после которого его необходимо списать. Чтобы сделать это правильно, нужно действовать в определенном порядке, регламентированном законом. Как провести списание основных средств в 2017 году рассмотрим в статье.

Любой бухгалтер, непосредственно занимающийся приемкой, начислением амортизации и списанием основных средств, должен четко знать порядок действий и необходимый список документов. В противном случае у налоговой службы могут возникнуть вопросы относительно правомерности списания, отсутствия обязательных документов.

Прежде чем проводить списание основных средств на предприятии, необходимо изучить приказ Минфина РФ №33н от 20 июля 1998 года. Он содержит в себе информацию об обязательных мероприятиях и документах, регламентирует порядок учета ОС.

Списание основных средств: документальное оформление

Списание ОС кажется делом обычным и простым, но на деле предприятию необходимо составить ряд бумаг, которые бы подтверждали правомерность выбытия основных средств.

Выбытию предшествует оформление приказа о создании специальной комиссии, которой поручается провести списание основных средств (документальное оформление образования такой комиссии строго обязательно). В состав ее включаются следующие лица:

  • главный бухгалтер компании;
  • технические специалисты;
  • МОЛ, за которыми закреплены основные средства, подлежащие выбытию.

Обязанности и функции комиссии по списанию ОС

В ходе создания комиссии определяются их полномочия. Методические указания предусматривают включение в этот список следующего функционала:

  • Комиссия проводит осмотр списываемого объекта. Она же занимается составлением всей документации, связанной со списанием. Сюда входят не только технические и коммерческие, но и бухгалтерские документы.
  • Устанавливают причину списания, а также невозможность использования объекта ОС для последующего использования, восстановления или продажи.
  • Определяют круг виновных лиц, если ОС пришло в негодность ранее установленного срока службы, было повреждено или частично испорчено. Комиссия в ходе разбирательства разрабатывает предложения по привлечению этих работников к возмещению ущерба.
  • Если некоторые части основного средства могут быть использованы в дальнейшей работе (например, в качестве запчасти для другого оборудования), то составляется список этих деталей, проводится их стоимостная оценка. В дальнейшем именно комиссия отвечает за демонтаж всех перечисленных деталей.
  • Заполнение актов по списанию, подписание всей необходимой документации.

По завершению осмотра объекта специальной комиссией составляется акт на списание. Форму этого документа утверждает руководитель организации. При желании можно использовать и унифицированные акты, утвержденные 21 января 2003 года после выхода постановления Госкомстата РФ №7. Если предприятие самостоятельно разрабатывает формы актов, то они обязательно должны соответствовать требованиям, отображенным в федеральном законе №402-ФЗ от 6 декабря 2011 года.

Формы актов на списание основных средств

В ходе работы комиссии могут быть составлены акты следующих форм:

  • ОС-4 применяется для списания одного объекта, не являющегося транспортным средством;
  • ОС-4а – заполняется в случае выбытия транспортных средств;
  • ОС-4б – он необходим для списания сразу нескольких основных средств, не относящихся к автотранспорту.

При передаче основного средства иным организациям используется акт приемки-передачи. Именно он является обоснованием для проведения списания в этом случае.

Обязательные реквизиты актов о списании

Главным документом, подтверждающим работу комиссии, является акт о списании. В нем в обязательном порядке указываются следующие сведения о списываемом объекте основных средств:

  • когда был произведен или возведен;
  • когда и по какой стоимости приняли на баланс предприятия;
  • срок эксплуатации;
  • общий размер начисленной амортизации;
  • почему списывается;
  • его качественные характеристики.

Особенности составления акта о списании

После составления акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации. Только после этого в инвентарную карточку объекта проставляется информация о его выбытии. Этим занимается главный или другой уполномоченный бухгалтер. Инвентарная карточка должна храниться на предприятии после выбытия объекта еще в течение 5 лет.

Все бухгалтерские записи делаются на основании акта о списании. Документ составляется обязательно в двух экземплярах. Их передают следующим лицам:

  • ответственному бухгалтеру;
  • МОЛ данного объекта (только при наличии акта возможна сдача запчастей объекта на склад).

Согласно методическим указаниям, при списании объекта основных средств организация обязательно должна составить соответствующий акт. Какие-то дополнительные документы составлять в соответствии с законодательством не требуется. Например, приказ на списание основных средств, образец которого поможет составить бумагу правильно, обязательным не является.

Но иногда налоговые органы могут запросить его при проверке предприятия. Такое возможно, если во время процедуры списания появились связанные с ней расходы. Иногда приказ нужен, чтобы указать его в качестве основания для составления акта о списании.

Письмо Минфина РФ №03-03-06/1/454 от 9 июля 2009 года тоже дает понять, что приказ на списание во избежание путаницы лучше составлять. Но ни в одном законодательном акте не указано, как должен выглядеть такой документ, поэтому составлять его можно в произвольной форме.

Кроме стандартных реквизитов (номер и дата составления приказа, наименование организации, город) в тексте приказа должно быть:

  • инвентарный номер объекта;
  • причина списания;
  • срок ликвидации (если она подразумевается);
  • основание для составления приказа;
  • поручение бухгалтеру, МОЛ, кладовщикам или другим ответственным лицам.

Все лица, получающие указания в соответствии с приказом, должны проставить подпись, свидетельствующую об их ознакомлении с документом. Обязательно подписывает приказ и руководитель предприятия.

Списание основных средств: проводки

Списание основных средств подразумевает внесение изменений в баланс предприятия. Ответственный бухгалтер, зная причины, делает соответствующие записи. Из-за того, по какой причине происходит списание основных средств, проводки могут использоваться разные.

Списание основных средств, негодных для использования

Если организация проводит списание из-за износа объекта, то необходимо использовать следующие проводки:

  • Д01 (используется специальный субсчет по выбытию ОС) – К01 – для списания изначальной стоимости;
  • Д02 – К01 (субсчет) – производится списание амортизации;
  • Д91 – К01 (по субсчету) – списание оставшейся (не амортизированной) стоимости объекта.

Продажа ОС

Если же предприятие решило продать основное средство другой организации, то применяются такие проводки:

  • Д01 (субсчет) – К01 – списание изначальной стоимости;
  • Д02 – К01 (субсчет) – списывается амортизация;
  • Д91 – К01 (субсчет) – списываются остатки от стоимости объекта.

В этом случае остаточная стоимость отображается в составе прочих доходов. Дополнительно отображается выручка в соответствии с проводкой Д62 – К91. Необходимо отразить и размер начисленного НДС проводкой Д91 – К68.

Использование ОС в качестве вклада в УК

Речь идет о ситуации, когда основное средство передают другой организации в качестве вложения. Впоследствии изначальный владелец объекта будет получать дивиденды. Списание первоначальной стоимости и амортизации проходит так же, как и в двух предыдущих случаях, а вот саму передачу отображают следующей проводкой: Д58 – К01 (субсчет).

Существует и несколько других специфичных ситуаций, требующих использования особых проводок в бухучете предприятия.

Причины списания основных средств: примеры и термины

Акт на списание, приказ о списании – оба эти документа требуют указывать причины списания основных средств (примеры, термины помогут разобраться с возможными ситуациями).

В приказе Минфина РФ № 26н от 30 марта 2001 года сказано, что если основное средство выбывает из основного фонда организации или не может принести доход организации, то его стоимость необходимо списать.

Приказ Минфина РФ №91н от 13 октября 2003 года в качестве обоснования для выбытия основных средств указывает, что объект не используют на постоянной основе в производственных или управленческих целях.

Если же рассматривать списание основных средств более глобально, то можно выделить следующие причины:

  • организация продала ОС;
  • объект был передан другой организации на безвозмездной основе;
  • основное средство поменяли на другое;
  • из-за физического или морального износа;
  • порча (частичная или полная) вследствие ЧС;
  • ОС используется в качестве вклада в УК;
  • объект был украден, утерян или испорчен, что было установлено только вследствие проведения инвентаризации на предприятии.

Износ основного средства

Любое основное средство (за редким исключением) теряет свои качественные характеристики, выходит из строя. Использование такого оборудования со временем становится невыгодным для предприятия. Различают следующие разновидности износа:

  • Физический износ. Это материальный износ используемых основных средств, вследствие которого его свойства и эксплуатационные характеристики ухудшаются.
  • Моральный износ. Подразумевает обесценивание ОС из-за появления более технологичных и современных аналогов, что приводит к снижению затрат на производство в случае их использования. Этот вид износа не всегда возможно спрогнозировать, так как он зависит от скорости технического прогресса. Иногда оборудование морально устаревает уже через несколько лет, а иногда его использование актуально и через десятилетия. Этот параметр во многом зависит от того, в какой отрасли используется конкретное основное средство.

Физический износ может совпадать со сроком эксплуатации. Тогда все затраты на его приобретение будут полностью амортизированы. Если же изнашивание объекта произошло раньше установленного срока, то часть стоимости нужно будет учитывать при списании.

Другие причины списания ОС

Износ – не единственная причина для списания объектов ОС. Например, его могут просто продать другой компании. В этом случае составляется не акт о списании, а акт приема-передачи. Если ОС используют для внесения взноса в УК другой компании, то тоже используется акт приема-передачи, в этом случае стоимость объектов относится не на расходы, а признаются финансовыми вложениями.

Организация может потерять основные средства в результате их хищения или кражи. Тогда дальнейшие действия зависят от того, возможно ли установить ответственное лицо, является ли оно работником организации.

Причин для списания основных средств много, каждая из них имеет определенный регламент дальнейших процедур, требует отнесения понесенных расходов на определенные счета, а, следовательно, и составления соответствующих проводок.

Списание основных средств из-за его непригодности для дальнейшего использования не проводится без использования соответствующего документального подтверждения. Для наличия доказательств составляются следующие документы:

  • акты о списании (в них содержится информация, подтверждающая, что объект ОС списывается);
  • дефектные ведомости (они нужны для указания причин и аргументов, свидетельствующих о невозможности использовании объекта предприятием).

Для чего нужна дефектная ведомость?

Причин, по которым используется дефектная ведомость на списание основных средств (образец поможет правильно внести всю необходимую информацию), может быть несколько:

  • объясняет, почему нужно списать объект ОС, подходя к вопросу его использования с экономической точки зрения;
  • использование информации из нее позволяет проанализировать причины выхода из строя списываемого оборудования (это позволяет устранить выявленные причины, чтобы в дальнейшем избежать порчи оборудования и необходимости его списания раньше установленного срока эксплуатации);
  • является доказательством обоснованности списания объектов ОС с экспертной точки зрения (такой документ может быть затребован акционерами компании, ее инвесторами или другими заинтересованными лицами, чтобы убедиться в правомерности списания).

Обязательные реквизиты дефектной ведомости

Важнейшей частью дефектной ведомости является указание фактов, ввиду которых использовать основное средство на предприятии нельзя, а его списание нужно провести как можно быстрее. Чтобы вся обязательная информация была отображена в документе, необходимо составлять его в соответствии с определенной структурой.

Правильно составленная дефектная ведомость должна содержать в себе следующие данные:

  • название организации (прописывается полное наименование);
  • структурное подразделение, за которым закреплено основное средство, подлежащее списанию;
  • состав комиссии, проводившей экспертизу объекта списания (вносится информация обо всех технических специалистах);
  • вносится запись о невозможности дальнейшего использования основного средства;
  • информация обо всех исследуемых объектах (по каждому прописывают заводской и инвентарный номер, дополнительно вписывается стоимость ОС и ранее установленный плановый срок его использования);
  • информация об обнаруженных дефектах и установленных неисправностях по каждому объекту;
  • заключение комиссии о необходимости списания объектов ввиду нецелесообразности их дальнейшего ремонта или продажи из-за наличия серьезных неисправностей.

После составления документа его должны подписать все члены комиссии.

Образец дефектной ведомости

Заключение

Списание основных средств имеет немало нюансов и сложностей, которые необходимо изучить еще до начала процедуры ликвидации объектов ОС. Зная порядок проведения списания в соответствии с конкретными причинами, составления проводок и необходимых документов, организация сможет правильно провести списание, а в случае проверки налоговой службой сможет предоставить все бумаги, подтверждающие законность и обоснованность совершенных действий.

Вам также будет интересно:

Условия программы «Ветхое жилье»: переселение из аварийного и ветхого жилья по шагам
Переселение из ветхого и аварийного жилья – необходимая мера, направленная на...
Как ИП открыть расчетный счет в Сбербанке?
Расчетный счет необходим юридическим и физическим лицам для того, чтобы участвовать в...
Как и когда лучше продавать квартиру после вступления в наследство, налог, риски покупателя и продавца Жилье доставшееся по наследству
Для продажи унаследованной квартиры сначала следует официально вступить в наследство , а...
Важно новое страхование. Важно. Новое страхование Что со страховой компанией важно
Акционерное общество «Важно. Новое страхование» представляет собой достаточно стремительно...
Когда применяется правило пяти процентов по ндс
Финансисты напомнили, в каком случае у компаний есть право не вести раздельный учет сумм...